Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

План самообразования учителя-логопеда

на 2013-2014 учебный год

АвторЧерникова Нина Геннадиевна, 

учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №2 "Сказка" п.Троицкий


Форма отчета: Доклад для воспитателей группы компенсирующей направленности на тему: «Развитие навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР».

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи, а именно навыков описания  предметов и явлений. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.  Перспективным направлением совершенствования процесса составления описательного рассказа детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, на мой взгляд, является использование   метода наглядного моделирования.Поэтому в плане по самообразованию была поставлена цель -изучить особенности обучения составлению описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования.

ТЕМА: «Развитие навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР».

ЦЕЛЬ :

Изучить психолого-педагогические исследования проблемы обучения старших дошкольников с ОНР составлению описательных рассказов.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ:

1. Изучить психолого-педагогические исследования проблемы обучения составлению описательных рассказов старших дошкольников с ОНР.

2. Выявить особенности нарушений при составлении описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР.

3. Подобрать и реализовать технологии формирования навыков составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Вопросы для изучения

Сроки изучения

Литература

Формы отчетности

1

Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования проблемы составления описательного рассказа старшими дошкольниками с ОНР.

сентябрь

1.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.

2.Зимняя И.А. Лингво-психология речевой деятельности. –М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Консультация для родителей и воспитателей

2

Особенности составления описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР

октябрь

1. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1990.- №6. –С. 63-69.

2. Глухов В. П. Исследования состояния связной монологической речи старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1986.- №6. –С. 73-79

Консультация для воспитателей

3

Основные направления коррекционной работы по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников с ОНР

ноябрь

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.: практич. Пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1994.- №4. –С. 57-71.

Конспектирование.

4

Основные направления коррекционной работы по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников с ОНР посредством наглядного моделирования

декабрь

1.​ Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). [Текст]/ О. А Нечаева. - М.: Просвещение, 1986. – 167 с.

2. Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно- повествовательной речи [Текст] / В. К. Воробьева// Дефектология . – 1990 . №4. -С. 40-47

Консультация для родителей

5

Содержание и методика исследования состояния навыков составления описательных рассказов

январь

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005.

Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений/Г. В. Чиркина.- М.: Аркти, 2005.-240с.

Подбор материала для оформления пособия по обследованию речи детей.

6

Изучение методик формирования навыков составления описательного рассказа

февраль

1. Зрожевская А. А. Обучение монологам-описаниям [Текст] / А. А Зрожевская // Дошкольное воспитание.- 1986. -№12 С.20-2

2. Бородич А. М. Методика развития речи у детей докольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. Пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология»/А. М. Бородич; 2-е изд. – М.: Просвещение, 1984. –255 с.

3. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития у детей 5 лет. [Текст]: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. - М.: Издательство «Гном и Д», 2005. –112с.

4. Филичева Т. Б. Основы логопедии [Текст]/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989. – 221 с.

Конспектирование, подбор материала для работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов

7

Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования

март

1.​ Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 - С.28

2.​ Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -(http://festival.1september.ru)

3. Малетина Н.. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. - 2004.- №6.-С. 64-68.

8

Особенности формирования навыков составления описательного рассказа у детей со стертой формой дизартрии.

апрель

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.: учеб. Пособие для студ. Вузов.-М.: Изд-во «Астрель», 2006.

Консультация для воспитателей и родителей