Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Логопедическая ритмика в школе


Автор: Пекина Елена Игоревна, 

учитель-логопед МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Пугачева Саратовской области"


В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Большинство первоклассников, приходя сегодня в школу, имеют различные речевые проблемы. Это чаще всего, общее недоразвитие речи, включающее в себя различные недостатки: звукопроизношения, нарушения звуко-слоговой структуры речи, интонационной выразительности. В результате, у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка. Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый”, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной в частности недостатки звукопроизношения и просодической стороны речи (интонационно-выразительной). Поэтому большинство учителей-логопедов применяют в своей коррекционной работе нетрадиционный метод музыкальной терапии – логоритмика. В поисках подхода к организации логоритмических занятий, я опиралась на рекомендации авторов логопедических методик последних лет.
Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением.

Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и служит цели нормализации двигательных функций и речи. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. 
Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия.  На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. 
Основными задачами логоритмического воздействия являются: 
- развитие слухового внимания и фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе);

 - развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

  развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики;  развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе);

- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями; 
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; 
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; 

 формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; 
 формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; 
 увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов. 
Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения. Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. 

Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы. 
Содержание двигательного и речевого материала, последовательность коррекционной работы варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков, в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей, что позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. 

Средствами логопедической ритмики являются:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;

  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;

  • упражнения, активизирующие внимание;

  • упражнения на развитие мелкой моторики;

  • счетные упражнения;

  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;

  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

  • ритмические упражнения;

  • пение, упражнения в игре на музыкальных инструментах;

  • самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями;

  • игровая деятельность;

В структуру занятия не всегда включаю все перечисленные элементы. Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. 

Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. 

ПРИМЕРЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

КУЛАЧОК

Как сожму я кулачок,
(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.
(поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку,
(распрямить кисть)

Положу на ножку.
(положить руку на колено ладонью вверх)


ТУК-ТУК

- Тук-тук-тук.
(три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да.
(три хлопка в ладоши)

- Можно к вам?
(три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда!
(три хлопка в ладоши)


ЗАЙЧИКИ

Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке.
(разводить руками перед собой, описывая окружность)


Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.
(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.
(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприсяде)

Одевали тапочки.
(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)


СНЕГ

Как на горке снег, снег,
(показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,
(показывать руками "под горкой")

Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)


ДЕРЕВЦО

Дует ветер нам в лицо.
(махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо.
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)

Ветерок всё тише-тише,
(плавно опустить руки)

Деревцо всё выше-выше.
(поднять руки и тянуться вверх)


ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)


БАБОЧКА

Спал цветок
(присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.
(«летать», имитируя движения бабочки)


КОШКА

Кошка мышку увидала, 

(Дети становятся парами)

Подошла и так сказала:

(протягивают друг другу руки)

-Одиноко у старушки

(Хлопки в ладоши)

Жить одной мне без подружки.

Знаешь что? Давай дружить!

( Кружение парами)

В гости будем мы ходить.

(Хлопки в ладоши)



«Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло.

Посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких — две штучки,

Тяжелых — три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло.

Поморгать глазками.

Продавало солнышко на веселой ярмарке

Платья разноцветные, яркие-преяркие.

Приходил на ярмарку веселый народ.

Побывал на ярмарке весь огород.


Динамические упражнения

Плавно идет капуста.

Шаг с носочка.

Важно шагает помидор.

Шаг на всей стопе.

Осторожно идет редиска.

Ходьба на носках.

Легко бежит горошек.

Легкий бег на носках.

Не спеша, вышагивает редька.

Ходьба на пятках.

Вприскачку спешит морковка.

Подскоки.

Маршируют молодцы-огурцы.

Шаг марша.

Модницы-морковки

Взяли по обновке.


Массаж носа «Морковь»

Вот-вот-вот —

Потереть большими пальцами указательные.

Морковки водят хоровод.

Ава-ава-ава —

Веселая забава.

Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и снизу вверх.

Овь-овь-овь —

Вкусная морковь.

И в полоску блузы

Выбрали арбузы.


Мимическое упражнение «Арбуз»

Дети передают мяч-«арбуз» по кругу под слова:

Он зеленый, круглый, гладкий,

А внутри он — красный, сладкий.

(В. Степанов)


После окончания слов ребенок, у которого оказался «арбуз», делает вид, что пробует его, и мимикой показывает, какой арбуз — кислый или сладкий.

Динамическое упражнение «Помидоры» (на координацию слова с движением, речевого дыхания)

Хором.

В огороде за забором

Руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперед,

затем руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться

с небольшим напряжением «в струнку».

Поспевают помидоры,

Руки в бока, грудь и живот немного вперед («напыжиться»);

концы пальцев обеих рук соединить, образовав «шарик».

Держатся за колышки,

Сжать кулаки, пальцы смотрят друг на друга; согнуть руки

в локтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты.

Греются на солнышке.

Поднять лицо вверх, как бы подставляя солнцу; руки поднять

вверх, слегка развести, потянуться к солнышку.

А подсолнух купил

Желтую фуражку.


Динамические упражнения «Подсолнух» (для мышц шеи)

В огороде на дорожке,

Рисовать подбородком полукруг.

Под моим окошком,

Расцвело сегодня солнце

Рисовать подбородком круг.

На высокой ножке.

Прибегали позже всех

Огурцы-братишки,

Выбирали себе

Майки да трусишки.


Русская народная игра «Огуречик»

Выбирается «мышка». Она сидит в своей норке. Дети-огурцы подходят к ней и, грозя пальчиком, говорят:

Хором.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик!

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

После окончания чтения потешки «мышка» догоняет ребят.

Педагог.

А капуста, просто смех,

Накупила больше всех.

И повез покупки ей

На тележке муравей.


Пальчиковая игра «Капуста»

Хором.

Мы капусту режем, режем,

Движения прямыми ладошками вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем,

Потереть кулачок о кулачок.

Мы капусту солим, солим,

Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмем, жмем.

Сжимать и разжимать кулачки.

Огородная семейка,

В танец, в танец поскорей-ка.


Упражнение на релаксацию

Устали овощи, сели отдыхать.

Отдувается капуста: «Ах! Ах!»

Обмахивать лицо ладошками.

Морковка: «Эх! Эх!»

Хлопать по коленям.

Горох: «О-хо-хох!»

Легко ударять пальчиками по коленям.

Огурец: «Ух! Ух!»

Хлопать в ладоши.


ЛИТЕРАТУРА

1 Волкова Г.А. Логоритмика. – М., 2002 .

2 Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж.- М., 2001.

3 Картушина М.Ю «Конспекты логоритмических занятий » - М.: ТЦ Сфера, 2007.

4 Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. – М., 1973.

5 Крупенчук О.И. Стихи по развитию речи. Пособие по логопедии. – СПТб, 2003.

6 Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995 .

7 Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПТб, 2004.

8 Рычкова Н.А. «Логопедическая ритмика». - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998.