Самореализация личности дошкольника с системным недоразвитием речи
Автор: Бедрицкая
Елена Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ № 178 г.о. Самара
В настоящее время главной ценностью общества является
человек, как основа и движущая сила социального развития. Изменения,
происходящие во всех сферах нашего общества, требуют человека активного,
инициативного, обладающего высоким потенциалом саморазвития. Поэтому
образование должно учитывать интересы самой личности и особенно остро нуждается
в обновлении на основе идеи саморазвития человека.
Изучение проблемы "самореализация личности дошкольника
в обучении" обусловлено значимостью данного вопроса в разработке концепции
модернизации и гуманизации образования, для которой приоритетной является
задача продемонстрировать и найти все пространство выбора путей развития
личности, дающих необходимые источники личностного роста. А самореализация
невозможна без саморазвития.
Сейчас уже доказана взаимосвязь и взаимообусловленность
между организацией процесса обучения и личностной самореализацией дошкольника.
Проблема состоит в том, что в массовой практике именно дошкольных
образовательных учреждений слабо используются условия, способствующие
личностному росту, не смотря на то, что способность ребенка к саморазвитию
наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве. Потенциалы развития
ребенка-дошкольника часто находит другие, неблагоприятные для ребенка пути
самовыражения, вместо того чтобы привести к проявлению и продуктивному
использованию открывающихся человеческих потенциалов. А что уж говорить про
детей, имеющих тяжелые нарушения речи! Очень часто можно слышать от родителей
таких малышей, особенно при первых встречах: «А в вашей группе вообще хотя бы
утренники бывают?»
Самореализация личности представляет собой важнейшую
потребность, "стержневое" свойство человека, определяющее его
саморазвитие и стратегию в жизни. «В каждом человеке есть позитивное начало,
что дает людям универсальную возможность самореализации. Чем ниже уровень
самореализации, тем больше тревоги и тоски испытывает человек» (А. Менегетти.
Онтопсихологическая педагогика, стр 14). Это в наибольшей степени относится и к
детям, имеющим нарушения в развитии. Самореализация выступает в виде
продуктивной активности и выражается в деятельности, успешность которой
обеспечивает постоянный приток мотивации. Личность осуществляет сознательную
регуляцию деятельности, что становится основой ее саморазвития.
Процесс осознанной самореализации интенсивно формируется в
дошкольном детстве и наиболее продуктивной его сферой является, не будем
пугаться этого слова, обучение. Ведь в нашей работе обучение проходит в виде
самых разнообразных видов игр и деятельности.
В нашу группу для детей с тяжелыми нарушениями речи ежегодно
зачисляется 15 – 16, а в этом учебном году - 17 дошколят. Людям плохо
информированным кажется, что это неоправданно мало. Однако качественный состав
от года к году все «утяжеляется». Так, всего 5 – 6 лет назад появление в саду
ребенка с алалией было небывалым и редким явлением, как и дети с несколькими
сочетанными нарушениями. Таких детей направляли к «старожилам» логопедии,
которых было 1 – 2 в районе. Молодежь только руками разводила и плечами пожимала:
мол, куда уж нам… это только Н… под силу. Теперь же такие дети есть в составе
любой группы района. Так, например, в составе нашей логопедической группы всего
2 человека с «простым» диагнозом ОНР третьего уровня, у 15 детей - стертая
форма дизартрии, 13 - имеют двойные или тройные диагнозы, у Ромы – ранний
детский аутизм, у Иванушки – инвалидность из-за опухоли головного мозга. А
моторной алалией, гипердинамическим синдромом, задержкой психического развития
и протестными реакциями уже никого не удивишь. И, не смотря на такой сложный
качественный состав группы, итоги нашей работы не могут не радовать. Что может
быть чудесней и вызвать большую гордость и удовлетворение, чем положительные
результаты совместной работы педагогов, детей и родителей? Да, да, это не
ошибка. Без активной работы самого ребенка и его личного желания достичь
успехов ни о каких положительных результатах не может быть и речи. А как же
добиться того, чтобы маленький человек, у которого трудности даже в простых
коммуникациях с окружающими, плохая память, расстройство внимания, снижение
общей работоспособности, расторможенность и другие отрицательные личностные
проявления да еще и накопленный к 4 – 5 годам личный негативный опыт, захотел
обучаться?
Кажется, мы хотим невозможного! Но это совсем не так, что
регулярно подтверждается достижениями ребятишек. Педагоги наших логопедических
групп - волшебницы! Другого объяснения нет и быть не может. И это колдовство -
ни что иное, как предоставление детям возможности саморазвития и самореализации
в различных видах деятельности. Ведь, чем бы ребенок не занимался, он все равно
должен при этом говорить. Отсюда учителя – логопеды и воспитатели и черпают
свои бесконечные возможности.
В наших группах правильно организованы обучение и
развивающая среда: с опорой на зону ближайшего развития, с постоянным
обогащением содержания и нестандартных форм учебной деятельности, с элементами
игры и включенностью каждого ребенка в процесс. Между детьми создается
эмоционально-положительный и благоприятный микроклимат, эмпатийная
доброжелательная атмосфера, которая обеспечивает ситуацию успеха всем и каждому
и возможность перехода к зрелым, гуманным отношениям взрослых с детьми. Следует
отметить, что влияние педагогов на дошкольника является чрезвычайно высокопрофессиональным,
с осуществлением компетентного подхода к любому проявлению ребенка,
диагностикой и умением спрогнозировать личностный рост воспитанников. С
гордостью можно сказать, что мы сохранили, не смотря на более чем скромную
заработную плату, достойный любых похвал педагогический состав групп
компенсирующей направленности.
При составлении индивидуальных программ развития для каждого
ребенка ставится цель добиться в коррекции и обучении успешности. Мы учитываем,
что "ситуация успеха" в нашей работе помогает не только преодолеть
речевые трудности детей, но и помочь им самореализоваться на более высоком
уровне.
Таким образом, в ежедневной кропотливой речевой работе
педагоги моделируют ситуацию, обеспечивающую успешность дошкольника в
деятельности. Исследования показывают, что именно такими педагогическими
условиями обеспечивается процесс целостной самореализации дошкольника и
достижение высоких результатов в работе.
Сложность и длительность компенсации речевых проблем требует
успешности не только на занятии, в обучении, но и в игровой свободной
деятельности детей. Правильные речевые навыки, сложившиеся в процессе
формирующих индивидуальных занятий с учителем – логопедом получают возможность
активно закрепиться. Создаются условия, в которых ребенок может продемонстрировать
сверстникам успех в деятельности: наличие познавательного мотива продуктивная
активность личности, позитивный настрой к деятельности, близость контактов со
значимым взрослым, успешность деятельности.
Успешная деятельность дошкольника - это универсальное
условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного
самосознания, предвосхищая свои возможности в плане наличной действительности.
Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим осознать свою
сопричастность с миром, обретая онтологическое единство с ним. Успех
"окрыляет", повышает уверенность в себе, активно стимулирует
личностный рост и дальнейшее саморазвитие.
Мы широко используем в своей работе игровые приемы и методы,
ведь это ведущий способ деятельности в дошкольном периоде. А речевые детки, в
силу своих особенностей, психологически оказываются не готовыми к активному
участию во фронтальных логопедических занятиях. Игры и игровые упражнения,
театрализации помогают преодолевать любые трудности. Так, чтобы легче запомнить
«трудную» букву есть масса изготовленных вручную пособий. Например, игра
«Рыболов», … (см. Приложение). Опытному педагогу совсем не сложно подобрать тех
рыбок, буквы на которых знает Родион, которого более успешные дети приняли в
игру. И он, конечно, постарается вспомнить эту букву, ведь это знание обеспечит
полную победу. Больше он ее никогда не забудет!
Каждого ребенка видно в группе как на ладони. Каждый успех,
настойчивость в достижении цели, упорство, трудолюбие и желание порадовать
окружающих замечается и поощряется педагогами. Каждый день находится минутка,
чтобы посидеть в кружке и вспомнить, кто сегодня чем отличился, что нового и
интересного произошло. «Посмотрите, ребята! Какое насекомое сегодня так красиво
нарисовал Саша? Правильно, бабочку! Саша, какая у тебя получилась бабочка?» И
Саша, у которого моторная алалия, старается из всех сил подобрать слова –
признаки и произнести их отчетливо и правильно. «Машенька, посмотри на картинку
и скажи, чего на свете не бывает?» И девочка искренне веселится, перечисляя все
небылицы, при этом старательно проговаривая звук Л. Рабочие альбомы пестрят
яркими наклейками и сверкающими звездами, полученными за знания и желание
узнавать. Их дети пересчитывают по несколько раз в день и сразу же сообщают радостные
новости родителям, едва успевшим переступить порог группы. Ведь это знаки
достижений и повод для гордости. Мамы рассказывают, что дома наши альбомы
ребята показывают всем знакомым и родственникам.
Все эти игровые задания настолько прочно вошли в нашу работу
– жизнь, что мы порой даже не замечаем, как они помогают нам (книги
М.Ф.Фомичева, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селиверстов, Т.А.Ткаченко и т.д.). Но как
приятно, когда сам, без всяких напоминаний, ребенок берет свою «звуковую»
карточку и, шагая по группе, повторяет многократно: «Красная роза… красная
роза…», добиваясь совершенно самостоятельно четкого звучания сложных для него
звукосочетаний. Он просто знает, что этот его успех будет обязательно замечен
значимыми для него окружающими людьми. Поэтому в нашей группе никогда не слышно
слов: «Я не хочу… Я устал…» Зато постоянно звучит фраза: «Я сегодня еще не
ходил к вам в кабинет! Меня еще сегодня не брали!»
На практике мы убедились, что если обеспечить успешность
детям с речевыми нарушениями в какой – либо из сторон деятельности, то это
приводит к изменению их позиции и становится эффективным средством повышением
активности дошколят, уверенности в себе, что и обеспечивает подъем на более
высокий уровень самореализации. Это постоянно подтверждается результатами и
показателями наших детей при поступлении в школу: все дети зачисляются в
массовые классы учебных заведений. Успешные выпускники наших групп даже не
бояться поступать в лицеи и гимназии. Не сомневаюсь, что специалисты высоко
оценят этот факт.
Приложение.
Игра «Рыболов».
Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений,
способствовать становлению дружеских взаимоотношений.
Возраст: с 4х лет.
Материал: силуэты рыбок, вырезанные из картона; цветные
карандаши или фломастеры, веревочка, магнит, линейка, скотч, обруч(синий
платок/лента), ведерки.
Ход игры.
Перед началом игры необходимо изготовить удочки и «улов».
Для этого к линейке привязать веревочку, а на конец веревочки прикрепить
магнит. На рыбках написать или закрепить буквы, которые дети знают (3 – 4) и
те, которые путают (1 – 2). Подбор букв зависит от того, кто будет принят в
игру. К каждой рыбке на нос крепится металлическая скрепка.
На пол кладется обруч - это «водоем». «запускаем» рыбок в
обруч. Теперь дети по очереди берут удочку и «ловят» рыбу. Только та рыбка,
считается пойманной, «название» которой ребенок говорит правильно. Весь улов
рыбака складывается в ведерко. По окончании игры идет определение самого
удачливого рыболова.
Внимание! Перед началом игры взрослый сам определяет, как
должны располагаться рыбки: буквой вверх или вниз. Это зависит от
индивидуальных особенностей детей, которые будут принимать участие в игре и от
цели, поставленной педагогом.
Список литературы:
1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика детей с
задержкой психического развития: Москва, УРАО, 2009.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в
обучении дошкольников с отклонениями в развитии: М.: ВЛАДОС, 2001.
3. Мамаева В.В.Обучение чтению. Игры для малышей: С. – П.:
АЗБУКА, 2010.
4. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика: М.:БФ
«Онтопсихология», 2010.
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: М.: «Гном – Пресс», 1999.