Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Конспект  проведения  непосредственной  образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация»  с  детьми  подготовительной  к  школе  группе  на тему:

«Полёт  в космическое  государство» 

Автор: Парусова Лилия  Касимовна,

учитель – логопед ель-логопед МБДОУ комбинированного вида  «Детский сад»    61 «Алёнушка» г. Набережные Челны 

 

Тема: «Полёт  в  космическое  государство»

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка,  Чтение художественной литературы, Социализация, Безопасность Физическая культура, Здоровье.

Цель: Закрепление  правильного  произношения  звука [ Р] в  слогах,  в  словах, в  предложениях, в связной  речи; уточнение акустических и артикуляционных  признаков (звонкий,  согласный,  твердый); совершенствование  фонематического  восприятия,  расширение  лексического  запаса,  овладение  грамматическими  категориями  словообразования  и словоизменения,  согласования  прилагательных  с  существительными, установление  лексико-грамматических  отношений  между  членами  предложения,  проявлять  словотворчество  детей  с  целью  предупреждения  дисграфии и  дислексии.

Словарная  работа:                                                                                          

Активный  словарь:  скафандр, астронавт,  космонавт, космический  корабль, Солнечная  система,  Меркурий – раскаленная  планета,  Венера – пустынная, Марс – кровавая,  Земля - голубая, Юпитер – самая большая, Сатурн – окольцованная, Уран,  Плутон  и  Нептун – самые  холодные  планеты.

 Планета,  марсиане, земляне, землянин,  марсианин, марсианка, марсианский,  невесомость.

Пассивный  словарь: космодром «Плесецк», «Фортуна», солнечное  излучение, космическое  пространство,

Методические приёмы

Словесные: указания,  поощрения,  вопросы  к  детям, повторения,  хоровые  и  индивидуальные ответы  детей,  художественное  слово, беседа, прослушивание музыки.

Наглядные: показ и рассматривание картинок, слайдов, сюрпризный момент.

Практические: здоровьесберегающие  и  игровые  упражнения,  динамическая пауза, логоритмические  упражнения.

Предварительная работа: беседы  на  тему  «Космос», рассматривание картинок  по  теме,  закрепление  пословиц о  дружбе.

Оборудование: аудиозапись, мольберт,  символика звука[ Р], картинки,  слоговая дорожка, с символами   звуков А,О,У,Ы, маски-скафандры, слайды со скафандрами, фотоаппараты, с  планетами  Солнечной  Системы, слайд  с  невесомостью, карточка с радиограммой,  изографы: аист, сорока, страус, курица, картинки с животными уличерепаха, рыбалёт, схема рассказа-моделирования, фишки: звездочки, квадрат, треугольник.                                                                                                

Ожидаемые результаты: Закрепляются  правильное  произношения  звука  [Р] в  слогах,  в  словах, в  предложениях, в связной  речи; уточняются акустические и артикуляционные  признаки (звонкий,  согласный,  твердый); совершенствуются  фонематическое  восприятие,  расширяется  лексический  запас, продолжается овладение  грамматическими  категориями  словообразования  и словоизменения,  согласования  прилагательных  с  существительными, устанавливаются  лексико-грамматические  отношения  между  членами  предложения,  проявляется  словотворчество  детей. 

 

Ход непосредственно-образовательной  деятельности: 

Психогимнастика.

- Отгадайте  мою  загадку: «Ярко  сверкает,  всех согревает». (Солнце). Как ласково  мы  его  называем? (Солнышко). Солнце   -  это  яркая  звезда на небе, в  нашей  Солнечной системе. Представьте, что  солнце согревает наши руки  и  лицо,  вам всем  приятно. (Расслабление).  Подул  холодный  ветер, (дуют)  вам  холодно (напряжение),  но  вот опять  засверкало  солнце  и  нам  снова  тепло и  приятно.

Сообщение  темы. 

- Какой   сейчас  звук  я  выделю в  слове «засверкало» (утрированно).     (Звук [ Р]).

Совсем недавно  мы  говорили  о  первом  полете  человека  в  космос. А сегодня  я  предлагаю вам совершить путешествие  в  космическое  государство. К  этому путешествию мы  долго  готовились;  учились  правильно  произносить  звук [ Р]  в  слогах,  в  словах, в  предложениях, употреблять  его  в  связной  речи. А как называют профессию  человека, совершающего  полеты    в  космос  (астронавт, космонавт)?(Хоровые  повторы и  индивидуальные ответы  детей).

Характеристика  звука. 

 

  А  теперь мы  можем отправиться  в  путешествие.    Но, мы  должны  сдать  экзамены.

 

На  мольберте  изображена  символика  звука [Р].

-         Позиция зубов, губ, языка. (Кончик  языка поднят  к бугоркам, губы  принимают  положение  следующего  гласного, раскрыты,  зубы разомкнуты,  под  напором  сильной  воздушной  струи  кончик языка  начинает  вибрировать,  дрожать).

-         Спит голосок  или  не  спит (Звонкий  или  глухой)

-         Поётся  или  не  поётся (согласный  или  гласный;  есть  преграда  в  виде язычка.)

-         Твердый  или  мягкий

-         Сравнение  с  звуковыми  символами  (рычание тигра, рев  мотора  автомобиля).                                                                                               

Экзамен сдан  на отлично! Молодцы, ребята!

Изолированный  звук.

- Откуда стартуют  космические  корабли? ( с  космодрома «Байконур».) (показ  картинки).                                                                                                 

– Давайте,  доберемся  на космодром  на  машине. Л

огоритмическое  упражнение « Едем на машине»  Е.А.Алябьева.                                                  

- Завели  моторы. ( Имитация    рева мотора  машины  движениями  рук,  дети  произносят изолированный  звук [ р-р-р]). Микровывод: Молодцы! Мы все  смогли завести  моторы с помощью звука[ Р]!

Автоматизация Р  в  слогах.

- А  вот  и  космодром «Байконур»  и  наш  космический  корабль.  Чтобы  пройти  к  нему  нужно  пропрыгать  слоговую  дорожку   на 2-х  ногах  и  проговорить  слоги. (На  полу  лежат  карточки  с  символами  гласных звуков: А- большой круг, У- маленький круг, О – овал, Ы – полуовал).

РА_РО_РУ_РЫ  (каждый   ребенок  прыгает  по  дорожке  и  проговаривает слоги). Микровывод:  Итак, мы смогли  пропрыгать  и слоговую  дорожку с помощью  нашего  звука[ Р].

 

Автоматизация  в  словах.

- Пришла  пора  узнать,  как  называется  наш  космический  корабль. Прочитайте название  корабля по  первым  звукам  названий  картинок.

(Фломастеры, олень, рысенок, трактор, утка, ножницы, аист)

Дети  читают «Фортуна» хором.

- «Фортуна» - это удача   пусть нас  в  пути  всегда сопровождает удача.  Можно  ли  долететь  в  космос в  наших  костюмах?  (нет).   А  что  мы  наденем? (скафандры).  Хором  повторяют  слово «Скафандры». Значит, в чем  мы  полетим? (в скафандрах). ( Слайд  скафандра). Что  такое -  скафандры? (Это  космический  костюм).

- Скафандры   предназначены  специально для полетов  в  космос,  чтобы  сберечь  космонавта  от  солнечного  излучения, и от  холода. А еще в нем  есть  воздух, чтобы  космонавт  мог дышать  им.  Ведь,  в   космосе  нет  воздуха,  а  человек  без  воздуха  погибает.

Дети  надевают маски-скафандры. (Садятся)

- Внимание,  приготовится к  полету. Считают обратным  счетом: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 СТАРТ!(Шум мотора космического  корабля).

-Закройте  глаза.  Мы  летим с  огромной скоростью (звучит  музыка - релакс). У  нас тяжелые  руки  и  ноги. Тело   наше свободно и мы  готовы  встретить  космос.                                                                                                        

 - Откройте  глаза. А теперь  снимите  скафандры. Мы  ворвались в  космическое пространство  планет.  Давайте  сфотографируем  их. (Фотографируют).   Как  красиво! А  вот,  и  наши  фотографии. (Слад  Солнечной  системы).

 - Это планеты  Солнечной  системы.  Какие  планеты  Солнечной  системы  мы  знаем? ( Меркурий,  Венера,  Марс, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, Нептун). Давайте  расскажем о  планетах  Солнечной  системы?  Какие  они? (Слайды  с  планетами).

 ( Меркурий – раскаленная  планета,  Венера – пустынная, Марс – кровавая,  Земля - голубая,  Юпитер – самая большая, Сатурн – окольцованная, Уран,  Плутон  и  Нептун – самые  холодные  планеты).

- А кого  мы  можем встретить на  Марсе? (Марсиан). (Хором). Если встретим  женщину  на Марсе,  как  мы  её  назовем? (Марсианка). (Хором). А  если – мужчину? (Марсианин) (Хором). А мы  с вами кто? (Земляне). (Индивидуальные  ответы  детей: «Я – Землянин»).             

Микровывод: А теперь, вспомним, как называется наш  космический корабль? (Фортуна). Как  называется космический  костюм для полетов  в  космос? (Скафандр). Назовите  планеты  Солнечной  системы? (Меркурий,  Венера,  Марс, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, Нептун).                                             

- Что  такое  невесомость? (Когда  человек  и  окружающие  предметы в  космосе  теряют  вес, и  нет  притяжения  Земли).

Физминутка. (Слайды с невесомостью).

-А сейчас  мы  отрываемся   от  земли и  находимся в  состоянии  невесомости.  Изобразите позы  человека в  состоянии  невесомости (звучит  музыка).

 

Автоматизация  в  предложениях.

-А сейчас наденем наушники.  Получен  сигнал  с планеты Марс. (Звучит  музыка и голос  за  кадром). А вот  и  радиограмма. Логопед вынимает из аппарата (принтера)  полоски  бумаги.

- Давайте расшифруем  радиограмму. Логопед  читает: « Зоопарк, в, приглашаем, Вас, Марсианский.  ( Приглашаем  Вас  в  Марсианский   Зоопарк). 

-Марсиане  приглашают нас в  Марсианский  Зоопарк.  Конечно, мы  принимаем  это  приглашение.  Мы  приближаемся  к  Зоопарку.  Какие  необычные  обитатели  в  этом Зоопарке. Попробуем  разгадать  название  этих обитателей зоопарка. ( Детям  логопед  показывает изографы: аист, сорока, страус, курица).  Назовите,  одним словом. (Птицы). Какая  птица  здесь  лишняя? (Курица). Почему? (Потому, что она  домашняя  птица). А следующие обитатели  еще необычнее.  Давайте  придумаем  им  названия. (Детям  показывают картинки  необычных  животных:  и придумывают  им  названия: уличерепаха, рыбалёт). Почему их  так назвали? (Потому, что в  одном  слове  спряталось  2  слова:  улитка, черепаха; рыба  и  самолет). Микровывод:  Где мы  побывали? (В марсианском  зоопарке). Каких необычных животных  и  птиц мы  увидели? ( Аист,  сорока, страус, курица, уличерепаха,  рыбалёт). 

Входит  «Марсианин».

-Здравствуйте, Земляне! Я живу на планете  Марс. Мы живем очень дружно на своей планете. И  хотим  с Вами  подружиться  тоже!

- Логопед: Давайте с  Марсианами  будем дружить! А ещё  мы знаем  пословицы  дружбе.

1.     Не  имей 100 рублей, а имей 100  друзей.

2.     Старый  друг  лучше  новых  двух.

3.     Сам  погибай, а товарища выручай.

4.     Друг познается в  беде.

- Марсианин: Я  хочу  вам  рассказать одну  удивительную  историю о дружбе  Марсиан. Постарайтесь  запомнить  эту  историю  и  рассказать  своим  друзьям.

 

Автоматизация  в  связной  речи. Моделирование.

- «Жил – был веселый квадрат. В один  день захотел квадрат  отправиться  в  гости  к  своему  другу кругу.  Сел  в  грузовик,  взял  с  собой подарок.  Приехал  к  нему и видит,  что  круг  лежит  в  кровати  с высокой  температурой.  Квадрат  принес  кругу чашку  горячего  чая с лимоном. От такой  заботы  круг  сразу  поправился.

- Мы обязательно запомним  эту  удивительную  историю  и  расскажем  её  своим  друзьям.

 

  

Итог. Самооценка.

-Марсианин:  Мы  очень  рады, что  мы  приняли  наше   приглашение  и хочу  передать   вам сладкие  угощения. ( Батончики «Марс»). Дети   благодарят. Марсианин  прощается  со  всеми. Уходит.

- Логопед: А сейчас  нам  пора  обратно    на  Землю. (Звучит  музыка).

 Закончилось  наше путешествие  в  космическое  государство. Какой звук мы закрепили   в своей  речи сегодня?

Что  вам  понравилось  больше  всего? Какие  игры  были  наиболее интересными? Что было для вас  трудным? Что  запомнили?

- А  сейчас  возьмите  фишки  и  сами  оцените  свою  работу  на  занятии.

Звездочка – отлично,  без  ошибок.

Квадратик – хорошо,  1 ошибка.

Треугольник – не  очень  хорошо, 2, 3 ошибки.

- Почему  вы  взяли  квадратик?  (Потому что  ошиблись).

Мне тоже   понравилось,  как  вы  работали. Всех  люблю  и  всех  хвалю.