Перспективный план совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы по развитию фонематических средств языка
Автор: Куликова Анастасия Евгеньевна,
учитель-логопед МДОУ "Детский сад №18 "Сказка", г.Котлас
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
2. Совершенствовать произносительные умения детей.
3. Развивать слуховое внимание, зрительную и вербальную память, пространственную ориентировку.
4. Воспитывать любознательность, стремление наблюдать за явлениями языка, желание научиться читать.
Месяц |
Неделя |
Тема |
Игровые упражнения |
сентябрь |
3 |
Звук «А» |
* Звуки окружающего мира * Характеристика звука «А» * Нахождение звука «А» в словах * Определение места звука в слове (работа со схемой) * Буква «А» |
4 |
Звук «У» |
* Хорошо ли ты знаешь себя? (ориентировка на себе) * Характеристика звука «У» * Найди картинку, в названии которой есть звук «У» * Игровое упр. «Ты и я» – выделение звука «У» в конце слова. * Определение места звука в слове (работа со схемой) * Буква «У» |
|
октябрь |
1 |
Звук «И» |
* Упр. с пальчиками «Левая – правая строят города» * Характеристика звука «И» * Игровые упр. «Хлопни в ладоши», «Звук «И» потерялся в начале слова», «Назови много предметов» («И» в конце слова) * Найди картинку, в названии которой есть звук «И» * Определение места звука в слове (работа со схемой) * Буква «И» |
2 |
Звук «М» («МЬ») |
* Упр. с пальчиками «Левая – правая строят города» * Характеристика звука «М» * «Сосчитай звуки», «Запомни и повтори», * Упражнение «Корова и теленок» (М-МЬ) * Игровое упр. «Мамина сумка» – выбор картинок, в названии которых есть звук «М» * Определение места звука в слове (работа со схемой) * Буква «М», «Живые буквы» |
|
3 |
Звук «О» |
* Ориентировка на теле * Характеристика звука «О» * Игровые упр. «Звук «О» потерялся в начале слова», «Много – одно» («О» в конце слова) * Убери лишнюю картинку * Определение места звука в слове (работа со схемой) * Буква «О» |
|
4 |
Звук «Ы» |
* Перекрестная ориентировка на теле * Характеристика звука «Ы» * Выделение звука «Ы» в ряду гласных звуков * Найди картинку, в названии которой есть звук «Ы» * Определение места звука в слове (работа со схемой) * Буква «Ы» * «Что за чем?» (после, перед, между – определение положения знакомых букв) |
|
ноябрь |
1 |
Звук «П» («ПЬ») |
* Характеристика звука «П» * Игровое упр. «Доскажи словечко» (деление слов на слоги) * Выделение звуков «П» и «ПЬ» в слогах, словах – игра «Большой паровоз и маленький» * Выбор картинок, в названии которых твердый звук (мальчики), мягкий звук (девочки) *Определение места звука в слове (работа со схемой) * Буква «П» |
2 |
Звук «Т» («ТЬ») |
* Кулачок-ладошка» (упр. на координацию правой и левой руки) * Характеристика звука «Т» * Игровые упр. «Закончи слово звуком «Т», «Богатые слова» * Выделение звуков «Т» и «ТЬ» в слогах, словах – игра «Большой молоток и маленький» * Раздели картинки Тиму и Тому * Буква «Т» |
|
3 |
Звук «К» («КЬ») |
* Кулачок-ладошка» (упр. на координацию правой и левой руки) * Характеристика звука «К» * Игровые упр. «Один – много» (К-КЬ), «Какое слово длиннее» * Выделение звуков «К» и «КЬ» в словах – игра «Назови продукты», * «Кому отдать картинку: коту, киту?» * Буква «К» |
|
4 |
Звук «Х» |
* Характеристика звука «Х» * Игровые упр. «Четвертый лишний», «Раздели слова на слоги» * Игровое упр. «Чего не стало?» (двух, трех, четырех) * Подбери схему * Буква «Х», «Живые буквы», «Буква потерялась» |
|
декабрь |
1 |
Звук «С» («СЬ») |
* Характеристика звука «С» * Игровые упр. «Закончи слово слогом «СА» («СЫ», «СОК»). * Выделение звуков «С» и «СЬ», игры «Большой и маленький», «Скажи ласково» * Игровое упр. «Совы и синички» – выбор картинок, в названии которых есть звук «С» или звук «СЬ», определение места звука в слове (работа со схемой) * Найди в ряду слов лишнее слово * Буква «С», «Живые буквы» |
2 |
Звук «Б» («БЬ») |
* Характеристика звука «Б» * Выделение звуков «Б» и «БЬ», игры: «Барабан большой и маленький», «Исправь ошибку» * Звуковой синтез «Дружные звуки» * Игровое упр. «Быки и бизоны» – выбор картинок, в названии которых есть звук «Б» или «БЬ» * Буква «Б», «Живые буквы», преобразование слов |
|
3 |
Звук «В» («ВЬ») |
* Характеристика звука «В» * Игровое упр. «Угадай слово» (слоговой анализ и синтез) * Звуковой синтез «Дружные звуки» * Выделение звуков «В» и «ВЬ», игры «Сильный ветер – вентилятор», «Картинки Вале и Вите» * Буква «В», «Живые буквы» |
|
4 |
Звук «Г» («ГЬ») |
* Характеристика звука «Г» * Выделение звуков «Г» и «ГЬ», игры: «Гусь и гусята», «Один – много», * Слоговой синтез «Подбери слово по первому слогу «ГА» («ГО», «ГИ») * «Кто с чем играет: Галя и Гена» (Г-ГЬ) * Буква «Г», «Живые буквы» |
|
январь |
1 |
Звук «Д» («ДЬ») |
* Покажи пальчик по названию (закрепление названий пальцев рук) * Характеристика звука «Д» * Игровые упр. «Найди картинку», «Добавь слог «ДА» * Звуковой синтез «Дружные звуки» * Выделение звуков «Д» и «ДЬ», игры: «Большой и маленький дятел», «Четвертый лишний» * Буква «Д», «Живые буквы», преобразование слов |
2 |
Звук «З» («ЗЬ») |
* Покажи пальчик по названию (закрепление названий пальцев рук) * Характеристика звука «З» * Выбор картинок, в названии которых есть звук «З» * Игровые упр. « Закончи слово слогом «ЗА» («ЗЫ»), «Что возле чего?» * Определение места звука в слове (работа со схемой) * Буква «З», «Живые буквы» |
|
февраль |
1 |
Звук «Ш» |
* Покажи пальчик по названию (закрепление названий пальчиков, ориентировка лево-право) * Характеристика звука «Ш» * Игровые упр. «Закончи слово звуком «Ш», «Слоги и звуки» * Шипящие картинки (выбор картинок, в названии которых есть звук «Ш») * Определение места звука в слове (работа со схемой) * Буква «Ш», «Живые буквы». |
2 |
Звук «Н» («НЬ») |
* Характеристика звука «Н» * Игровые упр. «Звукоедик», «Назови первый и последний звук (Н-НЬ)», * Определение места звука в слове «Найди свою схему» * Выделение звуков «Н» и «НЬ» – игра «Четвертый лишний» * Составь предложение («НАД») * Буква «Н», «Живые буквы». |
|
3 |
Звук «Ж» |
* В гости к пальчикам» (закрепление названий пальчиков, ориентировка лево-право) * Характеристика звука «Ж» *Игровое упр. «Назови ласково (-ЖОК-)» * Жужжащие картинки (выбор картинок, в названии которых есть звук «Ж») * Слоговой анализ «Найди картинку» * Звуковой анализ и синтез «Замени первый звук» * Буква «Ж», «Живые буквы». |
|
4 |
Звук «Л» («ЛЬ») |
* Характеристика звука «Л» * Игровые упр. «Добавь звук», «Составь слово» (из первых звуков слов) * Слоговой синтез «Закончи слово» («ЛА», «ЛЫ») *Определение места звука в слове «Богатые слова» *Выделение звуков «Л» и «ЛЬ» – игра «Большой и маленький самолеты», «Что видела Лада, а что Лида» * Буква «Л», «Живые буквы», «Поменяй буквы». |
|
март |
1 |
Звук «Ф» («В») |
* Характеристика звука «Ф» * Слоговые цепочки» * Игровые упр. «Назови ласково», «Найди картинку» * Определение места звука в слове (работа со схемой) * Выделение звуков «Ф» и «В» – игра «Хлопни в ладоши», «Закончи слово (ВЫ-ФЫ)» * Буква «Ф», «Живые буквы» |
2 |
Звук «Ц» |
* Характеристика звука «Ц» * Игровые упр. «Закончи слово» («Ц», «ЦА»), «Назови животное – маму», «Большой – маленький», «Назови женскую профессию» -* «Найди картинку» – определение места звука в слове (работа со схемой) * Буква «Ц», «Живые буквы» |
|
3 |
Звук «Ч» |
* Характеристика звука «Ч» * Игровые упр. «Закончи слово», «Измени слово», «Выбери слово» * «Найди картинку» – определение места звука в слове (работа со схемой) * Составь предложение («ЧЕРЕЗ») * Буква «Ч», «Живые буквы» |
|
4 |
Звук «Щ» |
* Характеристика звука «Щ» * Игровые упр. «Закончи слово («Щ», «ЩЕ»)», «В стране великанов», Назови профессию», «Замени первый звук» * «Картинку найди, предложение скажи» * Буква «Щ», «Живые буквы» |
|
апрель |
1 |
Звук «Р» («РЬ») |
* Характеристика звука «Р» * Игровые упр. «Приготовим обед», «Загадочные слова», * «Подбери картинку к заданной схеме», «Что справа?» («ОТ») * Выделение звуков «Р» и «РЬ» – игра «Что рисуют Рая и Рита?» * Буква «Р», «Живые буквы» |
2 |
Звуки «Л»-«Р» |
* Характеристика звуков «Л» – «Р» * Игровые упр. «Повтори пары слов», «Отними первый звук» «Новые слова» (звук «Л» заменить на «Р»), «Найди два звука» * Звуковой и слоговой синтез «Узнай профессию», «Закончи слово («ЛА», «РА») * Преобразование букв, «Живые буквы» (преобразование слов). |
|
3 |
Звуки «С»-«Ш» |
* Характеристика звуков «С» – «Ш» * Игровые упр. «Найди лишнее слово в ряду», «Замени звук «С» на звук «Ш», «Разложи вещи», «Подбери слово» * Дидактическое упражнение «Исправь ошибку» * Преобразование букв, «Живые буквы» |
|
4 |
Звук «Э» |
* Характеристика звука «Э» * Игровые упр. «Найди ошибку в слове», «Звукоедик», «Сложи звуки» * Слоговой анализ и синтез «Собери слово» * Буква «Э», «Живые буквы» |
|
5 |
Закрепление пройденных звуков |
* Звуковой анализ и синтез: «Измени слово», «Цепочка слов» * Слоговой анализ и синтез: «Гости», «Какое слово длиннее?» * Составь предложение. * Подбор слов к схемам «Живые буквы» |
Используемая литература:
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
3. Бачина О.В.,Н.Ф. Коробова. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М.: АРКТИ, 2009.