Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Перспективный план совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы по развитию фонематических средств языка

Автор: Куликова Анастасия Евгеньевна, 

учитель-логопед МДОУ "Детский сад №18 "Сказка", г.Котлас

Задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

2. Совершенствовать произносительные умения детей.

3. Развивать слуховое внимание, зрительную и вербальную память, пространственную ориентировку.

4. Воспитывать любознательность, стремление наблюдать за явлениями языка, желание научиться читать.

Месяц

Неделя

Тема

Игровые упражнения

сентябрь

3

Звук «А»

* Звуки окружающего мира

* Характеристика звука «А»

* Нахождение звука «А» в словах

* Определение места звука в слове (работа со схемой)

* Буква «А»

4

Звук «У»

* Хорошо ли ты знаешь себя? (ориентировка на себе)

* Характеристика звука «У»

* Найди картинку, в названии которой есть звук «У»

* Игровое упр. «Ты и я» – выделение звука «У» в конце слова.

* Определение места звука в слове (работа со схемой)

* Буква «У»

октябрь

1

Звук «И»

* Упр. с пальчиками «Левая – правая строят города»

* Характеристика звука «И»

* Игровые упр. «Хлопни в ладоши», «Звук «И» потерялся в начале слова», «Назови много предметов» («И» в конце слова)

* Найди картинку, в названии которой есть звук «И»

* Определение места звука в слове (работа со схемой)

* Буква «И»

2

Звук «М» («МЬ»)

* Упр. с пальчиками «Левая – правая строят города»

* Характеристика звука «М»

* «Сосчитай звуки», «Запомни и повтори»,

* Упражнение «Корова и теленок» (М-МЬ)

* Игровое упр. «Мамина сумка» – выбор картинок, в названии которых есть звук «М»

* Определение места звука в слове (работа со схемой)

* Буква «М», «Живые буквы»

3

Звук «О»

* Ориентировка на теле

* Характеристика звука «О»

* Игровые упр. «Звук «О» потерялся в начале слова», «Много – одно» («О» в конце слова)

* Убери лишнюю картинку

* Определение места звука в слове (работа со схемой)

* Буква «О»

4

Звук «Ы»

* Перекрестная ориентировка на теле

* Характеристика звука «Ы»

* Выделение звука «Ы» в ряду гласных звуков

* Найди картинку, в названии которой есть звук «Ы»

* Определение места звука в слове (работа со схемой)

* Буква «Ы»

* «Что за чем?» (после, перед, между – определение положения знакомых букв)

ноябрь

1

Звук «П» («ПЬ»)

* Характеристика звука «П»

* Игровое упр. «Доскажи словечко» (деление слов на слоги)

* Выделение звуков «П» и «ПЬ» в слогах, словах – игра «Большой паровоз и маленький»

* Выбор картинок, в названии которых твердый звук (мальчики), мягкий звук (девочки)

*Определение места звука в слове (работа со схемой)

* Буква «П»

2

Звук «Т» («ТЬ»)

* Кулачок-ладошка» (упр. на координацию правой и левой руки)

* Характеристика звука «Т»

* Игровые упр. «Закончи слово звуком «Т», «Богатые слова»

* Выделение звуков «Т» и «ТЬ» в слогах, словах – игра «Большой молоток и маленький»

* Раздели картинки Тиму и Тому

* Буква «Т»

3

Звук «К» («КЬ»)

* Кулачок-ладошка» (упр. на координацию правой и левой руки)

* Характеристика звука «К»

* Игровые упр. «Один – много» (К-КЬ), «Какое слово длиннее»

* Выделение звуков «К» и «КЬ» в словах – игра «Назови продукты»,

* «Кому отдать картинку: коту, киту?»

* Буква «К»

4

Звук «Х»

* Характеристика звука «Х»

* Игровые упр. «Четвертый лишний», «Раздели слова на слоги»

* Игровое упр. «Чего не стало?» (двух, трех, четырех)

* Подбери схему

* Буква «Х», «Живые буквы», «Буква потерялась»

декабрь

1

Звук «С» («СЬ»)

* Характеристика звука «С»

* Игровые упр. «Закончи слово слогом «СА» («СЫ», «СОК»).

* Выделение звуков «С» и «СЬ», игры «Большой и маленький», «Скажи ласково»

* Игровое упр. «Совы и синички» – выбор картинок, в названии которых есть звук «С» или звук «СЬ», определение места звука в слове (работа со схемой)

* Найди в ряду слов лишнее слово

* Буква «С», «Живые буквы»

2

Звук «Б» («БЬ»)

* Характеристика звука «Б»

* Выделение звуков «Б» и «БЬ», игры: «Барабан большой и маленький», «Исправь ошибку»

* Звуковой синтез «Дружные звуки»

* Игровое упр. «Быки и бизоны» – выбор картинок, в названии которых есть звук «Б» или «БЬ»

* Буква «Б», «Живые буквы», преобразование слов

3

Звук «В» («ВЬ»)

* Характеристика звука «В»

* Игровое упр. «Угадай слово» (слоговой анализ и синтез)

* Звуковой синтез «Дружные звуки»

* Выделение звуков «В» и «ВЬ», игры «Сильный ветер – вентилятор», «Картинки Вале и Вите»

* Буква «В», «Живые буквы»

4

Звук «Г» («ГЬ»)

* Характеристика звука «Г»

* Выделение звуков «Г» и «ГЬ», игры: «Гусь и гусята», «Один – много»,

* Слоговой синтез «Подбери слово по первому слогу «ГА» («ГО», «ГИ»)

* «Кто с чем играет: Галя и Гена» (Г-ГЬ)

* Буква «Г», «Живые буквы»

январь

1

Звук «Д» («ДЬ»)

* Покажи пальчик по названию (закрепление названий пальцев рук)

* Характеристика звука «Д»

* Игровые упр. «Найди картинку», «Добавь слог «ДА»

* Звуковой синтез «Дружные звуки»

* Выделение звуков «Д» и «ДЬ», игры: «Большой и маленький дятел», «Четвертый лишний»

* Буква «Д», «Живые буквы», преобразование слов

2

Звук «З» («ЗЬ»)

* Покажи пальчик по названию (закрепление названий пальцев рук)

* Характеристика звука «З»

* Выбор картинок, в названии которых есть звук «З»

* Игровые упр. « Закончи слово слогом «ЗА» («ЗЫ»), «Что возле чего?»

* Определение места звука в слове (работа со схемой)

* Буква «З», «Живые буквы»

февраль

1

Звук «Ш»

* Покажи пальчик по названию (закрепление названий пальчиков, ориентировка лево-право)

* Характеристика звука «Ш»

* Игровые упр. «Закончи слово звуком «Ш», «Слоги и звуки»

* Шипящие картинки (выбор картинок, в названии которых есть звук «Ш»)

* Определение места звука в слове (работа со схемой)

* Буква «Ш», «Живые буквы».

2

Звук «Н» («НЬ»)

* Характеристика звука «Н»

* Игровые упр. «Звукоедик», «Назови первый и последний звук (Н-НЬ)»,

* Определение места звука в слове «Найди свою схему»

* Выделение звуков «Н» и «НЬ» – игра «Четвертый лишний»

* Составь предложение («НАД»)

* Буква «Н», «Живые буквы».

3

Звук «Ж»

* В гости к пальчикам» (закрепление названий пальчиков, ориентировка лево-право)

* Характеристика звука «Ж»

*Игровое упр. «Назови ласково (-ЖОК-)»

* Жужжащие картинки (выбор картинок, в названии которых есть звук «Ж»)

* Слоговой анализ «Найди картинку»

* Звуковой анализ и синтез «Замени первый звук»

* Буква «Ж», «Живые буквы».

4

Звук «Л» («ЛЬ»)

* Характеристика звука «Л»

* Игровые упр. «Добавь звук», «Составь слово» (из первых звуков слов)

* Слоговой синтез «Закончи слово» («ЛА», «ЛЫ»)

*Определение места звука в слове «Богатые слова»

*Выделение звуков «Л» и «ЛЬ» – игра «Большой и маленький самолеты», «Что видела Лада, а что Лида»

* Буква «Л», «Живые буквы», «Поменяй буквы».

март

1

Звук «Ф» («В»)

* Характеристика звука «Ф»

* Слоговые цепочки»

* Игровые упр. «Назови ласково», «Найди картинку»

* Определение места звука в слове (работа со схемой)

* Выделение звуков «Ф» и «В» – игра «Хлопни в ладоши», «Закончи слово (ВЫ-ФЫ)»

* Буква «Ф», «Живые буквы»

2

Звук «Ц»

* Характеристика звука «Ц»

* Игровые упр. «Закончи слово» («Ц», «ЦА»), «Назови животное – маму», «Большой – маленький», «Назови женскую профессию»

-* «Найди картинку» – определение места звука в слове (работа со схемой)

* Буква «Ц», «Живые буквы»

3

Звук «Ч»

* Характеристика звука «Ч»

* Игровые упр. «Закончи слово», «Измени слово», «Выбери слово»

* «Найди картинку» – определение места звука в слове (работа со схемой)

* Составь предложение («ЧЕРЕЗ»)

* Буква «Ч», «Живые буквы»

4

Звук «Щ»

* Характеристика звука «Щ»

* Игровые упр. «Закончи слово («Щ», «ЩЕ»)», «В стране великанов», Назови профессию», «Замени первый звук»

* «Картинку найди, предложение скажи»

* Буква «Щ», «Живые буквы»

апрель

1

Звук «Р» («РЬ»)

* Характеристика звука «Р»

* Игровые упр. «Приготовим обед», «Загадочные слова»,

* «Подбери картинку к заданной схеме», «Что справа?» («ОТ»)

* Выделение звуков «Р» и «РЬ» – игра «Что рисуют Рая и Рита?»

* Буква «Р», «Живые буквы»

2

Звуки «Л»-«Р»

* Характеристика звуков «Л» – «Р»

* Игровые упр. «Повтори пары слов», «Отними первый звук» «Новые слова» (звук «Л» заменить на «Р»), «Найди два звука»

* Звуковой и слоговой синтез «Узнай профессию», «Закончи слово («ЛА», «РА»)

* Преобразование букв, «Живые буквы» (преобразование слов).

3

Звуки «С»-«Ш»

* Характеристика звуков «С» – «Ш»

* Игровые упр. «Найди лишнее слово в ряду», «Замени звук «С» на звук «Ш», «Разложи вещи», «Подбери слово»

* Дидактическое упражнение «Исправь ошибку»

* Преобразование букв, «Живые буквы»

4

Звук «Э»

* Характеристика звука «Э»

* Игровые упр. «Найди ошибку в слове», «Звукоедик», «Сложи звуки»

* Слоговой анализ и синтез «Собери слово»

* Буква «Э», «Живые буквы»

5

Закрепление пройденных звуков

* Звуковой анализ и синтез: «Измени слово», «Цепочка слов»

* Слоговой анализ и синтез: «Гости», «Какое слово длиннее?»

* Составь предложение.

* Подбор слов к схемам «Живые буквы»

Используемая литература:

1.     Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

2.     Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

3.     Бачина О.В.,Н.Ф. Коробова. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М.: АРКТИ, 2009.