Перспективный план совместной деятельности учителя-логопеда с детьми младшей группы по развитию звуковой культуры речи
Автор: Куликова Анастасия Евгеньевна,
учитель-логопед МДОУ "Детский сад №18 "Сказка", г.Котлас
Задачи:
1. Укреплять нижней челюсти, мышцы губ, языка для четкого и внятного произношения звуков и слов.
2. Формировать длительный плавный выдох, необходимый для произношения предложений из 3-4 слов.
3. Развивать голосовой аппарат, умение регулировать высоту, силу голоса в процессе игровых упражнений.
Неделя |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ, ЯЗЫКА, НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ, стихотворные тексты |
1 |
* Знакомство с органами арт. аппарата: * Рот-домик /открыт - закрыт/; губы, зубы /сжать-разжать/ * Язык /гуляет-отдыхает/ |
*Ширина открывания рта - 2горизонтально расположенных пальца. В домике этом красные двери, Белые звери сидят у дверей. Любят зверюшки конфеты и плюшки |
2 |
* «Птенчики» /открывание и закрывание рта / * Губы – «Трубочка» * У – самолет гудит, пропевание громко - тихо, высоким голосом - низким * Язык – «Прятки» |
* «Трубочка» - губы сомкнуть, вытянуть вперед Губы сложим в трубочку, поиграем в дудочку ду, ду, ду-ду-ду * «Прятки» - высовывать и прятать язычок Язычок играет в прятки, не найдут его ребятки |
3 |
* Зубы – «Забор» /сжать на 2счета, плавно разжать на 3/ * Губы – «Улыбка» * И – мышка пищит / пропевание громко, тихо, высоким голосом, низким, весело, жалобно/ * Язык-«Блинчик», печем блины маме, бабушке |
* «Улыбка» - зубы сжаты, растянуть губы в широкой улыбке. Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. * «Блинчик» - язык широким положить на нижнюю губу, расслабить. Язык широкий положи и спокойно удержи 1-2-3-4-5 язык надо расслаблять |
4 |
* «Улыбка» – «Трубочка» * Имитация жевания – киска ест рыбку, девочка печенье * Язык-блинчик удерживать на 2счета, убрать на счет 3 * Дыхание - дуть в свистки, дудки, губные гармошки |
* Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. * А теперь слоненок я, хоботок есть у меня. Мне понравилось играть, повторю-ка все опять! |
5 |
* Знакомство: у карандаша есть кончик, у языка тоже * Язык – «Часики» * Губы – «Зевок» * Дыхание – дуть в «трубочку» и сдувать пушок |
* «Часики» - язык вытянуть вперед и передвигать к уголкам рта Наши часики стучат тик-так, тик-так * «Зевок» - максимально открыть рот, как при зевании * При сдувании предметов не надувать щеки |
6 |
* Губы – «Зевок» - «Трубочка» * Кончик языка – «Часики», «Качели» * АУ, УА – детки потеряли маму (котенок – кошку), громко-тихо, высоко-низко, грустно-весело * Дыхание – дуть на блинчик/сплюнуть с языка бумажку |
* «Качели» - язык поднять вверх, задеть губу, вниз, задеть губу На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз Выше-выше поднимаюсь, а потом вниз-вниз * Дуть на блинчик-ветерок летит посередине языка(если ребенок плотно прижимает губу - учить сплевывать бумажку. |
7 |
* «Столбик» - кончик языка поднять вверх за зубы * Губы – «Колечко» * О – болит у зайки лапа / громко-тихо, высоким голосом низким |
* «Столбик»-рот открыть, потянуть кончик языка вверх за зубы * «Колечко» - рот открыть, губы округлить, как на звук О |
8 |
* «Лопающие пузырьки» - п-п-п * Язык – «Медвежата любят мед» - облизывание губ /верхней, нижней, по кругу/ * ИА, ИО – лошадки голос подают |
* «Лопающие пузырьки» - взрывные движения губами Пузырьки лопают - п-п-п Наши губки хлопают – п-п-п |
9 |
* Губы – «Ниточка» * Язык – «Блинчик», кусаем /режем/ блинчик * Беззвучно поизносить АИ, АО, АУИ; с голосом напевно, громче, тише, выше, ниже * Дыхание – сдуть пушок со стола /дуть на блинчик |
* «Ниточка» - спрятать губы, плотно их поджав Будем вместе мы играть и на губки нажимать * 1-2-3 – ниточку тяни |
10 |
* «Шарик» - надуть щеки, на счет 1-2держать, на 3 лопнуть * Язык – «Кошка лакает молоко * Дыхание – достань пушок из банки /дуть на блинчик |
* «Шарик» - раздувайся шар большой, оставайся такой * «Кошка лакает молоко» - лакающие движения языком Кисонька поела, песенку запела * В стеклянной банке пушок, при поддувании он подлетает |
11 |
* Губы – «Поцелуем маму» * Язык – «Сладкое варенье» * Дыхание – « Загони мяч в ворота» дуть на блинчик |
* «Поцелуем маму» - вытянуть губы, втянуть щеки, резко отпустить * «Сладкое варенье» - язык широким поднять на верхнюю губу, двигать по губе вниз, слизывая варенье |
12 |
* Губы – захват губами и удержание салфетки * Язык – «Сладкое варенье» * Дыхание – теплый ветерок – выдох Х____ холодный – выдох в трубочку |
* Катя в день рожденья, испачкалась вареньем Катя губки облизала, Катя снова чистой стала |
13 |
* Губы – «Собака злится»=оскал * Язык – «Дразнилки» - «Часики» - в домик, «Качели» - в домик * Дыхание – поддувание плавающих предметов |
* «Собака злится» - зубы сжать, показать верхние и нижние зубы * Жучка зубы показала, на кого-то злиться стала |
14 |
* Губы – «Зайка грызет морковку» * Язык – «Моем пол» * Дыхание – «Ветерок в бутылке» дуть на блинчик |
* «Зайка грызет морковку» - покусать нижнюю губу, при этом зайкины зубки (верхние) видны * «Ветерок в бутылке» - к нижней губе поднести горлышко бутылочки, дуть с языка, услышать гул |
15 |
* Губы – «Барабанчики» * Язык – «Качели» - на губах «Чистим зубы» - нижние |
* «Барабанчики» - взрывное движение губами б, б, б-б-б В барабан мы сильно бьем…И все вместе мы поем … * «Чистим зубы» - двигать языком слева направо, задевая нижние зубы с внутренней стороны |
16 |
* Губы – «Усики» * Язык – «Кошка лезет под забор» «Кошка прячет хвостик» |
* «Усики» - вытянуть трубочку, тянуть губы влево, вправо -котик шевелит усами * «Кошка лезет под забор» - язык на нижней губе, отодвинуть за зубки, погладить нижние зубки хвостиком-языком |
17 |
* Губы – пофыркивание – прр /1раз долго, 2-3 коротко/ * Ы – сердится медведь /тихо, громче, грозно, спокойно/ * Язык – «Горка» |
* Ты, лошадка не скачи… ты Ванюшу посади… * «Горка» - кончик языка под нижние зубы, упереться, выгнуть язык горкой |
18 |
* Губы – «Шарик», «Перекати шарик» * Язык – «Киска спинку выгибает-сердится» «Киска сердится – улыбается» * ЫА, ЫО, ЫУ – медведь зверей пугает /петь протяжно/ |
* «Перекати шарик» - надувание щек попеременно * «Киска сердится» - выполнять как упр. «Горка», улыбается- зубы сжать и улыбнуться, снова сердится, опять улыбается * Кошка глазки открывает, кошка спинку выгибает |
19 |
* Губы – «Перекати шарик», «Полоскание зубов» * Язычок дружит с носиком /блинчик в гости к носику * И – лошадка /мышка, птичка/ * Ы – медведь ревет |
* Шарик быстро покатился 1-2-3, под диваном очутился 1-2-3 * «Полоскание зубов» - набрать воздух под губу, перекатывать |
20 |
* Губы – «Расческа» - причесать верхнюю губу * Язык – «Погладим зубки» - верхние «Прятки» - за верхние зубы |
* «Расческа» - обхватить верхнюю губу зубами, движением сверху вниз причесать * «Погладим зубки/почистим» - двигать языком слева направо, задевая верхние зубы с наружной стороны |
21 |
* Губы – «Расческа» - причесать верхнюю губу, нижнюю * Язык – «Молоточек» по верхним зубам т-т-т * Дыхание –«Буря в стакане», надувание мыльных пузырей |
* «Молоточек» -рот открыть, языком стучать за верхними зубами Молоточком постучим т-т-т Кукле домик смастерим т-т-т * «Буря в стакане» - дуть в соломинку, опущенную в воду |
22 |
* Губы – «Зайка усатый» * Язык – «Погладим зубки / почистим» - верхние «Молоточек» - громче, тише |
* «Зайка усатый» - удерживать на верхней губе карандаш * Чистим зубы, чистим зубы 1-2-3, 1-2-3 не болели чтоб они |
23 |
* Губы – «Зайка веселится» * Язык – «Гуляет-прячется за верхние зубки» * Дыхание – сдувание со стола ручек, карандашей |
* «Зайка веселится» - понять верхнюю губу, показать зубы * Координировать движения языка: гуляет (в стороны, вверх вниз) – прячется (подъем вверх) |
24 |
* Губы – «Лодка выплывает» * Язык – «Блинчик-иголка», «Качели» - за зубами * ЙА (Я) – хвалятся дети/звери/ - 1раз, ритмично 3 раза |
* «Лодка выплывает» - губы трубочкой, просунуть узкий язычок * «Иголка»-рот открыть, на нижнюю губу положить узкий язык Иголочка иголка - ты остра и колка Ты детишек не коли – лучше блинчиком лежи |
25 |
* Губы – «Обезьянки» * Язык – «Качели», «Красим потолок» * Дыхание – «Кто дальше загонит мяч» |
* Обезьянки» - рот широко открыть, губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны зубы * «Красим потолок» - поднять язык вверх за зубы, двигать вперед-назад, влево-вправо |
26 |
* Губы – «Обезьянки», «Кулачки на шарике» * Язык – «Болтушка» * ЙУ (Ю) – волчок кружится /на выдохе длительно, ритмично 3 раза |
* «Кулачки на шарике» - щеки надуть, легко нажимать на них кулачками на счет 12, на 3 лопнуть * «Болтушка» - рот открыть, широким языком двигать по верхней губе вперед-назад/медленно, быстрее, с голосом бл-бл |
27 |
* Губы – свистеть в трубочку * Язык – «Лошадка скачет» * ЙЭ (Е) – на выдохе длительно, ритмично 3 раза |
* «Лошадка скачет» - рот открыть, щелкать языком Едем на лошадке …по дорожке гладкой… Как лошадка ты красива, хороши и хвост и грива… |
28 |
* Губы – «Вертушка» * Язык – «Лошадка скачет» «Горка – ветерок на горке» |
* «Вертушка» - губы вытянуть трубочкой, выполнять круговые движения * «Ветерок на горке» - языком сделать горку, улыбнуться, пустить ветерок сссссс |
29 |
* Губы – «Улыбка – трубочка – зевок – колечко» * Язык – «Горка-ветерок на горке» «Орешки» * ЙО – ссорятся звери (ругаются)- на выдохе длительно, ритмично 3 раза |
* «Орешки» - упираться языком в одну щеку, в другую /губы сомкнуты/ Я орешки соберу И в корзинку положу |
30 |
* Губы – «Улыбка – трубочка – зевок - колечко» * Язык – «Самосвал: кузов, самосвал сваливает песок» * ЙА-ЙУ-ЙЕ-ЙО – включение в игровые ситуации |
* «Самосвал: кузов - положить блинчик, края блинчика поднять; сваливает песок – кузов поднять за верхние зубы, опустить под нижние Кузов поднимаем Кузов опускаем/песок выгружаем |