Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства


Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ 

с субъектами образовательного процесса

Автор: Ломоносова Татьяна Николаевна, 

учитель-логопед МКДОУ д/с № 324 г.о. Самара

Эффективность коррекционной работы как непрерывного педагогического процесса в условиях логопедической группы ДОУ во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех участников образовательного процесса: учителя-логопеда, специалистов, родителей. Непрерывность логопедического воздействия в системе работы над общим недоразвитием речи предполагает тесную взаимосвязь учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса.

Учитель-логопед в рамках коррекционно-развивающей работы осуществляет взаимодействие на уровне сотрудничества со всеми субъектами образовательного процесса: воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником, врачом-психоневрологом, заместителем заведующего по воспитательной работе, родителями воспитанников. Все участники образовательного процесса полностью включены в совместную деятельностью с учителем-логопедом.

Взаимодействие учителя-логопеда со всеми субъектами образовательного процесса осуществляется в следующих формах: консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, анкетирование, беседы-практикумы, индивидуальные беседы, родительские собрания, непосредственно образовательная деятельность детей по образовательной области «Коммуникация» для родителей и сотрудников ДОУ, индивидуальные занятия в присутствии родителей, организация посещения родителями ДОУ в дни открытых дверей

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса находит отражение в ниже представленной документации:

  1. План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса. В данной документации представлены наименования мероприятий совместной деятельности учителя-логопеда со специалистами дошкольного учреждения и родителями воспитанников.
  2. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы. В тетради учитель-логопед предлагает воспитателям примерный перечень игр и упражнений, направленных на активизацию и обогащение словаря, развитию грамматического строя и связной речи по всем лексическим темам, на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Данные игры и упражнения могут быть использованы воспитателями при организации непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности детей и в режимные моменты.
  3. Тетрадь взаимосвязи со специалистами ДОУ. В тетради представлены логопедические заключения детей, медицинские диагнозы, расписаны задачи работы специалистов по периодам обучения детей.
  4. Тетрадь взаимосвязи «учитель-логопед-воспитатель-родители». Данная тетрадь представлена индивидуальными логопедическими тетрадями воспитанников группы. Учитель-логопед в тетрадях предлагает детям речевой материал, воспитатели по ним отрабатывают с детьми задания, а родителя дома закрепляют речевой материал.
  5. «Почта одного дня» - это своеобразная информация для родителей. Открывая шкаф для ребенка, родители на дверке в прозрачном кармашке видят маленький листочек с информацией: «Радуемся вместе с Вами, у Дианы появился звук «р», напоминайте Диане, чтобы она произносила звук «р» в словах. Спасибо!» Или: «Огорчаемся вместе с Вами, так как Игорек не может самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Поупражняйтесь дома, помогите Игорьку и тогда у него все получится. Спасибо!» Если родители знакомятся с отрицательной информацией, то обязательно после определенного срока появляется положительная, отмечается, что Игорь научился застегивать пуговицы, завязывать шнурки. «Мы рады успехам Игорька. Спасибо за сотрудничество и помощь».
  6. Тетрадь «Прямая речь». Через тетрадь родители могут задать учителю-логопеду вопросы, поделиться сомнениями относительно организации занятий с ребенком дома и т. д. Например, Что такое диафрагма и где она находится? Для чего нас заставляют диагностировать детей у невропатолога, делать ЭЭГ мозга? И т. д. Письменные вопросы, которые родители задают учителю-логопеду, в дальнейшем выносятся на групповые консультации, индивидуальные беседы.
  7. Лист отзывов. Специалисты и родители воспитанников оставляют в адрес сотрудников учреждения пожелания, высказывания, слова благодарности. В дальнейшем данная информация помогает при построении и организации образовательного процесса.

В раздевалке группы находится стенд «Умники и умницы». В конце каждого занятия логопед оценивает деятельность детей и по результатам работы помещает на стенд фотографии наиболее активных ребят»: «Сегодня на стенде «Умники и умницы» будут помещены фотографии Димы, он поднимал руку, старался отвечать на вопросы правильно; Лизы, она правильно образовывала слова в игре «Чей хвост» и т. д.

На стенде «Речевая газета» учитель-логопед предлагает родителям информацию по вопросам речевого развития детей и организации обучения детей с общим недоразвитием речи.

Комплексная работа по взаимодействию всех субъектов образовательного процесса на уровне сотрудничества приводит в дальнейшем к положительной динамике в общем и речевом развитии воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.