Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НЗР ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Автор: Бойко Ольга Анатольевна, 

учитель - дефектолог МК ДОУ "ДС КВ № 14 "Дельфин" г. Трехгорный, Челябинская обл.

СКАЧАТЬ ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Пояснительная записка

У слабовидящих детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы, что является предпосылками оптической дисграфии.

Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу по предупреждению оптической дисграфии и поможет отследить динамику состояния письменной речи ребенка.

Для устранения и предупреждения предпосылок оптической дисграфии так же необходима единая система коррекционного воздействия. В связи с этим нами был разработан план профилактической работ. Коррекционно-профилактическая работа проводится логопедом и воспитателем логопедической группы с привлечением в педагогический процесс ро​дителей детей с нарушениями речи.

Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объеди​нить в два периода. Вподготовительный пе​риод осуществляется формирование основ​ных предпосылок, лежащих в основе оптиче​ски грамотного чтения и письма. В основной период на логопедических занятиях по обу​чению грамоте ведется работа по автоматиза​ции и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта.

Данный перспективный план разрабо​тан на основе программ Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа обучения и воспитание детей с ОНР в логопедическом детском саду», М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», а также на основе пособий Т.А. Павловой «Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников», Л.Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Л.Г. Парамоновой «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» и др.

В плане отражены те направления, по которым строится профилактическая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии, а именно:

- расширение «поля зрения" ребёнка;

- формирование зрительного гнозиса (в том числе и буквенного, для развития зрительного образа буквы);

- развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания;

- развитие зрительно – моторной координации;

*​ совершенствование пространствен​но-временных ориентировок;

*​ развитие мелкой моторики;

*​ развитие тактильных ощущений;

*​ развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв;

*​ развитие процесса самоконтроля.

Данные направления осуществляются параллельно с развитием всех компонентов устной речи (в соответствии с программой обучения), они включаются в логопедические и другие занятия по программе детского сада, в различные режимные моменты ( физ. паузы, игровую деятельность, прогулку и др.)

В перспективный план включены разнообразные виды упражнений и за​даний на развитие выше перечисленных нап​равлений. Данный план позволяет воплотить индивидуальный подход к решению конкретной проблемы ученика.

Своевременная профилактическая работа помогает сфор​мировать базу для овладения школьны​ми знаниями, скорректировать и предуп​редить предпосылки оптических нарушений.