План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности – старшая группа
Тема; «Путешествие в Красный замок»
Автор: Бедрицкая Елена Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад 178 Кировского района г.о. Самара
Приоритетная образовательная деятельность - «Познание»
Цель образовательной деятельности:
- познакомить детей с буквой А и правилами ее написания;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- познакомить детей с характеристикой звука А по акустическим и артикуляционным признакам;
- развивать слуховую память; формировать умение подбирать и произносить слова со звуком А, определять позиции звука в слове;
-формировать умение изменять силу голоса (громче – тише);
Интеграция: Образовательные области
«Коммуникация»:
-
уточнять и обогащать словарный запас номинативной и глагольной лексикой, связанной с темой ;
-
развивать навыки монологической и диалогической речи, стимулировать активные высказывания детей.
«Чтение художественной литературы»:
-
формировать интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций, к знакомым произведениям.
«Социализация»:
-
формировать представления о правилах вежливости;
-
воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение спокойно общаться, без крика;
-
развивать навыки общения и умение сотрудничать со сверстниками в коллективной деятельности;
-
учить детей обращаться к педагогам за помощью.
«Здоровье»:
-
воспитывать культурно-гигиен
ические навыки - соблюдать опрятность и навыки гигиены.
«Физкультура»:
-
развивать функциональные возможности рук, общую и мелкую моторику, обучать мимическим упражнениям и упражнениям на релаксацию.
Методы и приемы:
1. Практические (мимические упражнения, упражнения на релаксацию, обводка образца по точкам, )
2. Наглядные (рассматривание иллюстраций и реальных бытовых предметов, показ образца буквы, ее элементов)
3. Словесные (чтение стихотворения, беседа, разъяснения, развитие слухового внимания, произнесение слов с заданным звуком и нахождение места звука в слове)
Материалы и оборудование: Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые домики (индивидуаль-ные
Формы организации совместной деятельности
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Коммуникативная
|
Беседа, вопросы, ситуативный диалог
|
Игровая
|
Игровая ситуация |
Рисование
|
Работа с карандашом по точкам |
Конструктивная |
Складывание буквы из пальцев, палочек
|
Логика образовательной деятельности
Этапы НОД |
Действия педагога |
Действия воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1. Приглашение к деятельности. Мимические упражнения, упражнения на релаксацию
|
-Мы купили ананасы, абрикосы и лимон. Съешьте по дольке лимона, покажите ваши ощущения. |
Меняют выражения лица в соответствии с заданием, выполняют упражнения на расслабление - напряжение
|
Привлекается внимание к содержанию НОД, к совместной деятельности. Активизация личного опыта. |
2. Введение в тему. - Сегодня мы отправимся в страну звуков и букв. |
Обращает внимание на тему деятельности. Побуждает детей принять участие в деятельности.
|
Слушают и отвечают на вопросы. |
Повышается мотивация к содержанию НОД. |
3. Помощь в реализации деятельности.
|
Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам. Игра «Поймай звук». Произношение слов со звуком А. Пополнение словаря: айсберг. Чтение стихотворения, показ буквы А |
Произносят звук, слушают и артикулируют его. Хлопают, услышав звук. Знакомство с новым словом. Рассматривают глобус, называют страны. Знакомство с буквой А. |
Обогащается словарный запас детей. Развивается связная речь, мелкая моторика, ориентировка во времени и пространстве. |
4. Совместная деятельность детей. |
Предлагает в группах по 2 составить букву А из палочек, из пальцев. Отмечает успехи детей, поощряет их совместную работу и взаимопомощь. Оказывает помощь при выполнении задания. Обращает внимание на правильный захват пальцами карандаша. |
Составляют букву из палочек и пальцев, помогая друг другу и координируя свои действия. Обводка буквы на листах бумаги по точкам. |
Формируется умение работать в команде, операции анализа и синтеза, мелкая моторика. |
5. Итоги деятельности
|
Задает вопросы и дает оценку деятельности детей. Предлагает дома вместе с родителями продолжить тренироваться в написании буквы. |
Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы. Демонстрируют свои работы другим взрослым. |
Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с родителями. |
Структура непосредственной образовательной деятельности:
1. Приглашение к деятельности.
Мимические упражнения.
-Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения.
Релаксация: сильные — слабые.
- Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы стали сильными. Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы. Напряжение ушло, и все тело расслаблено.
2. Введение в тему.
- Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.
-В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
3. Помощь в реализации деятельности.
Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам
- Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.
-
Развитие слухового внимания
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук а.
-
Произношение слов со звуком а, определение позиции звука
-Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».
- А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)
-
Физминутка. Пантомима «В саду».
-Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва начинаются на А, и кончаются на А.
Фраза произносится тихо и громко.
-Какими фруктами мы угостим Анну? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)
-Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге.
Мы сбились с дороги. Спросим у аиста:
— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
Аист (ребенок): — Топни правой ногой, Топни левой ногой. Шагните правой ногой, Шагните левой ногой, Так и придете домой.
Вот мы и дома.
Вносится глобус.
-Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественникам
Объяснение смысла слова айсберг.
- Повторите, где мы с вами побывали.
- Ребята, чтобы стать хорошими путешественникам
-
Чтение стихотворения «Как появились буквы»
Демонстрируются элементы буквы, затем буква А.
4. Совместная деятельность детей.
-
Знакомство с буквой А
-Что вам напоминает буква а?
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
-Сложить букву А из трех пальчиков.
-Нахождение буквы А в буквенных кассах.
Перед вами азбука.
Сказочный, волшебный дом,
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А. Шибаев
-Буквы бывают строчные и заглавные. Сравнение заглавной и строчной букв.
Далее начинается выкладывание буквы А из палочек. Дети работают группами по 2 человека. Педагог отмечает успехи дошкольников, поощряет совместную их работу и взаимопомощь.
-
Написание буквы А по точкам на листах.
5. Итоги деятельности.
По мере готовности детей педагог подводит итоги («Что хотели сделать, и что получилось?») благодарит детей за хорошую работу. Красивые буквы на листах для обводки демонстрируются другим педагогам (дефектологу, помощнику воспитателя). Дома детям предлагается совместно с родителями продолжить написание букв в прописях и принести свою работу в группу.
Приложение
«Как появились буквы».
Палочки,
Крючочки,
Закорючки,
Точки
Бегали толпою
И поодиночке.
Ссорились,
Мирились,
Прыгали без дела.
Наконец
Без дела
Жить им надоело.
И сказал им кто-то,
Умный и серьезный:
— Взяться за работу
Никогда не поздно.
Слышим мы повсюду
Но для них покуда
Нету знаков — букв.
Эй, крючки
И точки,
Черточки,
Кружочки!
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки
И шагайте слаженно
По листу бумажному!
Черточки послушались,
Прекратили драки,
Превратились в нужные
Правильные знаки.
Стали всем понятными
Буквами печатными.
И тогда вприпрыжку
Прибежали в книжку.
В. Измайлова