Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ
с субъектами
образовательного процесса
Автор: Ломоносова Татьяна Николаевна,
учитель-логопед МКДОУ
д/с № 324 г.о. Самара
Эффективность коррекционной работы как непрерывного
педагогического процесса в условиях логопедической группы ДОУ во многом
определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех участников
образовательного процесса: учителя-логопеда, специалистов, родителей.
Непрерывность логопедического воздействия в системе работы над общим
недоразвитием речи предполагает тесную взаимосвязь учителя-логопеда с
субъектами образовательного процесса.
Учитель-логопед в рамках коррекционно-развивающей работы
осуществляет взаимодействие на уровне сотрудничества со всеми субъектами
образовательного процесса: воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником,
врачом-психоневрологом, заместителем заведующего по воспитательной работе,
родителями воспитанников. Все участники образовательного процесса полностью
включены в совместную деятельностью с учителем-логопедом.
Взаимодействие учителя-логопеда со всеми субъектами
образовательного процесса осуществляется в следующих формах: консультации,
семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, анкетирование,
беседы-практикумы, индивидуальные беседы, родительские собрания,
непосредственно образовательная деятельность детей по образовательной области
«Коммуникация» для родителей и сотрудников ДОУ, индивидуальные занятия в
присутствии родителей, организация посещения родителями ДОУ в дни открытых
дверей
Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами
образовательного процесса находит отражение в ниже представленной документации:
- План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса. В данной документации представлены наименования мероприятий совместной деятельности учителя-логопеда со специалистами дошкольного учреждения и родителями воспитанников.
- Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы. В тетради учитель-логопед предлагает воспитателям примерный перечень игр и упражнений, направленных на активизацию и обогащение словаря, развитию грамматического строя и связной речи по всем лексическим темам, на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Данные игры и упражнения могут быть использованы воспитателями при организации непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности детей и в режимные моменты.
- Тетрадь взаимосвязи со специалистами ДОУ. В тетради представлены логопедические заключения детей, медицинские диагнозы, расписаны задачи работы специалистов по периодам обучения детей.
- Тетрадь взаимосвязи «учитель-логопед-воспитатель-родители». Данная тетрадь представлена индивидуальными логопедическими тетрадями воспитанников группы. Учитель-логопед в тетрадях предлагает детям речевой материал, воспитатели по ним отрабатывают с детьми задания, а родителя дома закрепляют речевой материал.
- «Почта одного дня» - это своеобразная информация для родителей. Открывая шкаф для ребенка, родители на дверке в прозрачном кармашке видят маленький листочек с информацией: «Радуемся вместе с Вами, у Дианы появился звук «р», напоминайте Диане, чтобы она произносила звук «р» в словах. Спасибо!» Или: «Огорчаемся вместе с Вами, так как Игорек не может самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Поупражняйтесь дома, помогите Игорьку и тогда у него все получится. Спасибо!» Если родители знакомятся с отрицательной информацией, то обязательно после определенного срока появляется положительная, отмечается, что Игорь научился застегивать пуговицы, завязывать шнурки. «Мы рады успехам Игорька. Спасибо за сотрудничество и помощь».
- Тетрадь «Прямая речь». Через тетрадь родители могут задать учителю-логопеду вопросы, поделиться сомнениями относительно организации занятий с ребенком дома и т. д. Например, Что такое диафрагма и где она находится? Для чего нас заставляют диагностировать детей у невропатолога, делать ЭЭГ мозга? И т. д. Письменные вопросы, которые родители задают учителю-логопеду, в дальнейшем выносятся на групповые консультации, индивидуальные беседы.
- Лист отзывов. Специалисты и родители воспитанников оставляют в адрес сотрудников учреждения пожелания, высказывания, слова благодарности. В дальнейшем данная информация помогает при построении и организации образовательного процесса.
В раздевалке группы находится стенд «Умники и умницы». В
конце каждого занятия логопед оценивает деятельность детей и по результатам
работы помещает на стенд фотографии наиболее активных ребят»: «Сегодня на
стенде «Умники и умницы» будут помещены фотографии Димы, он поднимал руку,
старался отвечать на вопросы правильно; Лизы, она правильно образовывала слова
в игре «Чей хвост» и т. д.
На стенде «Речевая газета» учитель-логопед предлагает родителям информацию по вопросам речевого развития детей и организации обучения детей с общим недоразвитием речи.
Комплексная работа по взаимодействию всех субъектов образовательного процесса на уровне сотрудничества приводит в дальнейшем к положительной динамике в общем и речевом развитии воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.