Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности – старшая группа

Тема: «Путешествие в Красный замок»

Автор: Бедрицкая Елена Николаевна,

учитель-логопед МБДОУ детского сада №178 Кировского района г.о. Самара

Приоритетная образовательная деятельность - «Познание»

Цель образовательной деятельности:

- познакомить детей с буквой А и правилами ее написания;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- познакомить детей с характеристикой звука А по акустическим и артикуляционным признакам;

- развивать слуховую память; формировать умение подбирать и произносить слова со звуком А, определять позиции звука в слове;

-формировать умение изменять силу голоса (громче – тише);

Интеграция: Образовательные области

«Коммуникация»:

•        уточнять и обогащать словарный запас номинативной и глагольной лексикой, связанной с темой ;

•        развивать навыки монологической и диалогической речи, стимулировать активные высказывания детей.

«Чтение художественной литературы»:

•        формировать интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций, к знакомым произведениям.

«Социализация»:

•        формировать представления о правилах вежливости;

•        воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение спокойно общаться, без крика;

•        развивать навыки общения и умение сотрудничать со сверстниками в коллективной деятельности;

•        учить детей обращаться к педагогам за помощью.

«Здоровье»:

•        воспитывать культурно-гигиенические навыки - соблюдать опрятность и навыки гигиены.

«Физкультура»:

•        развивать функциональные возможности рук, общую и мелкую моторику, обучать мимическим упражнениям и упражнениям на релаксацию.

Методы и приемы:

1. Практические (мимические упражнения, упражнения на релаксацию, обводка образца по точкам, )

2. Наглядные (рассматривание иллюстраций и реальных бытовых предметов, показ образца буквы, ее элементов)

3. Словесные (чтение стихотворения, беседа, разъяснения, развитие слухового внимания, произнесение слов с заданным звуком и нахождение места звука в слове)

Материалы и оборудование: Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые домики (индивидуаль-ные), кассы букв, палочки, ручки, листы с трафаретом, демонстрационные буквы А, а. Красный замок, фея Анна, глобус.

Формы организации совместной деятельности

 

ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коммуникативная

Беседа, вопросы, ситуативный диалог

Игровая

Игровая ситуация

Рисование

Работа с карандашом по точкам

Конструктивная

Складывание буквы из пальцев, палочек


Логика образовательной деятельности

Этапы НОД

Действия педагога

Действия воспитанников

Ожидаемые результаты

1. Приглашение к деятельности.

Мимические упражнения, упражнения на релаксацию

-Мы купили ананасы, абрикосы и лимон. Съешьте по дольке лимона, покажите ваши ощущения.

Меняют выражения лица в соответствии с заданием, выполняют упражнения на расслабление - напряжение

Привлекается внимание к содержанию НОД, к совместной деятельности. Активизация личного опыта.

2. Введение в тему.

Сегодня мы отправимся в страну звуков и букв.

Обращает внимание на тему деятельности.

Побуждает детей принять участие в деятельности.

Слушают и отвечают на вопросы.

Повышается мотивация к содержанию НОД.

3. Помощь в реализации деятельности.

Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам.

Игра «Поймай звук».

Произношение слов со звуком А.

Пополнение словаря: айсберг.

Чтение стихотворения, показ буквы А

Произносят звук, слушают и артикулируют его.

Хлопают, услышав звук. Знакомство с новым словом. Рассматривают глобус, называют страны. Знакомство с буквой А.

Обогащается словарный запас детей. Развивается связная речь, мелкая моторика, ориентировка во времени и пространстве.

4. Совместная деятельность детей.

Предлагает в группах по 2 составить букву А из палочек, из пальцев.

Отмечает успехи детей, поощряет их совместную работу и взаимопомощь. Оказывает помощь при выполнении задания.

Обращает внимание на правильный захват пальцами карандаша.

Составляют букву из палочек и пальцев, помогая друг другу и координируя свои действия.

Обводка буквы на листах бумаги по точкам.

Формируется умение работать в команде, операции анализа и синтеза, мелкая моторика.

5. Итоги деятельности

Задает вопросы и дает оценку деятельности детей. Предлагает дома вместе с родителями продолжить тренироваться в написании буквы.

Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы. Демонстрируют свои работы другим взрослым.

Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с родителями.


Структура непосредственной образовательной деятельности:

1. Приглашение к деятельности.

Мимические упражнения.

-Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения.

Релаксация: сильные — слабые.

- Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы стали сильными. Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы. Напряжение ушло, и все тело расслаблено.

2. Введение в тему.

- Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.

Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.

-В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

3. Помощь в реализации деятельности.

Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам

- Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.

Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.

•        Развитие слухового внимания

Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук а.

•        Произношение слов со звуком а, определение позиции звука

-Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.

Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».

- А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)

•        Физминутка. Пантомима «В саду».

-Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва начинаются на А, и кончаются на А.

Фраза произносится тихо и громко.

-Какими фруктами мы угостим Анну? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)

-Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге.

Мы сбились с дороги. Спросим у аиста:

— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.

Аист (ребенок): — Топни правой ногой, Топни левой ногой. Шагните правой ногой, Шагните левой ногой, Так и придете домой.

Вот мы и дома.

Вносится глобус.

-Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука а. Вот — Америка. Есть Южная и Северная Америка. А вот — Англия. Из Англии мы .отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолете сделаем перелет на Южный полюс холода. Это — Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где еще жарко? (В Африке.) У берегов Антарктиды мы можем встретить айсберги. Что это такое?

Объяснение смысла слова айсберг.

- Повторите, где мы с вами побывали.

- Ребята, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Измайлова «Как появились буквы».

•        Чтение стихотворения «Как появились буквы»

Демонстрируются элементы буквы, затем буква А.

4. Совместная деятельность детей.

•        Знакомство с буквой А

-Что вам напоминает буква а?

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

С. Маршак

 

-Сложить букву А из трех пальчиков.

-Нахождение буквы А в буквенных кассах.

Перед вами азбука.

Сказочный, волшебный дом,

Азбука — хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А. Шибаев

-Буквы бывают строчные и заглавные. Сравнение заглавной и строчной букв.

Далее начинается выкладывание буквы А из палочек. Дети работают группами по 2 человека. Педагог отмечает успехи дошкольников, поощряет совместную их работу и взаимопомощь.

 

•        Написание буквы А по точкам на листах.

 

5. Итоги деятельности.

По мере готовности детей педагог подводит итоги («Что хотели сделать, и что получилось?») благодарит детей за хорошую работу. Красивые буквы на листах для обводки демонстрируются другим педагогам (дефектологу, помощнику воспитателя). Дома детям предлагается совместно с родителями продолжить написание букв в прописях и принести свою работу в группу.

 

Приложение


«Как появились буквы»

 Палочки,

Крючочки,

Закорючки,

Точки

Бегали толпою

И поодиночке.

Ссорились,

Мирились,

Прыгали без дела.

Наконец

Без дела

Жить им надоело.

И сказал им кто-то,

Умный и серьезный:

— Взяться за работу

Никогда не поздно.

Слышим мы повсюду

Но для них покуда

Нету знаков — букв.

Эй, крючки

И точки,

Черточки,

Кружочки!

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки

И шагайте слаженно

По листу бумажному!

Черточки послушались,

Прекратили драки,

Превратились в нужные

Правильные знаки.

Стали всем понятными

Буквами печатными.

И тогда вприпрыжку

Прибежали в книжку.

                              В. Измайлова