Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми подготовительной к школе группе на тему:
«Полёт в космическое государство»
Автор: Парусова Лилия Касимовна,
учитель – логопед ель-логопед МБДОУ комбинированного вида «Детский сад» № 61 «Алёнушка» г. Набережные Челны
Тема: «Полёт в космическое государство»
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Чтение художественной литературы, Социализация, Безопасность Физическая культура, Здоровье.
Цель: Закрепление правильного произношения звука [ Р] в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи; уточнение акустических и артикуляционных признаков (звонкий, согласный, твердый); совершенствование фонематического восприятия, расширение лексического запаса, овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения, согласования прилагательных с существительными, установление лексико-грамматических отношений между членами предложения, проявлять словотворчество детей с целью предупреждения дисграфии и дислексии.
Словарная работа:
Активный словарь: скафандр, астронавт, космонавт, космический корабль, Солнечная система, Меркурий – раскаленная планета, Венера – пустынная, Марс – кровавая, Земля - голубая, Юпитер – самая большая, Сатурн – окольцованная, Уран, Плутон и Нептун – самые холодные планеты.
Планета, марсиане, земляне, землянин, марсианин, марсианка, марсианский, невесомость.
Пассивный словарь: космодром «Плесецк», «Фортуна», солнечное излучение, космическое пространство,
Методические приёмы
Словесные: указания, поощрения, вопросы к детям, повторения, хоровые и индивидуальные ответы детей, художественное слово, беседа, прослушивание музыки.
Наглядные: показ и рассматривание картинок, слайдов, сюрпризный момент.
Практические: здоровьесберегающие и игровые упражнения, динамическая пауза, логоритмические упражнения.
Предварительная работа: беседы на тему «Космос», рассматривание картинок по теме, закрепление пословиц о дружбе.
Оборудование: аудиозапись, мольберт, символика звука[ Р], картинки, слоговая дорожка, с символами звуков А,О,У,Ы, маски-скафандры, слайды со скафандрами, фотоаппараты, с планетами Солнечной Системы, слайд с невесомостью, карточка с радиограммой, изографы: аист, сорока, страус, курица, картинки с животными уличерепаха, рыбалёт, схема рассказа-моделирования, фишки: звездочки, квадрат, треугольник.
Ожидаемые результаты: Закрепляются правильное произношения звука [Р] в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи; уточняются акустические и артикуляционные признаки (звонкий, согласный, твердый); совершенствуются фонематическое восприятие, расширяется лексический запас, продолжается овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения, согласования прилагательных с существительными, устанавливаются лексико-грамматические отношения между членами предложения, проявляется словотворчество детей.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Психогимнастика.
- Отгадайте мою загадку: «Ярко сверкает, всех согревает». (Солнце). Как ласково мы его называем? (Солнышко). Солнце - это яркая звезда на небе, в нашей Солнечной системе. Представьте, что солнце согревает наши руки и лицо, вам всем приятно. (Расслабление). Подул холодный ветер, (дуют) вам холодно (напряжение), но вот опять засверкало солнце и нам снова тепло и приятно.
Сообщение темы.
- Какой сейчас звук я выделю в слове «засверкало» (утрированно). (Звук [ Р]).
Совсем недавно мы говорили о первом полете человека в космос. А сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в космическое государство. К этому путешествию мы долго готовились; учились правильно произносить звук [ Р] в слогах, в словах, в предложениях, употреблять его в связной речи. А как называют профессию человека, совершающего полеты в космос (астронавт, космонавт)?(Хоровые повторы и индивидуальные ответы детей).
Характеристика звука.
А теперь мы можем отправиться в путешествие. Но, мы должны сдать экзамены.
На мольберте изображена символика звука [Р].
- Позиция зубов, губ, языка. (Кончик языка поднят к бугоркам, губы принимают положение следующего гласного, раскрыты, зубы разомкнуты, под напором сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать, дрожать).
- Спит голосок или не спит (Звонкий или глухой)
- Поётся или не поётся (согласный или гласный; есть преграда в виде язычка.)
- Твердый или мягкий
- Сравнение с звуковыми символами (рычание тигра, рев мотора автомобиля).
Экзамен сдан на отлично! Молодцы, ребята!
Изолированный звук.
- Откуда стартуют космические корабли? ( с космодрома «Байконур».) (показ картинки).
– Давайте, доберемся на космодром на машине. Л
огоритмическое упражнение « Едем на машине» Е.А.Алябьева.
- Завели моторы. ( Имитация рева мотора машины движениями рук, дети произносят изолированный звук [ р-р-р]). Микровывод: Молодцы! Мы все смогли завести моторы с помощью звука[ Р]!
Автоматизация Р в слогах.
- А вот и космодром «Байконур» и наш космический корабль. Чтобы пройти к нему нужно пропрыгать слоговую дорожку на 2-х ногах и проговорить слоги. (На полу лежат карточки с символами гласных звуков: А- большой круг, У- маленький круг, О – овал, Ы – полуовал).
РА_РО_РУ_РЫ (каждый ребенок прыгает по дорожке и проговаривает слоги). Микровывод: Итак, мы смогли пропрыгать и слоговую дорожку с помощью нашего звука[ Р].
Автоматизация в словах.
- Пришла пора узнать, как называется наш космический корабль. Прочитайте название корабля по первым звукам названий картинок.
(Фломастеры, олень, рысенок, трактор, утка, ножницы, аист)
Дети читают «Фортуна» хором.
- «Фортуна» - это удача пусть нас в пути всегда сопровождает удача. Можно ли долететь в космос в наших костюмах? (нет). А что мы наденем? (скафандры). Хором повторяют слово «Скафандры». Значит, в чем мы полетим? (в скафандрах). ( Слайд скафандра). Что такое - скафандры? (Это космический костюм).
- Скафандры предназначены специально для полетов в космос, чтобы сберечь космонавта от солнечного излучения, и от холода. А еще в нем есть воздух, чтобы космонавт мог дышать им. Ведь, в космосе нет воздуха, а человек без воздуха погибает.
Дети надевают маски-скафандры. (Садятся)
- Внимание, приготовится к полету. Считают обратным счетом: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 СТАРТ!(Шум мотора космического корабля).
-Закройте глаза. Мы летим с огромной скоростью (звучит музыка - релакс). У нас тяжелые руки и ноги. Тело наше свободно и мы готовы встретить космос.
- Откройте глаза. А теперь снимите скафандры. Мы ворвались в космическое пространство планет. Давайте сфотографируем их. (Фотографируют). Как красиво! А вот, и наши фотографии. (Слад Солнечной системы).
- Это планеты Солнечной системы. Какие планеты Солнечной системы мы знаем? ( Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, Нептун). Давайте расскажем о планетах Солнечной системы? Какие они? (Слайды с планетами).
( Меркурий – раскаленная планета, Венера – пустынная, Марс – кровавая, Земля - голубая, Юпитер – самая большая, Сатурн – окольцованная, Уран, Плутон и Нептун – самые холодные планеты).
- А кого мы можем встретить на Марсе? (Марсиан). (Хором). Если встретим женщину на Марсе, как мы её назовем? (Марсианка). (Хором). А если – мужчину? (Марсианин) (Хором). А мы с вами кто? (Земляне). (Индивидуальные ответы детей: «Я – Землянин»).
Микровывод: А теперь, вспомним, как называется наш космический корабль? (Фортуна). Как называется космический костюм для полетов в космос? (Скафандр). Назовите планеты Солнечной системы? (Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, Нептун).
- Что такое невесомость? (Когда человек и окружающие предметы в космосе теряют вес, и нет притяжения Земли).
Физминутка. (Слайды с невесомостью).
-А сейчас мы отрываемся от земли и находимся в состоянии невесомости. Изобразите позы человека в состоянии невесомости (звучит музыка).
Автоматизация в предложениях.
-А сейчас наденем наушники. Получен сигнал с планеты Марс. (Звучит музыка и голос за кадром). А вот и радиограмма. Логопед вынимает из аппарата (принтера) полоски бумаги.
- Давайте расшифруем радиограмму. Логопед читает: « Зоопарк, в, приглашаем, Вас, Марсианский. ( Приглашаем Вас в Марсианский Зоопарк).
-Марсиане приглашают нас в Марсианский Зоопарк. Конечно, мы принимаем это приглашение. Мы приближаемся к Зоопарку. Какие необычные обитатели в этом Зоопарке. Попробуем разгадать название этих обитателей зоопарка. ( Детям логопед показывает изографы: аист, сорока, страус, курица). Назовите, одним словом. (Птицы). Какая птица здесь лишняя? (Курица). Почему? (Потому, что она домашняя птица). А следующие обитатели еще необычнее. Давайте придумаем им названия. (Детям показывают картинки необычных животных: и придумывают им названия: уличерепаха, рыбалёт). Почему их так назвали? (Потому, что в одном слове спряталось 2 слова: улитка, черепаха; рыба и самолет). Микровывод: Где мы побывали? (В марсианском зоопарке). Каких необычных животных и птиц мы увидели? ( Аист, сорока, страус, курица, уличерепаха, рыбалёт).
Входит «Марсианин».
-Здравствуйте, Земляне! Я живу на планете Марс. Мы живем очень дружно на своей планете. И хотим с Вами подружиться тоже!
- Логопед: Давайте с Марсианами будем дружить! А ещё мы знаем пословицы дружбе.
1. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
2. Старый друг лучше новых двух.
3. Сам погибай, а товарища выручай.
4. Друг познается в беде.
- Марсианин: Я хочу вам рассказать одну удивительную историю о дружбе Марсиан. Постарайтесь запомнить эту историю и рассказать своим друзьям.
Автоматизация в связной речи. Моделирование.
- «Жил – был веселый квадрат. В один день захотел квадрат отправиться в гости к своему другу кругу. Сел в грузовик, взял с собой подарок. Приехал к нему и видит, что круг лежит в кровати с высокой температурой. Квадрат принес кругу чашку горячего чая с лимоном. От такой заботы круг сразу поправился.
- Мы обязательно запомним эту удивительную историю и расскажем её своим друзьям.
Итог. Самооценка.
-Марсианин: Мы очень рады, что мы приняли наше приглашение и хочу передать вам сладкие угощения. ( Батончики «Марс»). Дети благодарят. Марсианин прощается со всеми. Уходит.
- Логопед: А сейчас нам пора обратно на Землю. (Звучит музыка).
Закончилось наше путешествие в космическое государство. Какой звук мы закрепили в своей речи сегодня?
Что вам понравилось больше всего? Какие игры были наиболее интересными? Что было для вас трудным? Что запомнили?
- А сейчас возьмите фишки и сами оцените свою работу на занятии.
Звездочка – отлично, без ошибок.
Квадратик – хорошо, 1 ошибка.
Треугольник – не очень хорошо, 2, 3 ошибки.
- Почему вы взяли квадратик? (Потому что ошиблись).
Мне тоже понравилось, как вы работали. Всех люблю и всех хвалю.