Использование элементов биоэнергопластик
Автор: Третьякова Изабэлла Валерьевна,
учитель-логопед МБОУ "Центр диагностики и консультирования" г.Дзержинск, Нижегородская область
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка с ОВЗ, ребенка со сложной структурой дефекта, как и любого другого ребенка, является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.Именно в дошкольный период происходит глобальноеформир
Контингент детей с сопутствующими основному другими заболеваниями всегда присутствовал в нашем Учреждении. Работа с ними требует особого подхода, решения задачи: оптимизации процесса коррекции речи, обеспечение оздоровления и поддержание здоровья детей с ОВЗ. Данная задача успешно решается при использовании учителем-логопед
«Биоэнергопласти
Другими словами:
Биоэнергопластик
Известен факт, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук, а области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости друг от друга. Поэтому целесообразно тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук одновременно. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны и свободны помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме ребенка. Особенно это касается детей с ОВЗ с выраженными двигательными нарушениями, как у нашего Антона.
Практика показывает, что ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к снижению качества работы по коррекции звукопроизношени
Положительный эффект даёт также использование данного метода в ходе проведения физкультминуток, разминок, что создает весёлое, эмоционально непринужденное настроение у детей, позволяет ребенку расслабиться.
Более подробно хочу остановить ваше внимание на использовании мною метода биоэнергопластик
На первом этапе:
дети знакомятся со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке» или короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.
Данный процесс сопровождается движениями ведущей руки. Например: «Лопаточка ……… Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям.
На втором этапе для создания положительного настроя у воспитанников использую героев кукольного театра, которые помогут освоить гимнастику. Показываю артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Например:……….Арт
На третьем этапе ввожу в процесс артикуляционной гимнастики элементы биоэнергопластик
На четвёртом этапе подключается другая неведущая рука ребенка. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.
На пятом этапе ребенок повторяет за мной движения, используя обе руки.На последнем этапе (шестой этап) дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения двумя руками, при этом можно использовать артикуляционные сказки, короткие стихотворения. На последнем этапе зеркала уже не используются.
Комплекс артикуляционных упражнений с биоэнергопластик
Цель: описать особенности использования системы игр и упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев и рук, общей моторики, развитие чувства ритма, координации движений, для достижения оптимальных результатов при коррекции звукопроизношени
Основные понятия:
1. Ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от строения которого зависит качество собственно самого звука.
2. Дикция – это произнесение слов и звуков отчетливо, с правильной артикуляцией. Чаще всего причиной плохой дикции является малоподвижность нижней челюсти, неумение хорошо открывать рот во время разговора.
Тренировка щек
Упражнение № 1.
"Толстяк".
Упражнение № 2
"Худышка".
Упражнение № 3.
"Толстяк - худышка" (без слайда).
Упражнение № 4.
"Полощем рот".
Тренировка губных мышц.
Упражнение № 1.
Губы способствуют окончательному образованию гласных и формируютмногие согласные звуки. Легкая улыбка, обнажающая зубы (которые являются резонаторами) обеспечивает хорошую дикцию, при которой голос летит далеко, и каждый его звук отчетливо слышен
"Дудочка".
Дудочку мы изобразили,
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик надо удержать.
Исходное положение. То же, что и в предыдущем упражнении. Губы находятся в привычном спокойном сомкнутом положении. Зубы тоже сомкнуты, но без напряжения.
Выполнение упражнения. Опять-таки, как и в предыдущем упражнении, сначала работает артикуляционный аппарат, а потом подключается рука.
Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен вытянуть губы вперед, сложив их в трубочку. Или в хоботок у слоненка. На счет «два» ребенок растягивает губы в сторону, как бы в улыбке. Только при этом нельзя показывать зубы. Разве слоненок, когда улыбается, показывает зубы? Растягивать сильно губы в стороны не надо. Главное в этом упражнении заключается в «хоботке».
Работа кистью руки. На счет «раз» ребенок собирает все пальцы правой (или левой) руки в щепоть. А на счет «два» пальцы должны «разбежаться» врозь, в открытую ладонь с растопыренными пальцами.
Упражнение повторяется четыре-пять раз без перерыва
Упражнение № 2.
"Расчесочка".
Тренировка нижней челюсти.
Великий Энрико Карузо говорил: "Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью". Рот говорящего человека должен быть абсолютно свободен от зажимов. Зажатая нижняя челюсть не даст открыться рту, а значит, звук будет сдавленным, прижатым. Зажим в нижней челюсти создает излишнее напряжение для языка, от которого зависит артикуляция гласных звуков. Положение языка влияет на произношение и дикцию самым непосредственным образом. Нижняя челюсть, таким образом, должна быть свободна
Упражнение № 1.
"Окошко".
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лег.
Цель упражнения. Упражнение направлено на тренировку нижней челюсти. Мы будем учиться правильно открывать рот, что является одним из обязательных условий хорошей речи. А этим действием заведует нижняя челюсть.
Исходное положение. Артикуляционные упражнения лучше всего выполнять сидя. В этом положении ребенок наиболее расслаблен. Голова должна находиться в прямом положении. Рот закрыт. Основная рука (в зависимости правша ребенок, или левша) согнута в локте.
Выполнение упражнения. Для правильного выполнения этого упражнения маме (или папе) следует считать. Упражнение выполняется на четыре счета. На счет «раз» ребенок должен опустить челюсть на ширину своих двух пальцев. На счет «два» он должен зафиксировать такое положение челюсти. На счет «три» рот закрывается. На счет «четыре» ребенок отдыхает.
Давайте разберем упражнение подробнее. Когда ребенок открыл рот, язык должен находиться внутри в расслабленном положении. Кончик языка находится у нижних резцов. Обратите внимание на то, чтобы губы у ребенка имели округлую форму, а зубы не должны обнажаться. Следите за головой: она не должна наклоняться, ни в какую сторону.
Работа кистью руки. Руку мы начнем подключать тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок.
Кисть ребенка должна быть параллельной полу. Пальцы прямые, прижаты друг к другу. Когда на счет «раз» нижняя челюсть пошла вниз, в этот момент и большой палец руки опускается вниз. А четыре оставшихся пальца поднимаются вверх. То есть пальцами ребенок показывает тот же открывающийся рот, только у…допустим, птенца. На счет «два» фиксируем открытый рот птенца. На счет «три» закрываем клюв. На счет «четыре» отдыхаем.
Повторяем упражнение четыре-пять раз.
Упражнение № 2.
"Бинокль".
Тренировка мышц языка.
Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.
Упражнение № 1.
"Качели".
Упражнение № 2.
"Иголочка".
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Упражнение № 3.
"Лопаточка".
Мышцы расслабляются,
Лопатка появляется,
Ты под счет её держи
До пяти, ….. до десяти.
Упражнение № 4.
"Лопаточка - иголочка".
Упражнение № 5.
"Маятник".
Упражнение № 6.
"Барабанщики".
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит.
Бей, руками помогай.
Ритм ногами отбивай.
Учись играть на барабане,
Твой язык послушным станет.
Язык, к верху поднимайся,
Смотри с ритма не сбивайся.
Упражнение № 7.
"Лошадка".
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.