План-конспект интегрированной непосредственной образовательной
деятельности – старшая группа
Тема. «Коротышки из цветочного города»
Автор: Бедрицкая Елена Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ № 178 г.о. Самара
Приоритетная образовательная деятельность - «Познание»
Цель образовательной деятельности:
- сформировать у детей умение классифицировать предметы одежды по различным признакам;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- познакомить детей с названиями частей одежды;
- формировать умение подбирать относительные прилагательные;
Интеграция: Образовательные области
«Коммуникация»:
уточнять и обогащать словарный запас номинативной и глагольной лексикой, связанной с темой «Одежда»;
развивать навыки монологической и диалогической речи, стимулировать активные высказывания детей.
- формировать у детей умение подбирать слова – признаки;
- развивать умение отстаивать свою точку зрения;
- помочь детям сделать выводы в ходе деятельности.
формировать интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций;
ознакомление с произведением Н.Носова «Незнайка в солнечном городе».
«Социализация»:
формировать представления о правилах вежливости;
воспитывать теплые эмоциональные отношения между детьми, умение спокойно общаться, без крика;
развивать навыки общения и умение сотрудничать со сверстниками в коллективной деятельности;
учить детей обращаться к педагогам за помощью.
Прививать навыки опрятности
Развивать навыки самообслуживания
«Здоровье»:
воспитывать культурно-гигиен
ические навыки - соблюдать опрятность и навыки гигиены. Развивать умение двигаться под музыку;
«Физкультура»:
развивать функциональные возможности рук, общую и мелкую моторику, гибкость и координацию движений.
обучать мимическим упражнениям .
Методы и приемы:
1. Практические (мимические упражнения, упражнения для развития мелкой и общей моторики, собирание образца по частям )
2. Наглядные (рассматривание иллюстраций и реальных бытовых предметов, показ образца, силуэта и его элементов)
3. Словесные (чтение стихотворения, беседа, разъяснения, развитие слухового внимания, подбор и произнесение слов - признаков)
Материалы и оборудование: мольберт, набор картинок «Одежда», кукла Незнайка, силуэт рубашки на фланелеграфе и части этой рубашки
Формы организации совместной деятельности
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Коммуникативная | Беседа, вопросы, ситуативный диалог, аргументирование |
Игровая | Игровая ситуация, игры и игровые упражнения:«Ател |
Двигательная | Дорожка препятствий, движения под музыку |
Продуктивная | Складывание рубашки из частей |
Этапы НОД | Действия педагога | Действия воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. Приглашение к деятельности. Мимические упражнения | - А где же Незнайка? Куда он пропал? Покажите, как вы удивились. | Меняют выражения лица в соответствии с заданием | Привлекается внимание к содержанию НОД, к совместной деятельности. Активизация личного опыта. |
2. Введение в тему. - Сегодня давайте мы с вами поговорим об одежде. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового. | Обращает внимание на тему деятельности. Побуждает детей принять участие в деятельности. | Слушают и отвечают на вопросы. | Повышается мотивация к содержанию НОД. |
3. Помощь в реализации деятельности. | теперь давайте подумаем вместе, мальчики, они какие? А девочки? Все знают, что одежда бывает разная: как называется одежда, которую носят зимой? А летом? | Сильные,смелые, ловкие, выносливые и т. А девочки? (нежные, красивые, ласковые, прилежные, аккуратные и т.д.) Для дома-домашняя, Для школы-школьная, Для спорта - …. | Умение подбирать прилагательные, Умение классифицировать предметы одежды |
4. Совместная деятельность детей. | Игра «Ателье» | Выставляются части рубашки, дети по очереди выходят к мольберту и «сшивают» рубашку. | У рубашки нет воротника. Я пришью к рубашке (воротник). У рубашки нет кармана. Я пришью к рубашке карман. |
5. Итоги деятельности | Задает вопросы и дает оценку деятельности детей. Предлагает дома вместе с родителями продолжить тренироваться в классификации и продуктивной деятельности. | Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы. Демонстрируют свои работы другим взрослым. | Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с родителями. |
Структура непосредственной образовательной деятельности:
1. Приглашение к деятельности.
Знакомство с героями.
Дети сидят в различных игровых уголках в группе, одетые в сюжетные костюмы. Каждый делает себе короткое представление в стихотворной форме. (Винтик и Шпунтик, доктор Пилюлькин, Тюбик, Знайка, девочки – цветочки)
Мимические упражнения.
- А где же Незнайка? Куда он пропал? Покажите, как вы удивились.
Незнайка (кукла) влетает на шарах. На нем женское платье.
- Мы опять удивлены. Покажите, как сильно вы удивились. Незнайка, а почему ты в платье, ведь ты же мальчик! (Незнайка обижается на всех и улетает)
2. Введение в тему.
- Сегодня давайте мы с вами поговорим об одежде. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового.
Выставляется мольберт, на нем изображение мальчика и девочки.
Дети выбирают одежду для мальчика и девочки по половому признаку, с четким проговариванием относительных прилагательных (Это юбка – юбка это женская одежда. Мы отдадим ее девочке). Выделяется особый класс одежды, которую могут носить и мальчики и девочки.
Игра «Что пропало?»
Дети внимательно рассматривают расположение предметов одежды на мольберте и стараются запомнить. Потом дети отворачиваются и педагог убирает любую вещь, затем просит сказать, что пропало.
Какое слово отличается от других?
Шубка, шубка, ступка, шубка.
Брюки, руки, брюки, брюки.
Таракан, сарафан, сарафан, сарафан.
«Назови ласково»
шуба – шубка куртка – курточка плащ -
брюки – брючки шарф – шарфик платок –
рубашка - юбка - ботинки –
валенки - сапоги - шапка-
3. Помощь в реализации деятельности.
Характеристика личностных качеств мальчиков и девочек (подбор слов – признаков).
- Вот мы и разобрались кто какую одежду носит. А теперь давайте подумаем вместе, мальчики, они какие? (Сильные, смелые, ловкие, выносливые и т.д.). А девочки? (нежные, красивые, ласковые, прилежные, аккуратные и т.д.)
Развитие движения под музыку
Игра «Дразнилка».
Классификация одежды по признакам: летняя – зимняя, праздничная – повседневная, спортивная, домашняя.
-Ребята, как же нам вернуть обиженного Незнайку? Правильно, давайте сделаем для него подарок! Может испечем для него печенье? Или сошьем ему новую рубашку? Все знают, что одежда бывает разная: как называется одежда, которую носят зимой? А летом? Одежда для занятий спортом – спортивная, для работы – рабочая, для школы – школьная, для дома - домашняя… Давайте подумаем, какую одежду приятно получить в подарок? Верно, праздничную. А где можно сшить одежду?
Объяснение смысла слова «Ателье»
Совместная деятельность детей.
Игра «Ателье». Выставляются части рубашки, дети по очереди выходят к мольберту и «сшивают» рубашку. «У рубашки нет воротника. Я пришью к рубашке …(воротник). У рубашки нет кармана. Я пришью к рубашке карман.»
Употребление мн. числа сущ-х в Им. и Род. падеже:
шуба – шубы – много шуб
шапка – шапки – много шапок
куртка – куртки – много курток
юбка – юбки – много юбок
сапог – сапоги – много сапог
платок – платки – много платков
шляпа – шляпы – много шляп
валенок – валенки – много валенок
Что лишнее и почему?
Варежка, перчатка, наперсток, рукавица.
Панама, шапка, ушанка (панама, так как ее носят летом).
Сапоги, валенки, сандалии, унты (сандалии, так как это летняя обувь).
Шуба, сарафан, дубленка (сарафан, так как это летняя одежда).Игра
Игра «ЧТО ИЗ ЧЕГО ?» — упражнение в словообразовании относительных прилагательных по материалу
Образец: Это одежда из кожи — значит она какая?...(кожаная) .
Это одежда из шерсти —значит она какая?..( шерстяная).
Это платье из ситца — это… (ситцевое платье).
Это платье из бархата — это… (бархатное платье).
Это платье из шелка— это….
Эта одежда из меха— это….
Эта одежда из драпа— это….
Физминутка. «Дорожка с препятствиями».
-Как же нам добраться до домика Незнайки? Посмотрите, у нас 2 дорожки: одна для девочек, а другая для мальчиков, ведь они у нас сильные, мужественные. Мальчики помогают девочкам переходить мостик.
Пришли к домику Незнайки.
-Давайте позовем его…
Незнайка выходит в юбке.
Дети объясняют, что он неправильно одет, правильно аргументируя свое мнение. Дарят рубашку, Незнайка переодевается.
Игра «Наоборот»
Незнайка и Знайка все делали наоборот:
Знайка обулся — Незнайка разулся.
Знайка упал — Незнайка ... (поднялся).
Знайка уехал — Незнайка ... (приехал).
Знайка ушел — Незнайка ... (пришел).
Знайка завязал шнурки —Незнайка... (развязал шнурки).
Знайка замерз —Незнайка... (согрелся).
У Знайки темные волосы — у Незнайки…( светлые);
У Знайки длинные штанишки —у Незнайки ... (короткие);
У Знайки черные ботинки — у Незнайки... (белые);
У Незнайки легкая сумнка —у Знайки... (тяжелая).
Знайка надел зимнюю одежду — а Незнайка... (летнюю);
У Знайки чистые руки – а у Незнайки…;
У Знайки сухие волосы – а у Незнайки…
Незнайка приглашает всех в гости на чаепитие.
5. Итоги деятельности.
Дома детям предлагается совместно с родителями нарисовать ту одежду, которую они любят носить и составить про нее загадку.