«Дифференциация звуков и букв [б - п]»
Цель:
1) сравнить артикуляции звуков, [б – п ]; закрепить различение б – п в слогах, словах и фразах;
1) развивать фонематическую дифференциацию звуков, [б – п ] в изолированной позиции, в слогах, словах; расширить лексический запас речи; уточнение пространственной ориентировки; развивать логическое мышление путем включения игровых развивающих упражнений;
1) вызвать интерес к прочтению литературных произведений – к сказкам.
Материалы и оборудование:
Предметные картинки (помидор, попугай, бабка-коробка, почки, бочка, бант, пальто, елка).
Листы в клетку, с обозначенными на них точками
Речевые профили звуков [б – п ]
Сюжетные картинки из сказок («Приключения кота Леопольда», «Золотой ключик», «Доктор Айболит», «Три поросенка», «Крокодил Гена и его друзья», «Белоснежка и семь гномов»).
Таблички со слогами:
ли_, тро_, сто_, _роль, ло_та, сдо_, _нан, ры_,
гу_, за_ва.
Таблички с цифрами (1, 2)
Рабочие тетради
Ручки
Методические приемы: ориентировка на листе и в пространстве;
уточнение артикуляции; произнесение слогов, слов, фраз;
физкультминутка; развивающие игры; письмо в тетради.
Предварительная работа; звуковой анализ слов, разучивание
физкультминутки.
Лексическая работа: собор, проба, палуба, баржа, пробор.
План занятия;
Организационный момент
Основная часть
Графический диктант
Сообщение темы занятия
Беседа на тему «Сказки»
Игра «Поймай звук [б]»
Игра «Поймай звук [п]»
Слоговая мозаика
Физкультминутка
Диктант слов со звуками [б], [п]
Цифровой ряд
Подведение итогов.
Ход занятия
I Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какие картинки я вам приготовила. Пусть каждый из вас, по очереди покажет нам свою картинку и скажет, что это и назовет первый звук.
Помидор
Попугай
Белка
Бабка-коробка
II Основная часть
1 Графический диктант
- Перед вами листок в клетку, где отмечены две точки. Проводим прямую черту от первой точки на три клеточки влево, от места, где остановились, пять клеточек вниз, три вправо, три вверх и три влево. Затем от второй точки ведем линию на пять клеточек вверх, далее на три вправо и на пять вниз.
Что у нас получилось? Какие это буквы?
Б (печатные)
П
2 Сообщение темы занятия.
- Вы, наверное, уже поняли, что сегодня мы будем говорить о буквах «Б», «П» и о звуках (б),(п)
- На доске представлены изображения предметов:
Почка-бочка
- Какими звуками они отличаются? (Звуки (п),(б))
Следующие две картинки:
- Назовите первые звуки в этих словах (Звуки(п),(б))
- Перед вами речевые профили этих звуков. Чем эти звуки различаются при произношении? (работой голосовых связок)
- Подставьте ладошки к своему горлышку и произнесите (п),(б). Сравните одинаковы ли ваши ощущения при их произношении? (При произношении (б) горлышко дрожит)
- Охарактеризуйте эти звуки
Звук (п) – согласный, твердый, глухой.
Звук (б) – согласный, твердый, звонкий.
3 Беседа на тему «Сказки».
- Перед вами персонажи детских сказок. Назовите их:
Кот Леопольд
Доктор Айболит
Белоснежка
Буратино
Три поросенка
Чебурашка
- Вспомните сказки, в названиях которых встречаются (б), (п).
Репка. Колобок. Волшебная лампа Алладина.
Красная шапочка. Али-баба и 40 разбойников.
Винни-пух и все-все-все. Принцесса на горошине. Курочка Ряба и др.
- Перечислите сказочных героев, в именах которых встречаются (б),(п). На каком месте находятся эти звуки? (начало,конец,се
Баба-яга
Пятачок
Колобок
Бармалей
Винни-пух
Свинопас и др.
- Давайте запишем некоторые из них в тетрадь в два столбика: в первом столбике – слова со звуком (б), во втором – со звуком (п). Подчеркните букву «П» одной чертой, а букву «Б» - двумя.
Бармалей
Доктор Айболит
Винни-пух
Пятачок и др.
4 Игра «Поймай звук (б)»
Давайте немного поиграем с нашими звуками. Я вам буду называть слова, а вы, услышав (б) хлопайте в ладоши.
- лампа, палец, альбом, бумага, багаж, собака, балет, толпа, палка, балка, борьба, лопата, шуба, Новый год.
5 Игра «Поймай звук (п)».
Сейчас хлопайте в ладоши, услышав в моих словах (п).
- полка, палка, пальто, капкан, парус, багаж, колба, полька, клубок, скрипач, пачка, бочка, компот, подарки.
6 Слоговая мозайка.
Представьте, что вы разведчики и вам необходимо расшифровать секретные слова. Допишите недостающие слоги «па» или «ба».
Ли____
Тро____
Сто____
____роль
ло___та
____нан
сдо___
ры___
гу___
за___ва
7 Физкультминутка.
Устали? Теперь встанем немного подвижемся.
Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом
Левой – раз, правой – раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки –
Дружно, веселей.
Застучали наши ножки –
Громче и быстрей.
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише
Руки кверху поднимаем
Выше, выше, выше!
Завертелись наши руки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились
- А теперь представьте, что у вас на кончике носа кисточка. Кто сидит за первой партой постарается «своей кисточкой» написать в воздухе маленькую прописную букву «п», а кто сидит за второй партой – маленькую прописную букву «б».
8 Диктант слов со звуками (б),(п).
Я диктую вам слова, а вы записываете их в три столбика: в первый со звуком (п), во второй со звуком (б), в третий со звуком (п) и (б). Букву «П» подчеркиваем одной чертой, «Б» двумя.
(3)пломба, (3)проба, (1)лампа, (2)колбаса, (2)облака, (1)поле, (1)пороги, (1)баран, (3)палуба, (1)пароход, (2)баржа, (1)поезд, (2)автобус, (2)собор, (2)забор, (1)полка, (1)пакет, (2)брак, (3)пробор, (3)прибор.
9 Цифровой ряд.
- У каждого из вас таблички с цифрами «1», «2».
Я называю слово, а вы поднимаете табличку с той цифрой, сколько звуков (б) в слове:
Барабан, балаган, бобры, бомба, буран, барбарис, баркас, борис, буря, брат, борьба.
- Теперь тоже задание со звуком (п):
Парус, прапорщик, попугай, попытка, апрель, плотник, попона, пупсик, полотно, путы.
III Подведение итогов.
Какие звуки мы сегодня повторяли? (П и Б)
Ребята, скоро Новый год. У всех дома наверное уже стоят елки, украшенные шарами и мишурой. В качестве домашнего задания вы опишите на нашей следующей встрече вашу елку словами, в которых есть звуки, которые мы изучали на этом занятии. (2-3 слова)
Большая
Благоухающая
Пушистая
Прелестная