План-конспект интегрированной непосредственной
образовательной деятельности – старшая группа
Тема: «Путешествие в Красный замок»
Автор: Бедрицкая Елена Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада №178 Кировского района г.о.
Самара
Приоритетная образовательная деятельность - «Познание»
Цель образовательной деятельности:
- познакомить детей с буквой А и правилами ее написания;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- познакомить детей с характеристикой звука А по
акустическим и артикуляционным признакам;
- развивать слуховую память; формировать умение подбирать и
произносить слова со звуком А, определять позиции звука в слове;
-формировать умение изменять силу голоса (громче – тише);
Интеграция: Образовательные области
«Коммуникация»:
• уточнять и
обогащать словарный запас номинативной и глагольной лексикой, связанной с темой
;
• развивать
навыки монологической и диалогической речи, стимулировать активные высказывания
детей.
«Чтение художественной литературы»:
• формировать
интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций, к знакомым произведениям.
«Социализация»:
• формировать
представления о правилах вежливости;
• воспитывать у
детей доброжелательное отношение друг к другу, умение спокойно общаться, без
крика;
• развивать
навыки общения и умение сотрудничать со сверстниками в коллективной
деятельности;
• учить детей
обращаться к педагогам за помощью.
«Здоровье»:
• воспитывать
культурно-гигиенические навыки - соблюдать опрятность и навыки гигиены.
«Физкультура»:
• развивать
функциональные возможности рук, общую и мелкую моторику, обучать мимическим
упражнениям и упражнениям на релаксацию.
Методы и приемы:
1. Практические (мимические упражнения, упражнения на
релаксацию, обводка образца по точкам, )
2. Наглядные (рассматривание иллюстраций и реальных бытовых
предметов, показ образца буквы, ее элементов)
3. Словесные (чтение стихотворения, беседа, разъяснения,
развитие слухового внимания, произнесение слов с заданным звуком и нахождение
места звука в слове)
Материалы и оборудование: Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые домики (индивидуаль-ные), кассы букв, палочки, ручки, листы с трафаретом, демонстрационные буквы А, а. Красный замок, фея Анна, глобус.
Формы организации совместной деятельности
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Коммуникативная |
Беседа, вопросы, ситуативный диалог |
Игровая |
Игровая ситуация |
Рисование |
Работа с карандашом по точкам |
Конструктивная |
Складывание буквы из пальцев, палочек |
Логика образовательной деятельности
Этапы НОД |
Действия педагога |
Действия воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1. Приглашение к деятельности. Мимические упражнения, упражнения на
релаксацию |
-Мы купили ананасы, абрикосы и лимон. Съешьте по дольке лимона,
покажите ваши ощущения. |
Меняют выражения лица в соответствии с
заданием, выполняют упражнения на расслабление - напряжение |
Привлекается внимание к содержанию НОД,
к совместной деятельности. Активизация личного опыта. |
2. Введение в тему. - Сегодня мы отправимся в страну звуков и
букв. |
Обращает внимание на тему деятельности. Побуждает детей принять участие в
деятельности. |
Слушают и отвечают на вопросы. |
Повышается мотивация к содержанию НОД. |
3. Помощь в реализации деятельности. |
Характеристика
звука А по акустическим и артикуляционным признакам. Игра
«Поймай звук». Произношение
слов со звуком А. Пополнение
словаря: айсберг. Чтение стихотворения, показ буквы А |
Произносят звук, слушают и артикулируют
его. Хлопают, услышав звук. Знакомство с
новым словом. Рассматривают глобус, называют страны. Знакомство с буквой А. |
Обогащается словарный запас детей.
Развивается связная речь, мелкая моторика, ориентировка во времени и
пространстве. |
4. Совместная деятельность детей. |
Предлагает в группах по 2 составить
букву А из палочек, из пальцев. Отмечает успехи детей, поощряет их
совместную работу и взаимопомощь. Оказывает помощь при выполнении задания. Обращает внимание на правильный захват
пальцами карандаша. |
Составляют букву из палочек и пальцев,
помогая друг другу и координируя свои действия. Обводка буквы на листах бумаги по
точкам. |
Формируется умение работать в команде,
операции анализа и синтеза, мелкая моторика. |
5. Итоги деятельности |
Задает вопросы и дает оценку
деятельности детей. Предлагает дома вместе с родителями продолжить
тренироваться в написании буквы. |
Дети поддерживают диалог, отвечают на
вопросы. Демонстрируют свои работы другим взрослым. |
Создается положительный эмоциональный
фон для сотрудничества с родителями. |
Структура непосредственной образовательной деятельности:
1. Приглашение к деятельности.
Мимические упражнения.
-Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и
лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что
он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и
покажите ваши ощущения.
Релаксация: сильные — слабые.
- Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы
стали сильными. Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного
Буратино. А сейчас расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы. Напряжение
ушло, и все тело расслаблено.
2. Введение в тему.
- Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши
путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о
звуках, словах и буквах.
Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном
платье.
-В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного
замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
3. Помощь в реализации деятельности.
Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным
признакам
- Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени
Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна
предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках
ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая?
(Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился!
Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет
никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется гласным, от слов глас, голос.
Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком.
Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.
• Развитие
слухового внимания
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети
хлопают, услышав звук а.
• Произношение
слов со звуком а, определение позиции звука
-Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она
не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется
позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».
- А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)
• Физминутка.
Пантомима «В саду».
-Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад
зашли. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот —
сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного
фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не
созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот —
антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это
— астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова астра,
азбука, айва начинаются на А, и кончаются на А.
Фраза произносится тихо и громко.
-Какими фруктами мы угостим Анну? (Айвой, абрикосами,
апельсинами, антоновкой.)
-Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с
красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист,
как он стоит на одной ноге.
Мы сбились с дороги. Спросим у аиста:
— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
Аист (ребенок): — Топни правой ногой, Топни левой ногой.
Шагните правой ногой, Шагните левой ногой, Так и придете домой.
Вот мы и дома.
Вносится глобус.
-Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие
путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть
путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых
начинаются со звука а. Вот — Америка. Есть Южная и Северная Америка. А вот —
Англия. Из Англии мы .отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На
волшебном самолете сделаем перелет на Южный полюс холода. Это — Антарктида. А
теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где еще жарко? (В Африке.) У
берегов Антарктиды мы можем встретить айсберги. Что это такое?
Объяснение смысла слова айсберг.
- Повторите, где мы с вами побывали.
- Ребята, чтобы стать хорошими путешественниками, надо
научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы. Сейчас я прочитаю вам
стихотворение В. Измайлова «Как появились буквы».
• Чтение
стихотворения «Как появились буквы»
Демонстрируются элементы буквы, затем буква А.
4. Совместная деятельность детей.
• Знакомство с
буквой А
-Что вам напоминает буква а?
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
-Сложить букву А из трех пальчиков.
-Нахождение буквы А в буквенных кассах.
Перед вами азбука.
Сказочный, волшебный дом,
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А. Шибаев
-Буквы бывают строчные и заглавные. Сравнение заглавной и
строчной букв.
Далее начинается выкладывание буквы А из палочек. Дети
работают группами по 2 человека. Педагог отмечает успехи дошкольников, поощряет
совместную их работу и взаимопомощь.
• Написание
буквы А по точкам на листах.
5. Итоги деятельности.
По мере готовности детей педагог подводит итоги («Что хотели
сделать, и что получилось?») благодарит детей за хорошую работу. Красивые буквы
на листах для обводки демонстрируются другим педагогам (дефектологу, помощнику
воспитателя). Дома детям предлагается совместно с родителями продолжить
написание букв в прописях и принести свою работу в группу.
Приложение
«Как появились буквы»
Крючочки,
Закорючки,
Точки
Бегали толпою
И поодиночке.
Ссорились,
Мирились,
Прыгали без дела.
Наконец
Без дела
Жить им надоело.
И сказал им кто-то,
Умный и серьезный:
— Взяться за работу
Никогда не поздно.
Слышим мы повсюду
Но для них покуда
Нету знаков — букв.
Эй, крючки
И точки,
Черточки,
Кружочки!
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки
И шагайте слаженно
По листу бумажному!
Черточки послушались,
Прекратили драки,
Превратились в нужные
Правильные знаки.
Стали всем понятными
Буквами печатными.
И тогда вприпрыжку
Прибежали в книжку.
В. Измайлова