СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Автор: Гинькевич Лидия Трофимовна
учитель начальных классов СКОШИ «Эверест» VI вида г. Екатеринбург
Дети с детским церебральным параличом - это не однородная группа. Среди них выделяются различные категории, каждая из которых, имеет свои проблемы, свои психофизиологические возможности в развитии и требует определенного подхода, различных методик и технологий реабилитационной работы.
Развитие ребенка, страдающего ДЦП отличается от развития здорового ребенка в силу психофизиологических возможностей, ограничений в общении. Однако, потенциал такого ребенка к развитию значителен, но требует больше усилий, чтобы его реализовать. Особенно благоприятные условия для индивидуального развития имеют место в раннем возрасте. В этот период ребенок обладает значительным потенциалом, который с развитием возрастает и приобретает новое качество. Задержка в направленном индивидуальном развитии приводит к снижению индивидуальных возможностей, утверждению вторичных отклонений, которые в свою очередь, требуют особенных подходов к их преодолению.
В работе с детьми, страдающими ДЦП, исторически сложилось два направления: медицинское и педагогическое. Первое сложилось естественным путем. С рождения ребенка родители при выявлении каких-либо патологий обращаются в первую очередь к врачу-невропатологу, который назначает медикаментозную терапию для преодоления данной патологии. Затем родители также обращаются к врачу-реабилитологу, который использует различные методы и приёмы в преодолении патологии детей с ДЦП, в целях восстановления естественных функций ребенка с учетом его возраста и индивидуальных возможностей.
Второе направление (педагогическое) связано с использованием немедицинских методов преодоления патологии ребенка с ДЦП. Такой метод решает свои задачи и использует специальные педагогические средства в реабилитации ребенка. Однако, такой подход не исключает медицинские меры контроля органических отклонений. В педагогическом подходе речь идет об индивидуальном и направленном развитии, способствующем стимулированию наиболее полного самопроявления, реализации индивидуальности и преодолению ограниченных возможностей. Чем раньше начинается педагогическая работа по реабилитации ребенка, тем больше возможностей для его индивидуального развития.
Оба направления успешно реализуются в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернат «Эверест». Такое общеобразовательное учреждение создано в целях обеспечения получения начального и основного общего образования детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, их психолого-медико-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в обществе.
Исходя из специфики коррекционного учреждения, учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность и строится с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся и дефектов их развития.
Детский церебральный паралич представляет собой органическое поражение мозга, которое возникает в период внутриутробного развития, родов или болезни. Он сопровождается различными двигательными нарушениями: парезами, параличами, насильственными движениями, нарушением координации, нередко сочетающиеся с судорожными припадками, психическими и речевыми расстройствами, изменениями слуха, зрения, трудно поддающиеся коррекции и служащие причиной инвалидности. В школе обучаются воспитанники, имеющие различные формы церебрального паралича (спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая, гиперкинетическая, атонически-астатическая и другие).
Разнообразие форм поражения двигательной сферы обуславливают разнообразие психопатологических состояний (цереброастенический синдром, эпилептический, психопатоподобный, синдром психического недоразвития- атипичная олигофрения, задержка психического развития, синдром психомоторной разторможенности). Отсюда понятно, что поражение этих структур требует большой реабилитационной работы со стороны психолого-медико-педагогического коллектива школы.
В нашей школе созданы все условия для полноценного развития детей: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, а также жизненного и профессионального самоопределения, формирования гражданской позиции, позволяющей каждому воспитаннику с проблемами в развитии строить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом и государством.
Цель деятельности СКОШИ «Эверест» – это обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности), восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития, их социально- трудовая адаптация и интеграция в обществе на основе специального организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
Учитывая особенности детей с ДЦП, в школе организован особый охранительный режим. Для сопровождения ребенка в образовательном процессе в школе созданы логопедическая, психологическая и медико-реабилитационная службы. По особому расписанию проводятся коррекционные занятия. Учащимся, желающим получать дополнительные знания по предметам, предоставлено право посещать факультативные занятия.
Основные направления образовательной деятельности реализуются через разнообразные формы и методы работы с учащимися, с учётом психофизиологических особенностей каждого ребенка. На 1 ступени обучения разрабатываются и внедряются авторские педагогические технологии, такие как: «Технология обучения технике письма детей с нарушением интеллекта и ДЦП», «Технология нетрадиционных методов и приемов пропедевтического курса по морфологии и словообразованию»; серия авторских тетрадей «Речевые игралочки», применение дифференцированных заданий, дидактического и раздаточного материала на уроках русского языка, чтения, математики в игровой, доступной и интересной форме, что способствует совершенствованию качества учебно-воспитательного процесса и адаптации к обучению на 2 ступени.
На 2 ступени обучения широко используются компьютерные технологии, интегрированные уроки (химия-физика, география-биология, география-история, уроки-игры, КВН, тематические вечера и т.д), способствующие развитию коммуникативных умений и навыков, необходимых для дальнейшей адаптации учащихся в социуме.
Хотелось бы обратить особое внимание, что для детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата важную роль играет трудовое обучение, которое позволяет приобщить ребенка с проблемами в развитии к трудовым навыкам, социально адаптироваться к обычным условиям жизнедеятельности.
Трудовое обучение в нашей школе –интернате организовано по профилям: швейное дело, технический труд, обувное дело, прикладное творчество, машинопись и делопроизводство. Все уроки и занятия в кружках строится с учетом возможностей, интересов учащихся, включают в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, являются основой для профессиональной подготовки. На уроках труда используются различные приспособления и технические средства для реабилитации детей с ДЦП. Основной чертой образовательного процесса является интеграция учащегося в социум.
Коррекционная направленность сохраняется и во внеклассной работе. В школе сложилась четкая, на наш взгляд, система воспитательной работы, направленная на формирование базовых нравственных качеств личности, на подготовку выпускников к осознанному выбору ими профессии, к их успешной интеграции в обществе.
Большую роль в социально-педагогической реабилитации детей с проблемами в развитии играет медицинский блок школы, который служит для медицинской реабилитации детей и для облегчения процесса их обучения. В течение всего дня по специальному расписанию ведется медицинское обслуживание воспитанников: психоневрологическое лечение, педиатрическая и стоматологическая помощь, ЛФК, массаж, медикаментозное и физиолечение. Работает бассейн с повышенной температурой воды для лечебного плавания, 2 спортивных зала для уроков физкультуры и спортивных игр, имеется комната отдыха для учащихся. Особенностью нашего образовательного учреждения является то, что у нас своя столовая, свой пищеблок, прачечная, душевые, библиотека, школьный музей и общежитие. Одним из мощных факторов социальной поддержки воспитанников нашей школы является бесплатное пятиразовое диетическое питание.
В школе работает стабильный педагогический коллектив с большим опытом работы с детьми-инвалидами, страдающими ДЦП, а также психолого-медико-педагогический консилиум.
Таким образом, в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения в полной мере органично реализуются медицинский и педагогический подход к реабилитации детей с ДЦП, благодаря чему дети с церебральным параличом достигают необходимой социально-личностной зрелости, обеспечивающей их полное социальное развитие.