Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6
лет) с нарушением зрения
учитель – дефектолог МКДОУ «ДСКВ № 14 «Дельфин»», Челябинская область, г. Трёхгорный
Тема: Путешествие в царство насекомых.
1. Пополнить и расширить словарь по теме: «Насекомые» (Закреплять и систематизироват
2. Упражняться в составлении предложений с предлогами под и из-под.;
3. Образовывать имена прилагательные от имен существительных;
4. Употребление слов с увеличительными оттенками.
Коррекционные:
1. Развивать общую и мелкую моторику.
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
3. Развивать мыслительную активность.
4. Развивать глазодвигательну
5. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, концентрации внимания.
Воспитательные:
1. Прививать любовь к природе и бережное отношение к насекомым.
2. Организовывать взаимопомощь и поддержку в ходе занятия.
3. Воспитывать самоконтроль, аккуратность, усидчивость на занятии.
Оборудование:
* Картинки с изображением весенних пейзажей и насекомых;
* разрезные картинки с изображением насекомых;
* зеркала, платочки;
* картинки насекомых для песенки - жужжалки;
* схема повествовательно
* луговые цветы;
* карточки с изображением травы;
* муравей
* ёлки;
* солнышко с лучиками;
* сюрпризы-значки-
* фонограмма №1- «Плач», фонограмма №2 – «Вместе весело шагать», фонограмма №3 – Голос насекомых, записанный на кассету, фонограмма №4 – Зарядка – Жу-жу-жу-я на веточке сижу, фонограмма №5 – «Не обижайте муравья, его обидеть просто»
* ватки;
* напечатанные стихи про насекомых и маленькая справка о каждом насекомом.
* консультации для родителей в «Мир логопедии»
Подготовительная работа. Рассматривание живых насекомых, иллюстраций с изображением насекомых. Чтение книг, разучивание загадок и стихов о насекомых.
Словарная работа:
Предметный словарь:
названия: Шмель, кузнечик, пчела, оса, муравей, стрекоза, муха, комар, паук, гусеница, бабочка, жук, крылья, брюшко, голова, хоботок, усы, ножки, норка, улей, дупло, муравейник, хищник, нектар, цветок, пыльца, мёд, насекомые, жучище, муравьище, комарище, червячище, шмелище, клопище, тараканище, жучок, комарик, личинка, яйцо, кокон, челюсти, санитар, польза
Глагольный словарь:
действия: прыгает, летает, стрекочет, порхает, ползает, плавает, бегает, окукляется, плетёт, ловит, подлетает, слетает, запрыгивает, спрыгивает, подлетает, жужжит, пищит, кусает,
Словарь признаков:
Признаки: маленький, чешуекрылые, мохнатые, мощные, короткие, длинный, чёрные, ярко-желтые, трудолюбивые, сильный, крепкие, полосатое, вредное, полезное, разноцветные, прозрачные
Ход НОД
Орг. момент
- Ребята, встаньте так сейчас,
Чтобы фотография удивила нас.
Вы же, гости дорогие, нас снимайте,
И внимательными быть обещайте!
(дети встают полукругом на треугольники)
Развитие просодической стороны речи
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями:
шепотом;
с восклицанием;
с удивлением;
как лягушки;
как комарики, если бы они умели говорить.
Развитие слухового внимания
(раздаётся плач) - фонограмма №1- «Плач»,
- Ребята, вы слышали, что это за звуки? (Это кто – то плачет). Как вы думаете, что мы должны делать? (Мы должны помочь, прийти на помощь)
- В путь дорогу, друзья!
Развитие общей моторики и речедвигательных навыков
фонограмма №2 – «Вместе весело шагать»
Ты из дома,
Я из дома —
Путь-дорога нам знакома:
Справа лес,
А слева луг.
Ты мой друг,
И я твой друг.
Ты кричишь,
И я кричу.
Всё нам с другом
По плечу!
Вдруг ударил в небе гром
Ты бегом,
И я бегом.
Ты босой,
И я босой
По траве бежим густой.
Всё отлично,
Всё в порядке.
Дождь идёт,
Сверкают пятки...
За леса ушла гроза,
Солнце брызнуло в глаза.
Ты без майки,
Я без майки —
Загораем на лужайке.
Ты молчок,
И я молчок —
Ловим тишину в кулачок
фонограмма №1- «Плач»,
- Слышишь, точно кто-то плачет,
(оглядываюсь и нахожу муравья)
Да это ж муравей хромает.
-Бедный, что с тобой случилось?
Что с тобою приключилось?
М. -На полянку дети прибежали,
И всех насекомых растоптали, в баночки поймали.
Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики.
- Вы скорее посмотрите,
Вы сюда скорей взгляните!
Вот частички насекомых лежат,
И о чем- то нам говорят.
(на ковре лежат 4 частички)
фонограмма №3 – Голос насекомых, записанный на кассету
Нас быстрее соберите,
Чудо маленькое совершите,
И начнем мы опять прыгать, бегать и летать.
- Вы частичку возьмите,
И откуда она посмотрите!
Дети садятся за парты и собирают разрезные картинки.
-Что вы собирали,
Конечно узнали? (Я собирала пчелу, бабочку, кузнечика, гусеницу…)
- Продолжите эту цепочку слов (паук, жук, муравей, таракан…)
- Одним словом это кто? (паук, жук, муравей, таракан, пчела, бабочка, кузнечик, гусеница-это НАСЕКОМЫЕ)
Артикуляционная гимнастика для Зв. Ж:
- В царство НАСЕКОМЫХ попадём,
Язычки дружненько разомнём.
1, 2, 3 – ЗЕРКАЛО ВОЗЬМИ!
Вышли язычки гулять, «Лопаточка»
Влево - вправо посмотрели, «Часики»
Насекомых углядели.
Вот кузнечик прискакал «Лошадка»,
Крылышками замахал «Гармошка».
А вот и шмель летит, «Фокусник»
И громко жужжит «жа-жа-жа».
Муха следом прилетела
На цветок тихонько села «Непослушный язык»,
Зажужжала, заворчала – жу-жу-жу жу-жу-жу
Я от холода дрожу. «Непослушный язык»
Жук жужжать совсем не может, (тихо) «жо-жо-жо»
Ждёт он кто ему поможет.
Пчёлка всё нектар сосёт «жи-жи-жи»
Много мёду соберёт «жи-жи-жи»
- О насекомых повторяли.
Язычки разминали?
Язычки мы не забудем,
Разминать всегда их будем.
Каждый день и каждый час,
Это важно ведь для нас!
1, 2, 3 – на край парты зеркало убери.
Зрительная гимнастика (зашумлённое изображение)
- На полянке насекомые отдыхают
Только одного не замечают.
- Кого же не замечают, насекомые? (насекомые не замечают улитки)
Улитка: Раз меня нашли друзья,
Загадаю вам загадку, трудная она!
Развитие логического мышления и умение отгадывать загадки
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Работа тетради.
Развитие мелкой моторики и развитие концентрации внимания.
- Бабочка на полянку летела, но не долетела.
Вы ей помогите путь – дорогу отыщите
Все приползли, прискакали, прилетели,
Дружно песенку запели.
(Задаю последовательнос
Зрительная гимнастика.
Развитие общей моторики.
Автоматизация Зв. ж в слогах – песенка - жужжалка.
- Насекомых в группе находите,
И как они пожужжите.
- Песенка – жужжалочка просто чудо,
А муравьишке нашему стало худо!
Образование имени прилагательного от имени существительного
Лучшим лекарством будет игра,
Произнесите словосочетание по – другому друзья!
Игра «Скажи по-другому»
Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предлагаю ребенку закончить начатую фразу, произнеси словосочетание по-другому. Образец: «У бабочки крылья, как из шелка. (Какие крылья?)... Шелковые крылья».
Лексический материал
У кузнечика усики, как из проволочки. (Какие усики?)... Проволочные усики.
У пчелы туловище из разных полосок. (Какое туловище?)... Полосатое туловище.
У стрекозы крылья, как из прозрачной бумаги. (Какие крылья)... Прозрачные крылья.
У бабочки крылья покрыты чешуйками, чешуекрылая бабочка.
У кузнечика длинные усы, длинноусый кузнечик.
У стрекозы большие глаза, большеглазая стрекоза.
Муравей очень любит труд, трудолюбивый муравей.
-Чтоб дети не обижали муравьёв,
Мы превратим их и других насекомых в великанов.
Я вам мячик кидаю, насекомое называю,
А вы мне кидаете насекомое – великана называете!
Употребление слов с увеличительными оттенками.
• «Насекомые-велик
Это не паук, а паучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а тараканище.
Это не жук, а жучище.
- Жук жужжать совсем не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Поможем жуку? (Да)
Развитие общей моторики, ориентировки в пространстве, зрительного внимания:
фонограмма №4 – Зарядка – Жу-жу-жу - я на веточке сижу
Жу-жу-жу, Жу-жу-жу
Я на веточке сижу.
Я на веточке сижу,
Звуки Ж всё твержу.
Знаю твёрдо звуки эти,
Я жужжу весной и летом.
Вы насекомые – великаны бегите,
И места свои займите.
Развитие связной речи и усвоение предлогов под и из-под
Муравей:- Вы меня порадовали Жу-жу-жу,
За это вам рассказик расскажу.
Ой, что это я тоже зажжужал.
• Рассказ «Как бабочка летала». Усвоение предлогов под, из-под.
Картинки: бабочка, цветок, береза, куст, гриб, елка, гнездо, листок, мухомор.
«Бабочка летала-летала и села под березу. Посидела и вылетела из-под березы. Летала-летала и села под подснежник. Посидела и вылетела из - под подснежника. Летала-летала и села под березу. Посидела и вылетела из-под березы. Летала-летала и села под куст. Посидела и вылетела из-под куста. Летала-летала и села под гриб. Посидела и вылетела из-под гриба. Летала-летала и села под елку. Посидела и вылетела из-под елки. Летала-летала и села под гнездо. Посидела и вылетела из-под гнезда. Летала-летала и села под мухомор. Посидела и вылетела из-под мухомора. Устала бабочка, нашла свою норку и уснула в ней».
Я предлагаю детям пересказать рассказ.
Итог занятия:
Рефлексия:
Сюрпризный момент
Ориентировка на местности
Итог НОД:
Муравей: Спасибо, ребята, что мне помогали,
Правильно на все вопросы отвечали.
Рефлексия:
А где же вы побывали?
Что интересного узнали?
Сюрпризный момент
Вот вам за это значки,
Чтоб насекомых не ловили сочки!
(выдаю детям значки насекомых )
Ориентировка на местности
- А мы ребята, по дорожке пойдём,
И дружно песенку споём!
фонограмма №5 – «Не обижайте муравья, его обидеть просто»