Конспект логопедического занятия
Тема: «Дифференциация (с) – (ш) в слогах, словах, фразах»
Автор: Жаркова Виктория Викторовна,
учитель-логопед МКОУ СОШ № 29 г. Дзержинск, Нижегородская область
Цель: 1) закрепить различие (с) – (ш) в слогах,словах, фразах;
2) развить навыки фонетического анализа и синтеза; обогащать словарь признаков и глагольный словарь; корректировать слуховую память.
3) учить вслушиваться в звучащую речь, вызывать желание безошибочного говорения.
Материалы и оборудование:
фрагменты букв (с), (ш)
предметные картинки (автобус, стол, капуста, шапка, кошка, мышь)
речевые профили (с), (ш)
индивидуальное зеркало
карточка со звуковым рядом
схемы позиционного анализа слов
символы звуков
Методические приемы: пальчиковая гимнастика, произнесение звуков, слогов, слов, фраз, разучивание чистоговорки, подбор слов-признаков и действий.
Подготовительная работа:
артикуляционная гимнастика
пальчиковая гимнастика
постановка звуков (с),(ш) и автоматизация их в слогах, словах, фразах.
План занятия:
I Организационный момент
пальчиковая гимнастика
II Основная часть
уточнение и сравнение артикуляций звука (с), (ш)
звуковой ряд
произнесение слогов и слов
игра «Магазин»
заучивание чистоговорки
игра «Отгадай слово»
III Подведение итогов занятия
Ход занятия
I Организационный момент
пальчиковая гимнастика
Здравствуй. Давай немного поиграем нашими ручками. Повторяй за мной стихотворение и, поочередно, нажимай на кончики пальцев во время произнесения ударного слога:
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».
В этом стихотворении особенно часто выделяется два звука. Если правильно соберешь фрагменты этих букв, то узнаешь о каких звуках мы будем сегодня говорить. (представлены фрагменты букв «С», «Ш» )
II Основная часть
1 Уточнение и сравнение артикуляций звука (с), (ш).
Произнеси (с) перед зеркалом. Где в это время находятся твои губки, зубки и язычок? (зубы сближены, губы – в полуулыбке, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута.)
А теперь произнеси (ш). Что поменялось? (Губы выдвинуты вперед и округлены. Зубы сближены. Кончик языка поднят к передним верхним зубкам, к небу, но не касается его. Боковые края языка приподняты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята – язык имеет форму чашечки.)
Посмотри на речевые профили этих звуков и отметь положение языка при произношении (с), (ш).
При произношении (с) – язык выгнут вниз
При произношении (ш) – язык в виде чашечки.
Покажи, с помощью ладошек, как ведет себя язычок, когда мы произносим (с), (ш).
(с) – положение руки – ладонь вниз, пальцы полусогнуты.
(ш) – положение руки – ладонь вверх, пальцы приподняты в виде чашечки.
Существует еще одно интересное различие при произнесении наших звуков. Подставьте свою ладонь кол рту и произнесите (ш). Какая воздушная струя? (теплая)
А теперь произнеси (с). Воздушная струя изменилась? (Да, она холодная)
2 Звуковой ряд.
А) Найди (с)
Перед тобой карточка с буквами, произнеси их и подчеркни (с).
Б) Найди (ш)
Я буду называть звуки, а ты, услышав заданный звук хлопни в ладоши.
А, С, Ч, В, Ш, С, З, Ш, Щ
3 Произнесение слогов и слов.
Са-ша-са – бегает лиса
Су-шу-су – ягоды в лесу
Со-шо-со – дали колесо
Ша-са-ша – нет карандаша
Шо-со-шо – гулять нам хорошо
Шу-су-шу – сижу и не шуршу
Ас-ас-ас – свет в окне погас
Ос-ос-ос – вот стоит матрос
Ус-ус-ус – на елке много бус
Ыс-ыс-ыс – кошки ловят крыс
4 Игра «Магазин»
Ты купил в магазине эти вещи: стол, капуста, автобус, шапка, кошка, мышь.
За эти вещи надо заплатить в разных кассах. За вещи со звуком (ш) в одной кассе, со звуком (с) в другой. Отбери их. Назови в какой позиции стоит звук. (начало, конец, середина слова)
5 Заучивание чистоговорки.
Посмотри на эту картинку с изображением кошки и повторяй за мной чистоговорку:
Наша серая
Сидела на крыше.
А ваша кошка
Сидела повыше.
6 Игра «Отгадай слово».
Я называю слова, где пропущены (с) или (ш). Подумай и назови его правильно.
Апка
Анки
Уба
Оль
Айба
Умка
Анапа
Камы
Мы
III Поведение итогов занятия
О каких звуках мы сегодня говорили? ( (с), (ш) )
Отличаются ли они при произношении? В качестве закрепления материала, подбери несколько слов – признаков и действий к слову кошка.
пушистая, большая
сидит, ушастая