Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) с нарушением зрения

 Автор: Козелова Светлана Ивановна,

учитель – дефектолог МКДОУ «ДСКВ № 14 «Дельфин»», Челябинская область, г. Трёхгорный

Тема: Путешествие в царство насекомых.

 Цели: Образовательные:

                        1.​ Пополнить и расширить словарь по теме: «Насекомые» (Закреплять и систематизировать знания детей о часто встречающихся насекомых, их пользе, об общих существенных признаках насекомых, их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравей​ник)

2.​ Упражняться в составле​нии предложений с предлогами под и из-под.;

3.​ Образовывать имена прилагательные от имен существительных;

4.​  Употребление слов с увеличитель​ными оттенками.

Коррекционные:

1.​ Развивать общую и мелкую моторику.

2.​ Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

3.​ Развивать мыслительную активность.

4.​ Развивать глазодвигательную функцию.

5.​ Развивать зрительное восприятие, внимание, память, концентрации внимания.

Воспитательные:

1.​ Прививать любовь к природе и бережное отношение к насекомым.

2.​ Организовывать взаимопомощь и поддержку в ходе занятия.

3.​ Воспитывать самоконтроль, аккуратность, усидчивость на занятии.

Оборудование:

*​ Картинки с изображением весенних пейзажей и насекомых;

*​ разрезные картинки с изображением насекомых;

*​ зеркала, платочки;

*​ картинки насекомых для песенки - жужжалки;

*​ схема повествовательного рассказа;

*​ луговые цветы;

*​ карточки с изображением травы;

*​ муравей

*​ ёлки;

*​ солнышко с лучиками;

*​ сюрпризы-значки-бабочки;

*​ фонограмма №1- «Плач», фонограмма №2 – «Вместе весело шагать», фонограмма №3 – Голос насекомых, записанный на кассету, фонограмма №4 – Зарядка – Жу-жу-жу-я на веточке сижу, фонограмма №5 – «Не обижайте муравья, его обидеть просто»

*​ ватки;

*​ напечатанные стихи про насекомых и маленькая справка о каждом насекомом.

*​ консультации для родителей в «Мир логопедии»

Подготовительная работаРассматривание живых насекомых, ил​люстраций с изображением насекомых. Чтение книг, разучивание загадок и стихов о насекомых.

Словарная работа:

Предметный словарь:

названия: Шмель, кузнечик, пчела, оса, муравей, стрекоза, муха, комар, паук, гусеница, бабочка, жук, крылья, брюшко, голова, хоботок, усы, ножки, норка, улей, дупло, муравей​ник, хищник, нектар, цветок, пыльца, мёд, насекомые, жучище, муравьище, комарище, червячище, шмелище, клопище, тараканище, жучок, комарик, личинка, яйцо, кокон, челюсти, санитар, польза

Глагольный словарь:

действия: прыгает, летает, стрекочет, порхает, ползает, плавает, бегает, окукляется, плетёт, ловит, подлетает, слетает, запрыгивает, спрыгивает, подлетает, жужжит, пищит, кусает,

Словарь признаков:

Признаки: маленький, чешуекрылые, мохнатые, мощные, короткие, длинный, чёрные, ярко-желтые, трудолюбивые, сильный, крепкие, полосатое, вредное, полезное, разноцветные, прозрачные

Ход НОД

Орг. момент

- Ребята, встаньте так сейчас,

Чтобы фотография удивила нас.

Вы же, гости дорогие, нас снимайте,

И внимательными быть обещайте!

(дети встают полукругом на треугольники)

Развитие просодической стороны речи

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями:

​ шепотом;

​ с восклицанием;

​ с удивлением;

​ как лягушки;

​ как комарики, если бы они умели говорить.

Развитие слухового внимания

(раздаётся плач) - фонограмма №1- «Плач»,

Ребята, вы слышали, что это за звуки? (Это кто – то плачет). Как вы думаете, что мы должны делать? (Мы должны помочь, прийти на помощь)

- В путь дорогу, друзья!

Развитие общей моторики и речедвигательных навыков

фонограмма №2 – «Вместе весело шагать»

Ты из дома,

Я из дома —

Путь-дорога нам знакома:

Справа лес,

А слева луг.

Ты мой друг,

И я твой друг.

Ты кричишь,

И я кричу.

Всё нам с другом

По плечу!

Вдруг ударил в небе гром

Ты бегом,

И я бегом.

Ты босой,

И я босой

По траве бежим густой.

Всё отлично,

Всё в порядке.

Дождь идёт,

Сверкают пятки...

За леса ушла гроза,

Солнце брызнуло в глаза.

Ты без майки,

Я без майки —

Загораем на лужайке.

Ты молчок,

И я молчок —

Ловим тишину в кулачок

фонограмма №1- «Плач»,

- Слышишь, точно кто-то плачет,

(оглядываюсь и нахожу муравья)

Да это ж муравей хромает.

-Бедный, что с тобой случилось?

Что с тобою приключилось?

М. -На полянку дети прибежали,

И всех насекомых растоптали, в баночки поймали.

Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики.

- Вы скорее посмотрите,

Вы сюда скорей взгляните!

Вот частички насекомых лежат,

И о чем- то нам говорят.

(на ковре лежат 4 частички)

фонограмма №3 – Голос насекомых, записанный на кассету

Нас быстрее соберите,

Чудо маленькое совершите,

И начнем мы опять прыгать, бегать и летать.

- Вы частичку возьмите,

И откуда она посмотрите!

Дети садятся за парты и собирают разрезные картинки.

-Что вы собирали,

Конечно узнали? (Я собирала пчелу, бабочку, кузнечика, гусеницу…)

- Продолжите эту цепочку слов (паук, жук, муравей, таракан…)

- Одним словом это кто? (паук, жук, муравей, таракан, пчела, бабочка, кузнечик, гусеница-это НАСЕКОМЫЕ)

Артикуляционная гимнастика для Зв. Ж:

- В царство НАСЕКОМЫХ попадём,

Язычки дружненько разомнём.

1, 2, 3 – ЗЕРКАЛО ВОЗЬМИ!

Вышли язычки гулять, «Лопаточка»

Влево - вправо посмотрели, «Часики»

Насекомых углядели.

Вот кузнечик прискакал «Лошадка»,

Крылышками замахал «Гармошка».

А вот и шмель летит, «Фокусник»

И громко жужжит «жа-жа-жа».

Муха следом прилетела

На цветок тихонько села «Непослушный язык»,

Зажужжала, заворчала – жу-жу-жу жу-жу-жу

Я от холода дрожу. «Непослушный язык»

Жук жужжать совсем не может, (тихо) «жо-жо-жо»

Ждёт он кто ему поможет.

Пчёлка всё нектар сосёт «жи-жи-жи»

Много мёду соберёт «жи-жи-жи»

- О насекомых повторяли.

Язычки разминали?

Язычки мы не забудем,

Разминать всегда их будем.

Каждый день и каждый час,

Это важно ведь для нас!

1, 2, 3 – на край парты зеркало убери.

Зрительная гимнастика (зашумлённое изображение)

- На полянке насекомые отдыхают

Только одного не замечают.

- Кого же не замечают, насекомые? (насекомые не замечают улитки)

Улитка: Раз меня нашли друзья,

Загадаю вам загадку, трудная она!

Развитие логического мышления и умение отгадывать загадки

Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Работа тетради.

Развитие мелкой моторики и развитие концентрации внимания.

- Бабочка на полянку летела, но не долетела.

Вы ей помогите путь – дорогу отыщите

Все приползли, прискакали, прилетели,

Дружно песенку запели.

(Задаю последовательность произнесения слогов, указывая на картинки в следующем порядке)

​ Зрительная гимнастика.

​ Развитие общей моторики.

​ Автоматизация Зв. ж в слогах – песенка - жужжалка.

- Насекомых в группе находите,

И как они пожужжите.

- Песенка – жужжалочка просто чудо,

А муравьишке нашему стало худо!

Образование имени прилагательного от имени существительного

Лучшим лекарством будет игра,

Произнесите словосочетание по – другому друзья!

Игра «Скажи по-другому»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предлагаю ребенку закончить начатую фразу, произнеси словосоче​тание по-другому. Образец: «У бабочки крылья, как из шелка. (Какие крылья?)... Шелковые крылья».

Лексический материал

​ У кузнечика усики, как из проволочки. (Какие усики?)... Проволочные усики.

​ У пчелы туловище из разных полосок. (Какое туловище?)... Полосатое туловище.

​ У стрекозы крылья, как из прозрачной бумаги. (Какие крылья)... Прозрачные крылья.

​ У бабочки крылья покрыты чешуйками, чешуекрылая бабочка.

​ У кузнечика длинные усы, длинноусый кузнечик.

​ У стрекозы большие глаза, большеглазая стрекоза.

​ Муравей очень любит труд, трудолюбивый муравей.

-Чтоб дети не обижали муравьёв,

Мы превратим их и других насекомых в великанов.

Я вам мячик кидаю, насекомое называю,

А вы мне кидаете насекомое – великана называете!

Употребление слов с увеличитель​ными оттенками.

«Насекомые-великаны». Употребление слов с увеличитель​ными оттенками. Составление предложений по образцу.

​ Это не паук, а паучище.

​ Это не му​равей, а муравьище.

​ Это не комар, а комарище.

​ Это не чер​вяк, а червячище.

​ Это не шмель, а шмелище.

​ Это не клоп, а клопище.

​ Это не таракан, а тараканище.

​ Это не жук, а жучище.

Жук жужжать совсем не может,

Ждет он, кто ему поможет.

Поможем жуку? (Да)

Развитие общей моторики, ориентировки в пространстве, зрительного внимания:

фонограмма №4 – Зарядка – Жу-жу-жу - я на веточке сижу

Жу-жу-жу, Жу-жу-жу

Я на веточке сижу.

Я на веточке сижу,

Звуки Ж всё твержу.

Знаю твёрдо звуки эти,

Я жужжу весной и летом.

Вы насекомые – великаны бегите,

И места свои займите.

Развитие связной речи и усвоение предлогов под и из-под

Муравей:- Вы меня порадовали Жу-жу-жу,

За это вам рассказик расскажу.

Ой, что это я тоже зажжужал.

• Рассказ «Как бабочка летала». Усвоение предлогов под, из-под.

Картинки: бабочка, цветок, береза, куст, гриб, елка, гнез​до, листок, мухомор.

«Бабочка летала-летала и села под березу. Посидела и вылетела из-под березы. Летала-летала и села под подснежник. Посидела и вылетела из - под подснежника. Летала-летала и села под березу. Посидела и вылетела из-под бе​резы. Летала-летала и села под куст. Посидела и вылетела из-под кус​та. Летала-летала и села под гриб. Посидела и вылетела из-под гриба. Летала-летала и села под елку. Посидела и вылетела из-под елки. Лета​ла-летала и села под гнездо. Посидела и вылетела из-под гнезда. Лета​ла-летала и села под мухомор. Посидела и вылетела из-под мухомора. Устала бабочка, нашла свою норку и уснула в ней».

Я предлагаю детям пересказать рассказ.

Итог занятия:

Рефлексия:

Сюрпризный момент

Ориентировка на местности

Итог НОД:

Муравей: Спасибо, ребята, что мне помогали,

Правильно на все вопросы отвечали.

Рефлексия:

​ А где же вы побывали?

​ Что интересного узнали?

Сюрпризный момент

Вот вам за это значки,

Чтоб насекомых не ловили сочки!

(выдаю детям значки насекомых )

Ориентировка на местности

- А мы ребята, по дорожке пойдём,

И дружно песенку споём!

фонограмма №5 – «Не обижайте муравья, его обидеть просто»