ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ДЦП
(НА МАТЕРИАЛЕ ТЕТРАДЕЙ «РЕЧЕВЫЕ ИГРАЛОЧКИ»)
Автор: Гинькевич Лидия Трофимовна
учитель начальных классов СКОШИ «Эверест» VI вида г. Екатеринбург
Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что в последние годы увеличивается число учащихся с нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей, не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе.
Русский язык среди школьных дисциплин имеет первостепенное значение, поскольку является не только предметом изучения системы знаний, на которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук. На практике приходится сталкиваться с различными нарушениями письменной речи, то есть с дисграфией у детей младшего школьного возраста. Из-за неумения правильно видеть и правильно слышать тот или иной звук, ребенок не может овладеть в полной мере правилами русского языка, грамматикой и орфографией. Это затрудняет обучение ребенка, приводит к нежеланию работать на уроках, к плохой адаптации среди сверстников.
Освещением вопросов симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированн
Все исследования единогласно указывали на то, что причинами неправильного письма могут быть как биологические (родовые травмы, внутриутробные инфекции, болезни первого года жизни ребенка), так и социальные (двуязычие, педагогическая запущенность, левшество, нарушение эмоционально-вол
Дисграфические ошибки являются многочисленными, повторяющимися, связаны с несформированнос
Для меня, как для учителя-дефектол
Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и речь, чем правильнее его произношение, тем легче удается ему правописание.
Учитывая разнообразие нарушений речи при ДЦП и сложную структуру данной патологии, нарушение высших психических функций и от того, как учащиеся овладеют навыками грамотного письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность обучения в старших классах и их социализация в обществе.
Проанализировав собственный опыт работы по коррекции дисграфических ошибок детей с нарушением интеллекта, я пришла к выводам:
-
Начинать работу по развитию навыков грамотного письма нужно уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения к написанию. В таких случаях идём от слухового восприятия слова и объясняем, что писать это слово надо по-другому, например, (« сталы» – столы, «нош» – нож, «снек» - снег, «пинал» - пенал, «гара» - гора и др).
-
Продумывать систему работы по предупреждению и коррекции дисграфии на доступном, игровом, интересном материале, расширяя кругозор и словарный запас ребенка с нарушением интеллекта.
-
Разнообразить работу на уроках русского языка, используя дидактические материалы тетрадей «Речевые игралочки», в которых предлагается система работы по совершенствовани
ю фонематического слуха и восприятия с акцентом на развитие чёткой слуховой дифференциации звуков, слов, сходных по звуко-буквенному составу. Умело подобранный материал способствует более продуманному усвоению звуко-буквенного анализа слов, похожих по звучанию и написанию - (слова-паронимы) , понимать их значение. -
Создавать условия для мотивации изучения орфограмм, повышать интерес к обучению.
Это и стало главными задачами на текущий период работы.
Для их решения на уроках русского языка я использую практические задания и упражнения из учебно-методичес
При ДЦП трудности овладения навыками письма связаны с нарушением высших психических функций, зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптико-пространс
По результатам письменных работ у учащихся 2-4 классов наблюдается большое количество ошибок, обусловленных недоразвитием фонематического слуха и дефектами произношения: замена фонем, близких по звучанию, пропуски букв в слове, перестановка букв и слогов, недописывание окончаний в словах. Замена буквы или ее элементов другими по признаку графического сходства, например, (п-н,, п-и, ц-щ, м-л, б-д, п-т, ш-и). Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо»- письмо, «лубит»-любит, «лижа»- лужа). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударной позиции, например, о-у, о-а (туча-«точа», розы- «разы»), е-и (лес- «лис»); парных звонких и глухих согласных , например, крот- «крод», этаж- «эташ», буфет – «буфед»), написание слов с мягким знаком (пальцы – «палцы», семья – «семя»), наблюдается частая перестановка слогов местами, пропуски букв, добавление несуществующего звука в слово, недописывание элементов букв, имеет место зеркальное письмо.
Таким, образом, изучив особенности письменной речи детей с ДЦП и нарушением интеллекта, теоретические основы и разработки ведущих специалистов по этой проблеме, опираясь на свои наблюдения и многолетний опыт работы с данной категорией детей, я поняла, что необходимо разнообразить работу на уроках русского языка. Для этого я использовала дидактические материалы комплекта «Речевые игралочки», где каждая тетрадь посвящена одной теме.
Работая с данным материалом, учащиеся практически убеждаются в особенности русского языка, когда один звук на письме может обозначаться разными буквами, а одна буква, в зависимости от соседства, может обозначать различные звуки. Практика показывает, что ребёнок с нарушением интеллекта не может самостоятельно сравнить произношение с написанием , различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными (а-я, о-ё, у-ю, ы-и), с трудом усваивает правила употребления мягкого знака, часто встречаются нарушения морфологической структуры слова. слов - паронимов, которые предлагаются в тетрадях «Речевые игралочки», учащиеся лучше усваивают грамматические правила написания слов в условиях «ясного слышания», например, (удочка - уточка, дочка - точка, осы - усы, сок - сук, уголь - угол, полка - полька, полю - полью и другие).
Целесообразно начинать такую работу по тетрадям «Гласные звуки и буквы». Учащиеся в игровой форме формируют навыки правильного произношения и графического образа гласных звуков и букв. Например, «Узнай, как зовут девочек», выделяя голосом первые звуки в словах: Оля – Аля. Посмотри: девочка слева держит астру, а девочка справа - обруч. Назови первые звуки в названиях этих предметов. Живой интерес у детей вызывают задания: «Вставь нужные буквы в клеточки», «Собери пары слов и сравни, чем они похожи и чем отличаются» (мой, май, там, том, ток, так), отгадай загадки, например, (с буквой а – часть окна, с буквой о – имя мальчика), «Построй «горку» из слов» для этого внимательно рассмотри рисунки, вставь нужные буквы в клеточки и прочитай пары слов, например, (мох – мах, почка- пачка), перенеси каждую букву по дорожке, состав из букв слова и т.д.
Детям предлагаются разные задания для развития слуховых дифференцировок оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста, что способствует развитию фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти, лексического и грамматического строя речи, совершенствовани
Выполняя задания, ребёнок узнаёт новые слова, учится анализировать и синтезировать слова-паронимы, сравнивать слова, различающиеся одним звуком, понимать их значения, следовательно, сможет избежать ошибок при их написании. Например, палка - полка, стол - стул, рама - Рома. При этом дети используют цветные карандаши, закрашивая квадратики гласных звуков - красным карандашом, твёрдых согласных – синим, мягких согласных – зеленым. Для счёта количества звуков в слове, использую приём загибания пальцев рук на каждый звук, звуковую линейку, цифровой веер, хлопки в ладоши, четко проговаривая каждый звук и слог, что развивает фонематический слух и мелкую моторику, концентрирует внимание ученика.
В тетрадях «Звонкие и глухие согласные» дети осваивают навыки различения глухих и звонких звуков, понимая одинаковость их артикуляционного уклада и разницу в работе голосовых связок. Звонкие произносятся голосом, глухие без голоса. Предлагаю ребенку проверить это двумя способами:
1-й способ проверки работы голосовых связок: приложить тыльную сторону ладони к горлу - если голос дрожит - звук звонкий, если не дрожит -глухой.
2-й способ проверки работы голосовых связок: плотно закрыть уши руками и потянуть звук. Если в ушах звенит - звук звонкий.
Для детей, которые испытывают затруднение в определении парных звонких и глухих согласных, данную работу рекомендую начинать со свистящими и шипящими согласными з-с, ж-ш, при этих звуках работа голосовых связок более четкая, так как данные звуки дольше тянутся.
Играя, учащиеся знакомятся с парами звонких и глухих согласных звуков: б - п, д - т, г - к, в - ф, з - с, ж - ш, с новыми героями-клоунами Бин и Пит. Клоун Бин дружит со звонкими согласными звуками и собачкой Жужей с колокольчиком. Клоун Пин дружит с глухими согласными и собачкой Капа без колокольчика. Детям предлагаются такие интересные задания, как: «Раскрась сеточки для мячиков с буквой б жёлтым, а с буквой п коричневым карандашами», «Соедини пары слов, похожих по звукам и буквам», «Вставь нужные буквы», «Помоги буквам найти свое место», игры со словами – «двойняшками» (пили-били, почки-бочки, Даня-Таня), работа над предложением, разгадывание пары слов, загадок и другие виды работ учат ребенка с проблемами в развитии, слышать, слушать, видеть и выполнять определённые действия, различать слова разные по смыслу, но близкие по звучанию, по звуковому составу, понимать их значение, что помогает избежать ошибок при их написании.
При изучении программного материала по русскому языку по темам подбирается речевой материал из серии тетрадей «Речевые игралочки» с учётом разной степени сложности и психофизиологиче
Срез знаний по русскому языку в 4 классе показал, что при условии регулярного использования интересных, познавательных и нестандартных материалов в игровой форме, повысились качественные показатели по русскому языку и чтению, значительно снизилось количество дисграфических ошибок (фонетических, морфологических, оптико-пространс
Такая система работы по развитию фонематических процессов на игровом речевом материале является основой для предупреждения и коррекции дисграфических ошибок и профилактики дизорфографии. Умело подобранный игровой материал может служить как для пропедевтики изучения тем: «Гласные и согласные звуки и буквы», «Твёрдые и мягкие согласные», «Парные звонкие и глухие согласные», «Правописание безударных гласных», «Части речи», «Родственные слова», так и для закрепления правил правописания по этим темам.
Дидактические материалы, представленные в серии авторских тетрадей «Речевые игралочки» вызывают у детей живой интерес для обогащения речевой деятельности, способствуют формированию коммуникативно - речевых и коммуникативно - деятельностных умений и навыков учащихся, обеспечивающих освоение детьми не только общеучебных знаний, умений и навыков, а также способствуют развитию высших психических функций их социальной адаптации, позволяют повысить эффективность обучения детей с нарушением интеллекта и ДЦП.
Литература
-
Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми имеющими трудности при обучении письму Арктоус, Тула, 1996
-
Бортникова Е.Ф. Развиваем навыки чтения и грамотного письма ООО «Издательский дом Литур», Екатеринбур, 2009
-
Буйко В.И. Сыропятова Г.А. Серия авторских тетрадей «Логопедические игралочки» ООО «Литур-опт», Екатеринбург, 2013
-
Гилевич И.М., Забара Е.А, Ипполитова М.В и др. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие для учителей начальных классов Издательство «Аквариум», 1997
-
Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы Издательство «Учитель», Волгоград, 2007