План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на тему:
«Составление сказки по аналогии с элементами мнемотехники»
Автор: Ибраева Татьяна Анатольевна,
учитель-логопед в МБДОУ д/с №83 г.о. Самара
Рекомендуется в работе с детьми старшего возраста с ФФНР индивидуально или с небольшой подгруппой.
Приоритетная образовательная область: «Коммуникация»
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».
Задачи образовательной деятельности:
1. Формирование у детей интереса к составлению сказок по аналогии и умения создавать индивидуальные сказки («Коммуникация»)
2. Обучение приемам планирования собственного пересказа с помощью мнемотаблиц («Коммуникация»)
3. Развитие умения анализировать содержание произведения, контролировать построение развернутого высказывания. («Коммуникация»)
4.Формировать опыт положительного восприятия содержания сказки.( «Чтение художественной литературы»)
5. Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные и птицы». («Коммуникация»)
6. Совершенствование диалогической и монологической форм речи. («Коммуникация»)
6.Формирование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением. («Коммуникация»)
7. Формирование навыков составления предложений с однородными сказуемыми с помощью мнемодорожек. («Коммуникация»)
8. Формирование опыта самостоятельного рисования схем
(«Художественное творчество»)
9.Развитие слухового внимания и слуховой памяти,наглядно-образного, логического
мышления, общей и речедвигательной моторики.
10.Формирование умения произвольно управлять эмоциями. . («Коммуникация»)
11.Воспитывать умение слушать взрослого, не перебивая, принимать поставленную задачу. («Социализация»)
Методы и приемы:
· игровая ситуация,дидактическая игра, упражнения, сравнение,моделирование;
· чтение сказки, беседа, пересказ,разъяснения, сочинение
Формы организации совместной деятельности:
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
Двигательная |
Соотнесение речи с движениями, мимичекие и жестовые упражнения. |
Коммуникативная |
Беседа, вопрос, пересказ,ситуативный диалог,отгадывание загадок,придумывание сказки |
Игровая |
Игровые ситуации, игровые упражнения. |
Чтение |
Чтение сказки, закадок. |
Материалы и оборудование:
мягкая игрушка- собака,предметные картинки с изображением кошки,курицы,коровы, мнемотаблица к сказке Ушинского К.Д. «Бишка», мнемотаблица-загадка «Кошка», мнемотаблица-загадка «Корова», мнемотаблица-загадка «Курица».
Логика образовательной деятельности.
Этапы НОД |
Действия логопеда |
Действия воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1.Введение в тему. - Сегодня мы отправляемся в гости в сказку,будем учиться пересказывать и сочинять свои сказки |
Обращает внимание на настроение; на тему деятельности. Предлагает детям отгадать загадку. |
Дети внимательно слушают и отгадывают загадку. |
Повышается мотивация к содержанию НОД, к совместной деятельности, активизация личного опыта. |
2.Приглашение к деятельности. - Хочешь услышать сказку о собачке Бишке? |
Побуждает детей принять участие в диалоге.Предлагает детям послушать сказку и ответить на вопросы,запомнить, пересказать. |
Слушают сказку и отвечают на вопросы, запоминают, пересказывают с опорой на мнемотаблицу. |
Формируется опыт положительного восприятия содержания сказки ,развивается связная речь, обогащается словарный запас детей, развитие слухового внимания и слуховой памяти,наглядно-образного, логического мышления Воспитывать умение слушать взрослого, не перебивая, принимать поставленную задачу |
3.Помощь в реализации деятельности |
Предлагает выбрать оъект для придумывания сказки с помощью мнемозакадки,изобразить с помощью мимики и жестов животных,образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, показывает приемы построения мнемодорожек ,предлагает поразмышлять о другом действующем герое сказки, придумать свою сказку. |
Отгадывает мнемозагадку,изображает животных,образовывает слова с уменьшительно-ласкательным значением, выстраивает мнемодорожки,составляя предложения,отвечает на вопросы, придумывает сказку по аналогии |
Развитие словообразовательных навыков,умение использовать жесты и мимику,формируется умение построить логичное,последовательое высказывание, Совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи. |
4. Итоги деятельности |
Формулирует вывод и дает оценку деятельности. Предлагает дома вместе с родителями выполнить мнемосхему к своему рассказу. |
Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы.. |
Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с детьми и родителями. |
Структура непосредственной образовательной деятельности:
1.Введение в игровую ситуацию.
Добрый день!Я улыбаюсь тебе, а ты улыбнись мне.
Сейчас мы спокойны и добры, мы приветливы и бодры. Мы здоровы. Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя свежеть, доброту, красоту. А выдохни через ротик все обиды, злобу, огорчения.
Сегодня мы отправляемся в гости в сказку,будем учиться пересказывать и сочинять свои сказки. А поможет нам в этом тот, про кого ты отгадаешь загадку:
У меня отличный слух,
Умный взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я ...
(собака)
Правильно, а зовут её Бишка(демонстрируется игрушка)
2. Приглашение к деятельности.
- Хочешь услышать сказку о собачке Бишке?
Чтение педагогом сказки Ушинского К.Д. «Бишка»:
- А ну-ка,Бишка,прочти, что в книжке написано!
Понюхала собачка книжку да и прочь пошла.
- Не моё,говорит, - дело книжки читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточку ищу, поноску тащу, - будет с меня и этого.
Усвоение содержания – ответы на вопросы логопеда с опорой на мнемотаблицу:
О чём попросили Бишку?
Что сделала Бишка?
Как ответила Бишка,когда её попросили почитать книжку?
Какие свои полезные дела назвала Бишка?
Что такое «поноска»?
Чему учит нас эта сказка?
Покажи, пожалуйста,как собачка нюхала книжку (короткие вдохи через нос, длинный – через рот),покажи с помощью мимики и жестов: как Бишка относится к книжке, сторожит дом,пугает воров, ходит на охоту, выслеживает зайца, ищет утку,тащит поноску.
Повторное чтение текста с установкой на запоминание с помощью мнемотаблицы.
3. Помощь в реализации деятельности.
Придумывание такой же сказки о других домашних животных:
а) Выбор домашних животных и птиц для придумывания сказки по индивидуальной картинке (с помощью отгадывания мнемозагадок о кошке, корове, курице).
Упражнения для мышц шеи, жевательно-артикуляционных мышц:
Кошка умывается. Повернуть голову влево – облизать верхнюю губу,повернуть голову вправо - облизать нижнюю губу.
Бодливая корова. Круговые движения головой в разные стороны.
Курица клюёт зерно. Поворачивать голову вправо, совершать движения вверх – вниз, аналогично – влево.
Корова жуёт жвачку. Имитация жевания.
Кошка зевает. Широко открыть рот.Делать круговое движение нижней челюстью – подбородком рисовать букву «о».
б) Придумывание выбранным животным кличек (кошка Мурка,корова Бурёнка,курица Пеструшка).
в) «Назови ласково».(кошечка Мурочка,коровушка Бурёнушка, курочка Пеструшечка)
г) «Кто что делает?»Подбор действий с последующим составлением предложений с однородными сказуемыми (составляются мнемодорожки)
кошка – ловит мышей,мяукает,умывается,лакает молоко,лижет лапку, …
курица – несёт яйца, выводит цыплят,клюёт зерно,ищет червяков, щиплет
траву, кудахчет, …
корова – даёт молоко, пасётся на лугу, мычит, жуёт сено, бодается, …
д) Размышления и ответы на вопросы:
Что было бы, если бы мы попросили кошку (корову, курицу) почитать книжку? Что на это предложение ответила бы кошка (корова, курица)?
е) Составление плана сказки о Мурке (Бурёнке, Пеструшке):
Задание Мурке (Бурёнке, Пеструшке).
Отношение Мурки (Бурёнки, Пеструшки) к чтению книжки.
Рассказ Мурки (Бурёнки, Пеструшки) о своих полезных делах.
ж) Варианты сказки о Мурке (Бурёнке, Пеструшке), придуманные ребёнком.
4. Итоги деятельности.
Вывод делается с помощью логопеда: Каждый должен заниматься своим делом,которое он знает и хорошо умеет делать.
(Собака – сторожить дом и охотиться,
кошка – ловить мышей,
корова – давать молоко и кормить человека,
курица – нести яйца,
а учиться грамоте и читать книжки – это дело людей. )
Логопед подводит итоги («Получилась новая сказка?»)
Дома детям предлагается совместно с родителями выполнить мнемосхему к своему рассказу. Затем может проводится конкурс на самую красивую мнемосхему и интересную сказку.
Список литературных источников :
1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб,2000
2. Коноваленко С.В.,Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.- М.,Гном и Д,2010
3.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов . – СПб,Детство – Пресс,1998
Интернет-ресурсы
1. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/
2. http://mnemonikon.ru/