Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Конспект логопедического занятия 

Тема: «Дифференциация (с) – (ш) в слогах, словах, фразах»


Автор: Жаркова Виктория Викторовна,

учитель-логопед МКОУ СОШ № 29 г. Дзержинск, Нижегородская область


Цель: 1) закрепить различие (с) – (ш) в слогах,словах, фразах;

2) развить навыки фонетического анализа и синтеза; обогащать словарь признаков и глагольный словарь; корректировать слуховую память.

3) учить вслушиваться в звучащую речь, вызывать желание безошибочного говорения.

Материалы и оборудование:

  • фрагменты букв (с), (ш)

  • предметные картинки (автобус, стол, капуста, шапка, кошка, мышь)

  • речевые профили (с), (ш)

  • индивидуальное зеркало

  • карточка со звуковым рядом

  • схемы позиционного анализа слов

  • символы звуков

Методические приемы: пальчиковая гимнастика, произнесение звуков, слогов, слов, фраз, разучивание чистоговорки, подбор слов-признаков и действий.

Подготовительная работа:

  1. артикуляционная гимнастика

  2. пальчиковая гимнастика

  3. постановка звуков (с),(ш) и автоматизация их в слогах, словах, фразах.

План занятия:

Организационный момент

  • пальчиковая гимнастика

II Основная часть

  1. уточнение и сравнение артикуляций звука (с), (ш)

  2. звуковой ряд

  3. произнесение слогов и слов

  4. игра «Магазин»

  5. заучивание чистоговорки

  6. игра «Отгадай слово»

III Подведение итогов занятия


Ход занятия


Организационный момент

  • пальчиковая гимнастика

Здравствуй. Давай немного поиграем нашими ручками. Повторяй за мной стихотворение и, поочередно, нажимай на кончики пальцев во время произнесения ударного слога:


Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».

В этом стихотворении особенно часто выделяется два звука. Если правильно соберешь фрагменты этих букв, то узнаешь о каких звуках мы будем сегодня говорить. (представлены фрагменты букв «С», «Ш» )


II Основная часть

1 Уточнение и сравнение артикуляций звука (с), (ш).

  • Произнеси (с) перед зеркалом. Где в это время находятся твои губки, зубки и язычок? (зубы сближены, губы – в полуулыбке, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута.)

  • А теперь произнеси (ш). Что поменялось? (Губы выдвинуты вперед и округлены. Зубы сближены. Кончик языка поднят к передним верхним зубкам, к небу, но не касается его. Боковые края языка приподняты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята – язык имеет форму чашечки.)

  • Посмотри на речевые профили этих звуков и отметь положение языка при произношении (с), (ш).

  • При произношении (с) – язык выгнут вниз

  • При произношении (ш) – язык в виде чашечки.

  • Покажи, с помощью ладошек, как ведет себя язычок, когда мы произносим (с), (ш).

  • (с) – положение руки – ладонь вниз, пальцы полусогнуты.

  • (ш) – положение руки – ладонь вверх, пальцы приподняты в виде чашечки.

  • Существует еще одно интересное различие при произнесении наших звуков. Подставьте свою ладонь кол рту и произнесите (ш). Какая воздушная струя? (теплая)

  • А теперь произнеси (с). Воздушная струя изменилась? (Да, она холодная)

2 Звуковой ряд.

А) Найди (с)

Перед тобой карточка с буквами, произнеси их и подчеркни (с).

Б) Найди (ш)

Я буду называть звуки, а ты, услышав заданный звук хлопни в ладоши.

А, С, Ч, В, Ш, С, З, Ш, Щ


3 Произнесение слогов и слов.

Са-ша-са – бегает лиса

Су-шу-су – ягоды в лесу

Со-шо-со – дали колесо

Ша-са-ша – нет карандаша

Шо-со-шо – гулять нам хорошо

Шу-су-шу – сижу и не шуршу


Ас-ас-ас – свет в окне погас

Ос-ос-ос – вот стоит матрос

Ус-ус-ус – на елке много бус

Ыс-ыс-ыс – кошки ловят крыс


4 Игра «Магазин»

  • Ты купил в магазине эти вещи: стол, капуста, автобус, шапка, кошка, мышь.

  • За эти вещи надо заплатить в разных кассах. За вещи со звуком (ш) в одной кассе, со звуком (с) в другой. Отбери их. Назови в какой позиции стоит звук. (начало, конец, середина слова)


5 Заучивание чистоговорки.

Посмотри на эту картинку с изображением кошки и повторяй за мной чистоговорку:

Наша серая

Сидела на крыше.

А ваша кошка

Сидела повыше.


6 Игра «Отгадай слово».

Я называю слова, где пропущены (с) или (ш). Подумай и назови его правильно.

  • Апка

  • Анки

  • Уба

  • Оль

  • Айба

  • Умка

  • Анапа

  • Камы

  • Мы


III Поведение итогов занятия

О каких звуках мы сегодня говорили? ( (с), (ш) )

Отличаются ли они при произношении? В качестве закрепления материала, подбери несколько слов – признаков и действий к слову кошка.

  • пушистая, большая

  • сидит, ушастая