Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

«Дифференциация звуков и букв [б - п]»

Цель:

1)​ сравнить артикуляции звуков, [б – п ]; закрепить различение б – п в слогах, словах и фразах;

1)​ развивать фонематическую дифференциацию звуков, [б – п ] в изолированной позиции, в слогах, словах; расширить лексический запас речи; уточнение пространственной ориентировки; развивать логическое мышление путем включения игровых развивающих упражнений;

1)​ вызвать интерес к прочтению литературных произведений – к сказкам.

Материалы и оборудование:

​ Предметные картинки (помидор, попугай, бабка-коробка, почки, бочка, бант, пальто, елка).

​ Листы в клетку, с обозначенными на них точками

​ Речевые профили звуков [б – п ]

​ Сюжетные картинки из сказок («Приключения кота Леопольда», «Золотой ключик», «Доктор Айболит», «Три поросенка», «Крокодил Гена и его друзья», «Белоснежка и семь гномов»).

​ Таблички со слогами:

ли_, тро_, сто_, _роль, ло_та, сдо_, _нан, ры_,

гу_, за_ва.

​ Таблички с цифрами (1, 2)

​ Рабочие тетради

​ Ручки

Методические приемы: ориентировка на листе и в пространстве;

уточнение артикуляции; произнесение слогов, слов, фраз;

физкультминутка; развивающие игры; письмо в тетради.

Предварительная работа; звуковой анализ слов, разучивание

физкультминутки.

Лексическая работа: собор, проба, палуба, баржа, пробор.

План занятия;

Организационный момент

Основная часть

Графический диктант

Сообщение темы занятия

Беседа на тему «Сказки»

Игра «Поймай звук [б]»

Игра «Поймай звук [п]»

Слоговая мозаика

Физкультминутка

Диктант слов со звуками [б], [п]

Цифровой ряд

Подведение итогов.

Ход занятия

I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какие картинки я вам приготовила. Пусть каждый из вас, по очереди покажет нам свою картинку и скажет, что это и назовет первый звук.

​ Помидор

​ Попугай

​ Белка

​ Бабка-коробка

II Основная часть

1 Графический диктант

-​ Перед вами листок в клетку, где отмечены две точки. Проводим прямую черту от первой точки на три клеточки влево, от места, где остановились, пять клеточек вниз, три вправо, три вверх и три влево. Затем от второй точки ведем линию на пять клеточек вверх, далее на три вправо и на пять вниз.

Что у нас получилось? Какие это буквы?

​ Б (печатные)

​ П

2​ Сообщение темы занятия.

-​ Вы, наверное, уже поняли, что сегодня мы будем говорить о буквах «Б», «П» и о звуках (б),(п)

-​ На доске представлены изображения предметов:

​ Почка-бочка

-​ Какими звуками они отличаются? (Звуки (п),(б))

Следующие две картинки:

-​ Назовите первые звуки в этих словах (Звуки(п),(б))

-​ Перед вами речевые профили этих звуков. Чем эти звуки различаются при произношении? (работой голосовых связок)

-​ Подставьте ладошки к своему горлышку и произнесите (п),(б). Сравните одинаковы ли ваши ощущения при их произношении? (При произношении (б) горлышко дрожит)

-​ Охарактеризуйте эти звуки

​ Звук (п) – согласный, твердый, глухой.

​ Звук (б) – согласный, твердый, звонкий.

3​ Беседа на тему «Сказки».

-​ Перед вами персонажи детских сказок. Назовите их:

​ Кот Леопольд

​ Доктор Айболит

​ Белоснежка

​ Буратино

​ Три поросенка

​ Чебурашка

-​ Вспомните сказки, в названиях которых встречаются (б), (п).

​ Репка. Колобок. Волшебная лампа Алладина.

​ Красная шапочка. Али-баба и 40 разбойников.

​ Винни-пух и все-все-все. Принцесса на горошине. Курочка Ряба и др.

-​ Перечислите сказочных героев, в именах которых встречаются (б),(п). На каком месте находятся эти звуки? (начало,конец,середина слова)

​ Баба-яга

​ Пятачок

​ Колобок

​ Бармалей

​ Винни-пух

​ Свинопас и др.

-​ Давайте запишем некоторые из них в тетрадь в два столбика: в первом столбике – слова со звуком (б), во втором – со звуком (п). Подчеркните букву «П» одной чертой, а букву «Б» - двумя.

​ Бармалей

​ Доктор Айболит

​ Винни-пух

​ Пятачок и др.

4​ Игра «Поймай звук (б)»

Давайте немного поиграем с нашими звуками. Я вам буду называть слова, а вы, услышав (б) хлопайте в ладоши.

-​ лампа, палец, альбом, бумага, багаж, собака, балет, толпа, палка, балка, борьба, лопата, шуба, Новый год.

5​ Игра «Поймай звук (п)».

Сейчас хлопайте в ладоши, услышав в моих словах (п).

-​ полка, палка, пальто, капкан, парус, багаж, колба, полька, клубок, скрипач, пачка, бочка, компот, подарки.

6​ Слоговая мозайка.

Представьте, что вы разведчики и вам необходимо расшифровать секретные слова. Допишите недостающие слоги «па» или «ба».

​ Ли____

​ Тро____

​ Сто____

​ ____роль

​ ло___та

​ ____нан

​ сдо___

​ ры___

​ гу___

​ за___ва

7​ Физкультминутка.

Устали? Теперь встанем немного подвижемся.

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом

Левой – раз, правой – раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки –

Дружно, веселей.

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей.

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише

Руки кверху поднимаем

Выше, выше, выше!

Завертелись наши руки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились

-​ А теперь представьте, что у вас на кончике носа кисточка. Кто сидит за первой партой постарается «своей кисточкой» написать в воздухе маленькую прописную букву «п», а кто сидит за второй партой – маленькую прописную букву «б».

8​ Диктант слов со звуками (б),(п).

Я диктую вам слова, а вы записываете их в три столбика: в первый со звуком (п), во второй со звуком (б), в третий со звуком (п) и (б). Букву «П» подчеркиваем одной чертой, «Б» двумя.

(3)пломба, (3)проба, (1)лампа, (2)колбаса, (2)облака, (1)поле, (1)пороги, (1)баран, (3)палуба, (1)пароход, (2)баржа, (1)поезд, (2)автобус, (2)собор, (2)забор, (1)полка, (1)пакет, (2)брак, (3)пробор, (3)прибор.

9​ Цифровой ряд.

-​ У каждого из вас таблички с цифрами «1», «2».

Я называю слово, а вы поднимаете табличку с той цифрой, сколько звуков (б) в слове:

Барабан, балаган, бобры, бомба, буран, барбарис, баркас, борис, буря, брат, борьба.

-​ Теперь тоже задание со звуком (п):

Парус, прапорщик, попугай, попытка, апрель, плотник, попона, пупсик, полотно, путы.

III Подведение итогов.

Какие звуки мы сегодня повторяли? (П и Б)

Ребята, скоро Новый год. У всех дома наверное уже стоят елки, украшенные шарами и мишурой. В качестве домашнего задания вы опишите на нашей следующей встрече вашу елку словами, в которых есть звуки, которые мы изучали на этом занятии. (2-3 слова)

​ Большая

​ Благоухающая

​ Пушистая

​ Прелестная