Конспект занятия по развитию речи
Тема: Придумывание и зарисовка рассказов
(подготовительна
Автор: Алексеева Зарина Викторовна,
учитель-логопед Детского сада №257, г.Новокузнецк
Программное содержание: Закреплять умение детей придумывать рассказы до логического конца. Использовать в рассказах прямую речь, разные типы предложений. Упражнять в подборе слов – антонимов и синонимов. Развивать творческое воображение. Воспитывать навыки учебной деятельности, прививать добрые чувства.
Материал: иллюстрации о природе (разное время года), лист бумаги, цветные карандаши, чучело (нарисованное на картоне), сорока на ветке.
Ход:
Воспит.: Дети, помните, куда мы ходили на экскурсию? Что особенно вам понравилось и запомнилось в весеннем лесу? (таянье снега, журчанье ручейков, появление проталин, первые весенние цветы, пение птиц).
( Влетает сорока). Кар! Кар!
Ой, сорока-белобока! А зачем она к нам прилетела? А? Она услышала, что мы говорим о лесе, поэтому и прилетела к нам. Мы приглашаем ее к себе на занятие. (Воспитатель показывает детям все картины).
Посмотрите на картины, чем они похожи? Да, картины о природе, лес изображен в разное время года. А сейчас дети вы все будете художниками. Поиграем в игру «Если бы я был художником…» то какую картину о лесе вы нарисовали. А рисовать вы будете своими словами – своим рассказом. Указания к рисованию картин. Можно нарисовать картину весеннего, летнего, осеннего, зимнего леса. Картину, какого бы леса вы хотели нарисовать? (спросить 3-4 детей).
Давайте вспомним зимний лес. Что интересного увидели в этом лесу? Какие птицы и звери живут в этом лесу? Какие деревья растут в нем? Какие используете краски для рисования? (дети при составлении своих рассказов используют эти вопросы).
2. Посмотрите внимательно на картину (показать) и подумайте, какими словами можно выразить: какой это лес? А какой изображен день? (яркий, теплый, солнечный, светлый).
А если была бы холодная погода, то какими бы словами вы сказали про день? (хмурый, пасмурный, неприветливый, холодный, осенний).
А сейчас будем работать по-другому: я начну предложение, а вы будете продолжать (использовать те картины, которые матривали).
Когда дети пришли в лес, то увидели… (что на деревьях набухли пахучие, смолистые почки), (еще не растаял в овраге снег). Наступило лето и в лесу… (порхают и садятся на цветы разноцветные бабочки, тихо журчит в лесу лесной ручей). Красиво осенью в лесу…(спелыми, душистыми ягодами усыпаны все ветки).
3. А сейчас вы будете придумывать рассказ на тему «Случай в лесу» (картины убираются).
Указания: подумайте, в каком лесу будут происходить события? Кто будет герой вашего рассказа? Что с ним может произойти? Постарайтесь, чтобы в вашем рассказе был добрый конец. Ваши герои должны обязательно разговаривать. Продумайте рассказ от начала до конца и последовательно зарисуйте – мы уже с вами зарисовывали рассказ. Потом мы соберем, наши рисунки и у нас получится книга. Приступайте. (Время для обдумывания и зарисовки не более 3-4 мин.)
А сейчас Таня будет рассказывать свой рассказ, а вы все внимательно слушайте, а потом проанализируйте. А мы с сорокой послушаем. Чем рассказ понравился? Как рассказала? (эмоционально) Использованы ли в рассказе красивые слова? Все ли было понятно? (анализ проводится после каждого рассказа ребенка).
Дети, чем мы занимались на занятии? Что всем особенно понравилось? Давайте спросим у незнайки, что ей понравилось?
- Карррр! Я полечу в лес и всем расскажу, какие получились у вас интересные рассказы: какие добрые звери и птицы в лесу. А какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе и товариществе? Дети, что нам надо пожелать на прощанье сороке?
А сейчас давайте соберем наши рисунки. Вот какая интересная книга получилась. А те, кто составил интересные рассказы и нарисовал рисунки, пойдут, расскажут вечером малышам.