План самообразования учителя-логопеда
на 2013-2014 учебный год
Автор: Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №2 "Сказка" п.Троицкий
Форма отчета: Доклад для воспитателей группы компенсирующей направленности на тему: «Развитие навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР».
Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи, а именно навыков описания предметов и явлений. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Перспективным направлением совершенствования процесса составления описательного рассказа детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, на мой взгляд, является использование метода наглядного моделирования.Поэтому в плане по самообразованию была поставлена цель -изучить особенности обучения составлению описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования.
ТЕМА: «Развитие навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР».
ЦЕЛЬ :
Изучить психолого-педагогические исследования проблемы обучения старших дошкольников с ОНР составлению описательных рассказов.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ:
1. Изучить психолого-педагогические исследования проблемы обучения составлению описательных рассказов старших дошкольников с ОНР.
2. Выявить особенности нарушений при составлении описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР.
3. Подобрать и реализовать технологии формирования навыков составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
№ |
Вопросы для изучения |
Сроки изучения |
Литература |
Формы отчетности |
1 |
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования проблемы составления описательного рассказа старшими дошкольниками с ОНР. |
сентябрь |
1.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964. 2.Зимняя И.А. Лингво-психология речевой деятельности. –М.: ТЦ «Сфера», 2001. |
Консультация для родителей и воспитателей |
2 |
Особенности составления описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР |
октябрь |
1. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1990.- №6. –С. 63-69. 2. Глухов В. П. Исследования состояния связной монологической речи старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1986.- №6. –С. 73-79 |
Консультация для воспитателей |
3 |
Основные направления коррекционной работы по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников с ОНР |
ноябрь |
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.: практич. Пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1994.- №4. –С. 57-71. |
Конспектирование. |
4 |
Основные направления коррекционной работы по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников с ОНР посредством наглядного моделирования |
декабрь |
1. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). [Текст]/ О. А Нечаева. - М.: Просвещение, 1986. – 167 с. 2. Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно- повествовательной речи [Текст] / В. К. Воробьева// Дефектология . – 1990 . №4. -С. 40-47 |
Консультация для родителей |
5 |
Содержание и методика исследования состояния навыков составления описательных рассказов |
январь |
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений/Г. В. Чиркина.- М.: Аркти, 2005.-240с. |
Подбор материала для оформления пособия по обследованию речи детей. |
6 |
Изучение методик формирования навыков составления описательного рассказа |
февраль |
1. Зрожевская А. А. Обучение монологам-описаниям [Текст] / А. А Зрожевская // Дошкольное воспитание.- 1986. -№12 С.20-2 2. Бородич А. М. Методика развития речи у детей докольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. Пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология»/А. М. Бородич; 2-е изд. – М.: Просвещение, 1984. –255 с. 3. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития у детей 5 лет. [Текст]: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. - М.: Издательство «Гном и Д», 2005. –112с. 4. Филичева Т. Б. Основы логопедии [Текст]/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989. – 221 с. |
Конспектирование, подбор материала для работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов |
7 |
Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования |
март |
1. Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 - С.28 2. Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -(http://festival.1september.ru) 3. Малетина Н.. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. - 2004.- №6.-С. 64-68. |
|
8 |
Особенности формирования навыков составления описательного рассказа у детей со стертой формой дизартрии. |
апрель |
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.: учеб. Пособие для студ. Вузов.-М.: Изд-во «Астрель», 2006. |
Консультация для воспитателей и родителей |