Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Составление и отгадывание загадок как одна из форм работы по речевому развитию дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Бедрицкая Елена Николаевна, 

учитель-логопед МБДОУ детский сад 178 Кировского района г.о. Самара

 

 

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Однако на сегодняшний день всем специалистам, работающим с детьми, хорошо известно, как неуклонно, в последнее время, растет количество детей с различными нарушениями речи.

Создание условий для развития способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей.

Одной из таких методик является методика отгадывания загадок.

Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики. Это одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Развивающие возможности загадки многообразны: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.

В детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.

Известные русские фольклористы В.И. Даль, И.А. Худяков, Д.Н. Садовников, М.А. Рыбников немало посвятили трудов русской загадке. В педагогической практике данной проблемой занимались Ю.Г. Илларионова, Н.Е. Водовозова.

Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будет разгадано.

Все это очень актуально и в отношении детей с нарушениями речи. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении . Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят "живую ноту" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Мы предлагаем использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, загадка широко используется. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны:

-воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

-стимуляция умственной активности;

-развитие мышления, памяти, внимания, воображения;

- развитие лексического и грамматического строя речи, связной речи и фонетики;

-расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

-развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

-загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

-загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)

Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.

Однако, в работе с загадками возникает противоречие: с одной стороны – загадки способствуют развитию познавательных и коммуникативных процессов, с другой – такая работа не вызывает у детей с ОНР интереса, поскольку у них , помимо нарушения всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики, связной речи), прослеживается и недостаточная сформированность таких психических процессов, как память, восприятие, внимание, логическое мышление и другие мыслительные операции. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал. Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную работу и всестороннее развитие? …

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, а так же желание заниматься данной деятельностью, являются:

- предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке;

- продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;

- уровень развития речи детей;

- учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

Главной целью данных методических рекомендаций является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их познавательных и коммуникативных качеств посредством овладения умением отгадывать загадки.

Исходя из цели, были выделены следующие задачи:

- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через отгадывание загадок;

- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально – личностной сферы;

- развитие эстетических способностей.

Категория детей: воспитанники старшего дошкольного возраста компенсирующих групп для детей с ОНР.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
  • Овладение умением конструировать и отгадывать загадки;
  • Повышение мотивации к познавательной деятельности через отгадывание загадок;
  • Сформированность у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Сроки реализации программы: 9 месяцев (с сентября по май)

Форма организации детей: подгрупповая

Режим занятий: 2 раза в неделю

Чтобы загадки способствовали формированию познавательной активности и всестороннему развитию речи для детей с ОНР необходима методика отгадывания и загадывания загадок, которая будет направлять детей на полное вычленение признаков загаданного предмета и установления связей между ними, на понимание образных сравнений.

Работа с детьми

I этап

Цель – расширить и уточнить знания детей об окружающем; учить детей наблюдать делать сравнения, сопоставлять явления; знакомство с многозначностью слов и с образными сравнениями.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что система знаний об окружающем мире, владение умениями анализа, синтеза, сравнения, восприятия, чуткости к смысловым оттенкам слова и обучение умению пользоваться точным словом для выражения своих мыслей является важным составляющим для понимания, а следовательно и успешного отгадывания загадок.

Обучение отгадыванию загадок нужно не с их отгадывания, а с воспитания умения наблюдать, сравнивать, анализировать, т. е. учить видеть мир в многообразных связях и зависимости, в красках, в движении, в образах.

Чтобы решить логическую задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с объектом, его признаками и свойствами, уметь их выделять, связать по ассоциации с другими предметами, не названными в загадке.

Дети не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки, а с нарушением интеллекта вообще зачастую говорят ответ неправильный, необдуманный, без сравнений.

Причины ошибок:

• невнимательное прослушивание текста;

• не запоминают содержание;

• не понимают текст ;

• отгадывая и сравнивая не используют все признаки, имеющиеся в загадке;

• не имеют достаточных знаний о загаданном;

• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Наблюдения, экскурсии, опыты, беседы – способствуют накоплению фактов, сведений об окружающем мире, создают основу для формирования представлений и понятий. Выделять и запоминать различные признаки: внешнего вида (величина, форма, цвет, материала (мягкий, твердый, железный, вкуса (сладкий, кислый, горький, движения (способ, скорость, где живет и т. д.

Систематические наблюдения позволяют увидеть явления в разные периоды его развития. Так, в течение всей прогулки, наблюдая за движением солнца по небосводу, в течение разных времен года за деревьями, изменениями реки. Проведение ряда опытов с водой (испарение, замерзание, со снегом позволяет увидеть свойства неживой природы. Рассматривая предметы сделанные руками человека, следует выделять особенности внешнего вида, материал, назначение, способы использования, а так же, на что они похожи.

Наряду с перечисленными приемами обучения, необходимо закреплять и уточнять знания детей через дидактические игры - «Что из чего сделано? », «Что для чего нужно? », «На что похоже? » и т. д. А также через словесные игры, которые учат детей правильно употреблять образные выражения, понимать переносное значение слов – «Что означает выражение?», «Назови как можно больше слов определений».

Если нет полного правильного анализа материала загадок, будет затруднено или станет невозможным их отгадывание, сравнение.

Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Она непреднамеренно заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, учит открывать «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания.

Работа на начальном этапе велась последовательно :

- нахождение сходных предметов по какому – либо признаку в окружающей обстановке;

- с помощью набора картинок дети учились анализировать и сравнивать разные предметы, искать образные сравнения;

- введение модели, с помощью которой дети учатся отгадывать загадки;

- коллективное составление загадок.

На первом этапе важны наблюдение и изучение предметов в их многообразных связях, что позволяет логически правильно рассуждать и делать правильные умозаключения.

Задание 1.

Цель: побуждать детей находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку: материалу; сравнивать и обобщать их. Развивать внимание и наблюдательность.

Педагог дает инструкцию: « Назовите все деревянные предметы в группе».

Дети внимательно смотрят вокруг, затем называют. Задание выполняется легко, все находят нужные предметы, пытаются сравнивать их, находить сходные между ними признаки, обобщают. Также выполняется аналогичные задания по нахождению металлических и пластмассовых предметов.

Задание 2.

Цель: побуждать детей находить в окружающей обстановке предметы, схожие по форме. Развивать внимание и наблюдательность.

Педагог дает инструкцию: «Назовите предметы круглой формы».

После того, как дети назвали предметы круглой формы, которые были в пределах их видимости, педагог активизирует их: «Посмотрите внимательно, нет ли еще каких-то предметов вокруг, где есть детали округлой формы».

Дети активно обследуют вещи, игрушки и называют детали круглой формы.

Аналогично выполняются задания на нахождение предметов квадратной, прямоугольной, треугольной , овальной форм. Это требует усилий внимания. Педагог задает вопросы, стимулирующие восприятие детей, которые побуждаются активно исследовать пространство.

Задание 3.

Цель: побуждать детей находить в окружающей обстановке предметы сходные по одному общему признаку: цвету; Продолжать развивать внимание и наблюдательность.

Педагог дает инструкцию: «Найдите предметы красного цвета». После освоения этого и аналогичных заданий, задача усложняется: «Какие предметы бывают только желтого (зеленого) цвета».

Возникают дискуссии между детьми, которые приводят примеры и доказательства.

Задание 4.

Цель: побуждать детей находить предметы-заместители, обращаясь к личному опыту. Развивать воображение, абстрактное мышление, логическое мышление, внимание и наблюдательность.

Педагог дает инструкцию: «Назовите предметы, которыми можно копать».

Дети сначала перечисляют лопату, совок, ложку, палочку. Педагог предлагает поразмышлять: «Представьте себе, что вокруг нет на лопаты, ни совка, ни ложки, ни палки. Чем тогда можно копать?».

В результате первого этапа у детей развивались наблюдательность, внимание, воображение, формировалось умение рассуждать, анализировать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

II этап.

Цель: активизировать внутреннюю содержательную сторону познавательного интереса, что помогло бы ребенку размышлять. Помочь овладеть умением находить образные сравнения.

Разработанные задания:

Педагог читает стихотворение Р.Соф

На свете все на все похоже:

Змея – на ремешок от кожи,

Луна – на круглый глаз огромный,

Журавль–на тощий кран подъемный,

Кот полосатый – на пижаму,

Я – на тебя, а ты – на маму.

Педагог спрашивает: - Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком? Какое между ними сходство?

Предлагаются для просмотра картинки - парочки: кот- пижама такой же расцветки, мяч- арбуз, гриб- зонт, еж – иголки и т.п. все дети находят сходство .

- Посмотрите, это предметы – братья, так как они похожи друг на друга.

Затем предлагается усложненный вариант: игра «Собери схожие». Педагог предлагает собрать все предметы – братья, схожие по одному признаку (все колючее, все зеленое, все полосатое, все длинное и т.д.) и объяснить это сходство.

Когда эта игра освоена, педагог предлагает отгадать загадки про эти картинки. Например:

Вьется веревка,

На конце – головка. (Змея).

Дети отгадывают загадки и находят соответствующие им картинки.

Результат второго этапа: дети, опираясь на образные сравнения, пытаются объяснить свою догадку. Дети глубже и точнее анализируют предметы, рассуждают, делают умозаключения, находят в предметах сходство и на основе этого дают образное сравнение.

III этап.

На этом этапе детям предлагалась модель, целью которой являлось6 побуждать детей выделять существенные признаки предметов и явлений и на этой основе самостоятельно составлять загадки.

Задание 1. Модель: на листе бумаге изображены –

-цветовой спектр – цвет предмета;

- геометрические фигуры – форма предмета,

- большой и маленький человечек – размер предмета;

- улыбающиеся губы (вкус предмета);

- кусочки ткани – материал ;

- рука – назначение и способы использования предмета;

Детям был предложен для рассмотрения лимон. Опираясь на модель, дети выделяют признаки данного предмета.

Педагог задает вопросы:

- Какой формы лимон? Есть ли эта форма на схеме?

- Какого цвета лимон? Бывает ли другой цвет?

- Какой он на ощупь? И .т.д. в соответствии с моделью.

Затем анализируют и сравнивают при помощи схемы другие предметы.

Задание 2.

Дети с помощью модели составляют загадки о каком – либо предмете. Ребенок показывает на модели свойства заданного предмета, а остальные ищут отгадку. Педагог обращает внимание детей на то, чтобы они внимательно слушали загадку и не торопились с ответом.

На данном этапе дети учатся понимать схему и обобщать признаки и свойства предметов на основе модели, что необходимо для следующего этапа обучения детей составлению загадок.

IV этап

Цель: формировать у детей умение самостоятельно конструировать загадки, используя образные сравнения; закреплять умение сравнивать предметы, образно мыслить при составлении загадок.

задание 1.

Педагог с детьми внимательно рассматривает несколько предметов (книга, апельсин, свеча, карандаш и т.д. ), задает детям вопросы для активизации наблюдательности и подведения их к поиску образных сравнений. Например: - На какие предметы похож апельсин? Чем они похожи между собой?

Дети сравнивают мяч с шариком, мячом, яблоком, арбузом, глобусом. Педагог говорит: «Это предметы – братья апельсина. А теперь давайте найдем предметы-братья для других предметов». Каждый ребенок подбирает свое сравнение предмету, например:

Свеча- «светит как лампа», «похожа на толстую палочку», «веревочка в серединке, как язычок», «освещает все как фонарик».

Задание 2.

Педагог предлагает: «Пусть каждый из вас нарисует любой предмет, а потом вы к каждому рисунку придумаете загадку».

Дети, нарисовав предметы, придумывают загадки, например:

Машина (Алеша К.): «Рычит, как зверь, быстрая, как птица, железная».

Задание 3. Игра «Отгадай и найди предмет»

Правила игры: считалкой выбрать водящего. Он уходит из игровой комнаты. Оставшиеся дети определяют в это время предмет (он есть в группе), придумывают про него загадку.

Условие: водящий может задать 2 вопроса о загаданном предмете. Например: из чего сделан предмет? Съедобный или несъедобный? какого он цвета? Для чего он нужен?

Игра вызывает большой интерес у детей. Они активно придумывают загадки. Педагог с ними вместе обсуждает выбранные предметы, направляя мысли детей так, чтобы они в результате всех названных свойств выделили основные и составили загадку. При конструировании загадок дети стараются использовать образные сравнения.

Работа с воспитателем

Воспитатели активно включены в создание обогащенной развивающей среды для проведения познавательно - исследовательской деятельности в работе с загадками. Ими подбираются различные виды загадок и создаются схемы, проводится работа в повседневной жизни по обследованию окружающих предметов и установлению между ними внутренних связей, без чего невозможно было бы добиться ожидаемых результатов.

Работа с воспитателями направлена на обучение совместному, согласованному взаимодействию. Она осуществляется через семинары-практикумы, обучающие игры-тренинги, консультации, взаимопросмотры разнообразных форм работы с детьми.

Работа с родителями

Направлена на повышение их психолого–педагогической компетентности через традиционные формы работы, такие как консультации, беседы, родительские собрания и активные формы. Необходимо привлечь родителей к партнерской деятельности в работе по овладению навыками отгадывания и составления загадок, помочь им стать активными участниками тренингов и мастер-классов. Каждый участник может не только вооружиться теоретическими знаниями, но и освоить необходимые практические навыки.

Подведение итогов

Для выявления результативности разработанной методики по работе с загадками детьми, имеющими нарушения речи, были проведены контрольные задания. В них выявлялось умение детей понимать образные сравнения, рассуждать, доказывать загадку, делать умозаключения, выводы. Перед детьми выкладывались картинки. Педагог давал задание: «Я тебе загадаю загадку, а ты отгадай ее и найди отгадку на картинке. Докажи, что ты догадался правильно».

В результате этого задания можно увидеть, что дети, предоставляя свое доказательство («Это холодильник, он у всех стоит на кухне и мороз дает») при отгадывании, понимают сравнения, приводят доводы, рассуждают, делают выводы и находят отгадку.

Чтобы выявить умение детей самостоятельно составлять загадки была предложена игра «Магазин». Педагог говорит, что у нас открывается новый магазин, но он не простой, а особенный. Деньги покупателям нужны не будут, а понадобится смекалка, сообразительность и умение описать предмет. Каждый покупатель должен подумать, что ему нужно и загадать продавцу загадку о нем. Развернулась игра: дети предлагали свои загадки, покупали товары. В ходе игры покупатели и продавцы менялись местами, поэтому все и отгадывали и загадывали загадки.

Отметим, что дети при составлении загадок широко использовали прием образных сравнений, демонстрировали владение операциями анализа и синтеза, обобщения, обращались к личному опыту.

Вывод 

В результате проведенной работы у детей возрастает интерес к загадкам, они становятся более внимательными и наблюдательными. Их рассуждения становятся более аргументированными.

При отборе загадок для дошкольников необходимо учитывать:

  • возрастные особенности и уровень развития, жизненный опыт детей;
  • доступность загадки для понимания детей;
  • полноту представлений у детей о предмете или явлении;
  • степень трудности логической задачи, сложность художественного образа и речевой формы загадки;
  • загадки должны быть по содержанию, логике и форме правдивы, занимательны, грамотны, художественно полноценны.

Загадки действительно являются средством развития познавательной активности дошкольников с ОНР, обогащают их личный опыт и все стороны речи при условии организации систематической работы с дошкольниками по специальному формированию умений отгадывать и составлять загадки.

 

 

Литература

  1. Богоявленская Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: РГУ. – 1983
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.
  4. Нестеренко А.А. Страна загадок. -Ростов-на-Дону, из-во РГУ, 1995.
  5. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1998.
  6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л. А. – Москва, 1989