Конспект логопедического занятия по коррекции оптической
дисграфии с учащимися 2 класса
Автор: Глактионова Екатерина Анатольевна,
учитель-логопед ГБОУ лицея № 389 "Центр экологического образования" Кировского района Санкт-Петербурга
Логопедическая тема: Дифференциация п – т в словах
Грамматическая тема: Образование названий профессий женского рода
Лексическая тема: Профессии.
Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв п –т изолированно и в словах
Задачи:
1. Коррекционно-развивающие:
1) Развитие зрительного восприятия.
2) Развитие зрительного внимания и памяти.
3) Развитие слухового внимания и памяти.
4) Развитие зрительно-пространственных представлений.
5) Развитие конструктивного праксиса.
6) Развитие тактильного восприятия.
7) Развитие фонематического анализа.
8) Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
9) Развитие логического и ассоциативного мышления.
10) Развитие мелкой моторики.
11) Развитие общей моторики.
2. Образовательные:
3) Уточнение и закрепление артикуляторно-акустических характеристик звуков [п], [т].
4) Закрепление звукобуквенных ассоциаций.
5) Совершенствование графо-моторных навыков.
6) Уточнение словарного запаса по лексической теме
«Профессии».
7) Совершенствование навыка образования названий профессий женского рода.
8) Совершенствование навыка списывания
3. Воспитательные:
1) Воспитание усидчивости.
2) Воспитание аккуратности
Оборудование: конверты с зашифрованными письмами для орг.
момента, изображения строчных букв Т и П, карта города мастеров (поле в клетку
10х 10), предметная картинка «трамвай», бархатная бумага, нитки разной длины
для выкладывания букв, индивидуальные карточки с заданиями, мяч, предметные
картинки по теме профессии.
I. Организационный момент.
- Что лежит у вас на столах? Откройте конверты. В них письма. Но письма эти не простые, а зашифрованные. Что там нарисовано? (Палочки)
- Количество палочек означает количество ударов, а большие расстояния между палочками – паузу. Если нарисовано 3 палочки, то сколько раз я ударю? (Три)
- Сейчас сядет тот, чей рисунок я отстучу. II III, III I, III II…
II. Основная часть
1. Введение в тему.
1.1 Развитие фонематического анализа.
- Кто нам приносит письма? (Почтальон)
- Какой первый звук в слове «почтальон»? (П) А четвертый? (Т).
1.2 Уточнение артикуляторно-акустических характеристик звуко [п],[т].
- Охарактеризуйте звук [т]. (Согласный, твердый, глухой). А почему он согласный? Что мешает свободно выходить воздуху? Где расположен язык?
(Аналогично со звуком [п]).
- Чем похожи эти звуки? А чем они отличаются?
1.3 Соотнесение звуков [п], [т] с соответствующими буквами.
- Какой буквой мы обозначаем звук [п]? А звук [т]? Из каких элементов состоит буква П? А буква Т? Почему мы сегодня будем о них разговаривать?
- Чем они похожи? А чем отличаются?
2. Развитие слухового внимания, актуализация словаря по лексической теме.
Логопед рассказывает сказку: Жила-была буква Т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала Торопыжка и однажды сломала одну ножку. Приш-ла она к доктору: «Что мне делать? У меня сломалась нож-ка. Было 3 ножки и была я буквой Т, а теперь у меня только 2 ножки и стала я почти как буква п.» Уж очень не нрави-лось Торопыжке, что ее путали с буквой П, ведь она же – Торопыжка и у нее должно быть 3 ноги. Доктор подумал и сказал: «Я вылечу тебе ножку, если увижу, что ребята не путают буквы П и Т. А помогут мне в этом мои друзья, ко-торые живут в городе мастеров.»
- Ребята, поможем Торопыжке? Давайте отправимся в город мастеров. С некоторыми жителями мы уже познакомились. Давайте вспомним, с кем. Кто нам принес письма? А кто сфотографировал буквы?
3. Развитие логического мышления.
- Вы узнаете, на чем мы поедем, если отгадаете загадку:
Спозаранку за окошком стук, и звон и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.
- На чем же мы поедем? (На трамвае). Как называется человек, который водит трамвай?(Водитель)
4. Развитие зрительно-пространственных представлений.
На доске – карта города мастеров. Дети перемещаются по ней по инструкциям.
- Трамвай едет на 1 клетку вверх, 3 клетки вправо и 2 клетки
вниз.
5. Закрепление звукобуквенных ассоциаций, развитие конструктивного праксиса, зрительно-пространственных представлений.
- Мы приехали в дом человека, который ткет ткань. Кто это? (Ткач). (Показывает картинку). Ткач – это он, а если она, то - …? (Ткачиха).
- Какой звук слышится в этом слове: [п] или [т]? Какую букву напишем? - Сколько у нее ножек?
Логопед раздает бархатную бумагу и нитки.
- Ткачиха ткет ткань, а мы будет ткать из ниток буквы.
Посмотрите на нитки. Они одинаковые? (Нет). Как вы думаете, из какой нитки
будем выкладывать букву Т? (Из длинной). Почему? (У нее больше ножек). - Справа
выложите строчную букву П, а слева – Т.
6. Развитие тактильного восприятия.
- У ткачихи есть мешочек, в котором лежат буквы. Их нужно угадать на ощупь. Логопед подносит детям по очереди волшебный мешочек, в котором лежат контурные изображения букв п-т. Дети ощупывают их с закрытыми глазами.
7. Развитие зрительно-пространственных представлений.
Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).
8. Уточнение и закрепление кинетического образа букв.
- Мы приехали в дом человека, который учит детей. Кто это? А
как мы назовем женщину? Учительница просит запомнить вас, как пишутся буквы.
Приготовьте палец. Будем писать буквы в воздухе. Делайте вместе со мной: палка
– галка.
9. Развитие зрительно-пространственных представлений.
Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для
дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).
10. Развитие зрительного и слухового внимания, буквенного гнозиса.
- Мы приехали в дом человека, который печатает на машинке. Кто это? (Машинист). Какой звук слышится в этом слове: [п] или [т]? - Какую букву напишем? Сколько у нее ножек?
- Машинистка дала вам задание. (Логопед раздает карточки, на которых написаны строчные буквы П и Т). Посмотрите на первую строчку. Синим карандашом обведите по контуру только буквы П. Сколько букв вы обвели?
- Теперь работаем со второй строкой. Обведите по контуру только буквы Т.
- Сколько букв вы обвели? Теперь посмотрите на буквы, написанные на третьей строке. Обведите буквы П синим карандашом, а букву Т – зеленым. По моей команде поменяйте цвета.
11. Развитие зрительно-пространственных представлений.
Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего
перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).
12. Развитие слухового внимания, ассоциативного мышления.
- Мы приехали в дом человека, который играет на рояле. Кто это? Пианист – это он. А если она, то -…Какую букву (П или Т) напишем в этом слове? Сколько ножек у буквы П? А у буквы Т?
- Пианист будет отстукивать мелодию. Если он ударит 3 раза, то вам нужно написать букву…(Т). А если он ударит 2 раза, то букву... (П).
Логопед отстукивает таким образом в определенной после-довательности буквы П и Т. П, П, Т, П, Т, Т, П, П, Т, П.
Проверка: - Прочитайте, какие буквы вы записали.
13. Развитие зрительно-пространственных представлений.
Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для
дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).
14. Развитие зрительного внимания, ассоциативного мышления, звукобуквенного синтеза.
- Теперь мы приехали к человеку, который передает телеграммы. Кто это?
- Телеграфист – это он, а как мы скажем о женщине?
Логопед раздает карточки – телегаммы.
с3ройка кир2ич
2ли3ка
ле2и3ь ги2с скуль23ура
с3адо
2оле
2ас3и
игра3ь но3ы 2ианино
- Телеграфистка передала вам телеграммы, но ошиблась и вместо букв П и Т написала цифры 2 и 3. Как вы думаете, какая буква должна быть вместо цифры 2? Почему? А вместо цифры 3?
- Перепишите слова в тетрадь, заменяя цифры соответствующими буквами.
- К какой профессии относятся слова, написанные в первом столбике?
- А во втором? И т.д.
- Напишите названия этих профессий в нужный столбик.
15. Развитие слухового внимания и памяти. Игра с мячом. Образование названий профессий женского рода.
- Давайте вспомним, кто живет в городе мастеров? У кого мы были в гостях? С кем познакомились? (Если дети затрудняются ответить, логопед подсказывает дополнительными вопросами типа «Кто приносит письма?»).
- Какой звук в слове? П или Т? Какую букву напишем? Сколько ножек у буквы?
Далее логопед называет название профессий мужского рода, а дети – женского и наоборот.
16. Развитие звукобуквенного синтеза, закрепление звукобуквенных ассоциаций.
- Вы узнаете, кто еще живет в городе мастеров, если выполните последнее задание. (Логопед раздает карточки, на которых написаны названия профессий и пропущенными буквами Т и П.)
С..оляр, ..рак..орис.., фигурис.., шах..ер, скри..ач, ..ло..ник, элек..рик, ..ечник, ш..ука..ур, ..родавец, ..оэ..
- Перепишите слова, вставляя вместо точек подходящую букву.
Проверка: обмен тетрадями.
- Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и помогли вылечить Торопыжке вылечить больную ножку.
III. Итог занятия