Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 2 класса

 

Автор: Глактионова Екатерина Анатольевна, 

учитель-логопед ГБОУ лицея № 389 "Центр экологического образования" Кировского района Санкт-Петербурга

 

Логопедическая тема: Дифференциация п – т в словах 

Грамматическая тема: Образование названий профессий женского рода 

Лексическая тема: Профессии. 

Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв п –т изолированно и в словах 

Задачи: 

1. Коррекционно-развивающие: 

1) Развитие зрительного восприятия. 

2) Развитие зрительного внимания и памяти. 

3) Развитие слухового внимания и памяти. 

4) Развитие зрительно-пространственных представлений. 

5) Развитие конструктивного праксиса. 

6) Развитие тактильного восприятия. 

7) Развитие фонематического анализа. 

8) Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. 

9) Развитие логического и ассоциативного мышления. 

10) Развитие мелкой моторики. 

11) Развитие общей моторики. 

2. Образовательные:

 1) Уточнение и закрепление оптических образов букв.

 2) Актуализация кинетического образа графем 

3) Уточнение и закрепление артикуляторно-акустических характеристик звуков [п], [т]. 

4) Закрепление звукобуквенных ассоциаций. 

5) Совершенствование графо-моторных навыков. 

6) Уточнение словарного запаса по лексической теме «Профессии».

7) Совершенствование навыка образования названий профессий женского рода. 

8) Совершенствование навыка списывания 

3. Воспитательные: 

1) Воспитание усидчивости. 

2) Воспитание аккуратности 

Оборудование: конверты с зашифрованными письмами для орг. момента, изображения строчных букв Т и П, карта города мастеров (поле в клетку 10х 10), предметная картинка «трамвай», бархатная бумага, нитки разной длины для выкладывания букв, индивидуальные карточки с заданиями, мяч, предметные картинки по теме профессии.

 Ход занятия 

I. Организационный момент. 

- Что лежит у вас на столах? Откройте конверты. В них письма. Но письма эти не простые, а зашифрованные. Что там нарисовано? (Палочки) 

- Количество палочек означает количество ударов, а большие расстояния между палочками – паузу. Если нарисовано 3 палочки, то сколько раз я ударю? (Три) 

- Сейчас сядет тот, чей рисунок я отстучу. II III, III I, III II… 

II. Основная часть 

1. Введение в тему. 

1.1 Развитие фонематического анализа. 

- Кто нам приносит письма? (Почтальон) 

- Какой первый звук в слове «почтальон»? (П) А четвертый? (Т). 

1.2 Уточнение артикуляторно-акустических характеристик звуко [п],[т]. 

- Охарактеризуйте звук [т]. (Согласный, твердый, глухой). А почему он согласный? Что мешает свободно выходить воздуху? Где расположен язык? 

(Аналогично со звуком [п]). 

- Чем похожи эти звуки? А чем они отличаются? 

1.3 Соотнесение звуков [п], [т] с соответствующими буквами. 

- Какой буквой мы обозначаем звук [п]? А звук [т]? Из каких элементов состоит буква П? А буква Т? Почему мы сегодня будем о них разговаривать? 

- Чем они похожи? А чем отличаются? 

2. Развитие слухового внимания, актуализация словаря по лексической теме. 

Логопед рассказывает сказку: Жила-была буква Т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала Торопыжка и однажды сломала одну ножку. Приш-ла она к доктору: «Что мне делать? У меня сломалась нож-ка. Было 3 ножки и была я буквой Т, а теперь у меня только 2 ножки и стала я почти как буква п.» Уж очень не нрави-лось Торопыжке, что ее путали с буквой П, ведь она же – Торопыжка и у нее должно быть 3 ноги. Доктор подумал и сказал: «Я вылечу тебе ножку, если увижу, что ребята не путают буквы П и Т. А помогут мне в этом мои друзья, ко-торые живут в городе мастеров.» 

- Ребята, поможем Торопыжке? Давайте отправимся в город мастеров. С некоторыми жителями мы уже познакомились. Давайте вспомним, с кем. Кто нам принес письма? А кто сфотографировал буквы?

 

3. Развитие логического мышления. 

- Вы узнаете, на чем мы поедем, если отгадаете загадку: 

Спозаранку за окошком стук, и звон и кутерьма. 

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. 

- На чем же мы поедем? (На трамвае). Как называется человек, который водит трамвай?(Водитель) 


4. Развитие зрительно-пространственных представлений. 

На доске – карта города мастеров. Дети перемещаются по ней по инструкциям. 

- Трамвай едет на 1 клетку вверх, 3 клетки вправо и 2 клетки вниз.

 

5. Закрепление звукобуквенных ассоциаций, развитие конструктивного праксиса, зрительно-пространственных представлений. 

- Мы приехали в дом человека, который ткет ткань. Кто это? (Ткач). (Показывает картинку). Ткач – это он, а если она, то - …? (Ткачиха). 

- Какой звук слышится в этом слове: [п] или [т]? Какую букву напишем? - Сколько у нее ножек? 

Логопед раздает бархатную бумагу и нитки. 

- Ткачиха ткет ткань, а мы будет ткать из ниток буквы. Посмотрите на нитки. Они одинаковые? (Нет). Как вы думаете, из какой нитки будем выкладывать букву Т? (Из длинной). Почему? (У нее больше ножек). - Справа выложите строчную букву П, а слева – Т.

 

6. Развитие тактильного восприятия. 

- У ткачихи есть мешочек, в котором лежат буквы. Их нужно угадать на ощупь. Логопед подносит детям по очереди волшебный мешочек, в котором лежат контурные изображения букв п-т. Дети ощупывают их с закрытыми глазами.

 

7. Развитие зрительно-пространственных представлений. 

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

 

8. Уточнение и закрепление кинетического образа букв. 

- Мы приехали в дом человека, который учит детей. Кто это? А как мы назовем женщину? Учительница просит запомнить вас, как пишутся буквы. Приготовьте палец. Будем писать буквы в воздухе. Делайте вместе со мной: палка – галка.

 - Какая буква получилась? (П). - Давайте еще раз, проговаривайте вместе со мной. Теперь палка – галка – галочка. Какая буква получилась? (Т). Давайте еще раз проговаривайте вместе со мной. Теперь под мою диктовку запишите в тетради. Логопед диктует детям запись букв: п, т, т, п, п, т, п, т.

 

9. Развитие зрительно-пространственных представлений. 

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

 

10. Развитие зрительного и слухового внимания, буквенного гнозиса. 

- Мы приехали в дом человека, который печатает на машинке. Кто это? (Машинист). Какой звук слышится в этом слове: [п] или [т]? - Какую букву напишем? Сколько у нее ножек? 

- Машинистка дала вам задание. (Логопед раздает карточки, на которых написаны строчные буквы П и Т). Посмотрите на первую строчку. Синим карандашом обведите по контуру только буквы П. Сколько букв вы обвели? 

- Теперь работаем со второй строкой. Обведите по контуру только буквы Т. 

- Сколько букв вы обвели? Теперь посмотрите на буквы, написанные на третьей строке. Обведите буквы П синим карандашом, а букву Т – зеленым. По моей команде поменяйте цвета.

 

11. Развитие зрительно-пространственных представлений. 

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

 

12. Развитие слухового внимания, ассоциативного мышления. 

- Мы приехали в дом человека, который играет на рояле. Кто это? Пианист – это он. А если она, то -…Какую букву (П или Т) напишем в этом слове? Сколько ножек у буквы П? А у буквы Т? 

- Пианист будет отстукивать мелодию. Если он ударит 3 раза, то вам нужно написать букву…(Т). А если он ударит 2 раза, то букву... (П). 

Логопед отстукивает таким образом в определенной после-довательности буквы П и Т. П, П, Т, П, Т, Т, П, П, Т, П. 

Проверка: - Прочитайте, какие буквы вы записали.

 

13. Развитие зрительно-пространственных представлений. 

Логопед вызывает к карте другого ученика-водителя для дальнейшего перемещения по городу мастеров (аналогично заданию №4).

 

14. Развитие зрительного внимания, ассоциативного мышления, звукобуквенного синтеза. 

- Теперь мы приехали к человеку, который передает телеграммы. Кто это? 

- Телеграфист – это он, а как мы скажем о женщине? 

Логопед раздает карточки – телегаммы. 

с3ройка кир2ич 

2ли3ка 

ле2и3ь ги2с скуль23ура 

с3адо 

2оле 

2ас3и 

игра3ь но3ы 2ианино 

- Телеграфистка передала вам телеграммы, но ошиблась и вместо букв П и Т написала цифры 2 и 3. Как вы думаете, какая буква должна быть вместо цифры 2? Почему? А вместо цифры 3? 

- Перепишите слова в тетрадь, заменяя цифры соответствующими буквами. 

- К какой профессии относятся слова, написанные в первом столбике? 

- А во втором? И т.д. 

- Напишите названия этих профессий в нужный столбик.

 

15. Развитие слухового внимания и памяти. Игра с мячом. Образование названий профессий женского рода. 

- Давайте вспомним, кто живет в городе мастеров? У кого мы были в гостях? С кем познакомились? (Если дети затрудняются ответить, логопед подсказывает дополнительными вопросами типа «Кто приносит письма?»). 

- Какой звук в слове? П или Т? Какую букву напишем? Сколько ножек у буквы? 

Далее логопед называет название профессий мужского рода, а дети – женского и наоборот. 

16. Развитие звукобуквенного синтеза, закрепление звукобуквенных ассоциаций. 

- Вы узнаете, кто еще живет в городе мастеров, если выполните последнее задание. (Логопед раздает карточки, на которых написаны названия профессий и пропущенными буквами Т и П.) 

С..оляр, ..рак..орис.., фигурис.., шах..ер, скри..ач, ..ло..ник, элек..рик, ..ечник, ш..ука..ур, ..родавец, ..оэ.. 

- Перепишите слова, вставляя вместо точек подходящую букву. 

Проверка: обмен тетрадями. 

- Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и помогли вылечить Торопыжке вылечить больную ножку.

 

III. Итог занятия

 - Вам понравился сегодняшний урок? Где мы сегодня путешествовали? У кого в гостях вам понравилось больше? Зачем мы отправились в город мастеров? О каких буквах сегодня говорили? Почему важно различать буквы П и Т? Чем отличаются буквы? Все молодцы. Занятие закончено. До свидания.