Игры по автоматизации звука «Р»
Автор: Бохан Оксана Алексеевна,
учитель-логопед МБДОУ «ЦРР детский сад «Мечта», г. Абакан
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.
Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время на книжном рынке, не исключается поиск новых методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных форм и методов приводят к эффективности в устранении речевых нарушений.
В работе по автоматизации звуков часто используем коррекционно-развивающие игры (КРИ). Цель КРИ должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных речевых процессов или способностей ребенка. КРИ способствуют автоматизации исправленных звуков, коррекции фонематического слуха, развитию чувства ритма и рифмы, реабилитации нарушенной слоговой структуры, компенсаторному развитию лексико-грамматических категорий, активизации и развитию высших психических функций. К коррекционно-развивающим играм относятся и фонетико-фонематические игры. Для этих игр обязательны следующие компоненты:
-максимальное насыщение речевого материала изучаемым звуком при отсутствии оппозиционных звуков.
-обеспечение доминантного характера данного звука.
-использование ритма и рифмы: рифмованный речевой материал способствует более продуктивной автоматизации звуков.
-развитие речевой сноровки и активизация компонентов речевой деятельности детей. Предлагаем примерный комплекс игр для автоматизации звука «р» в словах.
Карандаш, морковь, топор
Паровоз ,сыр, помидор
Барабан, баран, верблюд
Груша, рыба, парашют.
Горы, озеро, ведро
Кенгуру, жираф, перо
Фартук, помидор, гармошка
Карандаш, морковь, картошка.
Роза, расческа, ромашка
Рука, ружьё, рубашка
Радуга, ручка, кружка
Рыба, рак, игрушка.
Следующие варианты:
Рак, пирамида, тетрадь
Пароход, паровоз, кровать
Ромашка, зебра, перо
Корова, жираф, ведро.
Воробей, горох, топор
Шар, коробка, помидор
Парус, барабан, арбуз
Сыр, ракета, карапуз
Барабан, горох, топор
Карта, груша, помидор
Грузовик, квадрат, забор
Грач, пружина, мухомор.
Детям предлагается несколько раз проговорить рифмованный материал для закрепления звука. Далее логопед проводит следующую работу по этим картинкам, а воспитатель на вечернем занятии закрепляет:
-назови много таких предметов.
-скажи со словом три.
-назови этот же предмет, только представь, что он маленький.
-найди рифму.
-какого предмета не стало?
-составь предложение со словом…
-закрой картинки, где звук стоит в начале, (середине, конце), разные варианты
Игры изготавливаются разного формата. Индивидуальные карточки (10-10) приклеиваются в тетрадь ребёнку для домашней работы. Используя подобные комплексы, автоматизация звука проход значительно успешнее. Данные мониторинга, проводимые в нашей группе подтверждают эффективность данных игр.