Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению для ребенка старшего дошкольного возраста 

ТЕМА: «Дифференциация звуков [Л, Р] в словах»

Автор: Захарова Надежда Александровна,

учитель-логопед логопедического пункта при дошкольном учреждении №113, 

Украина, Донецкая область, г. Мариуполь.

СКАЧАТЬ конспект с ЯндексДиска 

ЦЕЛЬ: учить ребенка правильно произносить и дифференцировать звуки [Л и Р] в словах, закрепить правильный артикуляционный уклад для произношения звуков [Л и Р], закрепить правильный выдох для произношения данных звуков, учить выделять звуки из ряда других звуков, слогов, слов; развивать фонематическое восприятие, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать психические процессы, закрепить умение согласовывать существительные с числительными; закрепить умение делить слова со звуками [Л и Р] на слоги, формировать усидчивость и контроль за своей речью.

Методические приемы: упражнения; игровая мотивация; игры; поощрения.

Материалы и оборудование: предметные картинки со звуками [Л и Р], артикуляционная гимнастика в картинках, снежинка, зеркало, смайлики желтого и красного цвета, звуковая дорожка, два домика, снеговики, елочка из ткани с игрушками.

Предварительная работа:

Отработка упражнений мелкой и общей моторики.

Выработка артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произношения звуков [Л и Р].

Постановка звуков [Л и Р].

Автоматизация звуков[Л и Р] в слогах, словах, чистоговорках, фразах, текстах.

Дифференциация звуков в слогах.

Последующая работа:.

Дифференциация звуков[Л и Р] в чистоговорках, фразах, предложениях, связной речи.

                              Ход занятия

1. Организационный момент.

- Показ картинок самолета и трактора. Ребенок вспоминает и называет: Как гудит самолет в небесах? – Л-Л-Л;

Как гудит в поле трактор? – Р-Р-Р;

2.Выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом по картинкам.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, сравнение.

- Давай подумаем, как же произносится звук “Л”.

В каком положении губы? (В улыбке; они не округляются)

Открыт или закрыт рот? (Рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец)

Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается изнутри в верхние зубы)

Звук гласный или согласный?

Звук твердый или мягкий?

Звук звонкий или глухой?

- А теперь давай подумаем, как же произносится звук “Р”. Не забудьте проконтролировать себя, глядя в зеркало.

В каком положении губы? (В улыбке)

Открыт или закрыт рот? (Рот приоткрыт)

Где находится кончик языка? (Кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами)

Сильная или слабая струйка воздуха? (Сильная, она заставляет дрожать кончик языка)

Звук гласный или согласный?

Звук твердый или мягкий?

Звук звонкий или глухой?

4.Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку с рукавички».

5.Д/И на развитие фонематического слуха «Смайлики»

Ребенку предлагается ряд звуков, слогов. Когда он слышит звук [Л ] – поднимает желтый смайлик, когда [Р] – красный смайлик.

Д/И «Какой звук одинаковый?»

Логопед называет слова , ребенок должен назвать, какой звук он слышит в этих словах (Лак, лопата, ложка, луна – звук [Л ]; ракета, робот, рука, рот – звук [Р]).

6.Игра со звуковой дорожкой.

На звуковой дорожке есть картинки со звуками [Л и Р]. Желтыми смайликами закрываем картинки со звуком [Л ], а красными смайликами – со звуком [Р].

7. Игра – застежка «Укрась елочку» на развитие мелкой моторики пальцев рук.

8.Д/И «Паровозик».

Ребенку предлагается два паровозика [Л и Р] и вагончики на которых нарисованы картинки с этими звуками. Ребенок должен правильно присоединить вагоны к паровозикам.

9.Д/И «Что не так?» на развитие внимание, памяти, мышления.

Ребенку предлагаются шесть снеговиков, почти одинаковых, но в них есть отличия. Нужно найти отличия.

10. Д/И «Посчитай-ка» на формирование умения согласовывать существительные с числительными. Предлагаются картинки со звуками [Л и Р] . У логопеда картинка с одним предметом, а у ребенка, например, три предмета. Логопед говорит: - «У меня одна лодка». Ребенок – «А у меня три лодки» и показывает картинку.

11.Д/И «Домики» на формирование слоговой структуры.

Ребенку предлагаются три домика . Один одноэтажный, второй двухэтажный дом, третий - трехэтажный. Нужно разложить картинки с одним слогом в первый дом, с двумя слогами – во второй, с тремя слогами – в третий дом.

Картинки предлагаются со звуками [Л и Р].

12. Итог занятия.

Логопед: Молодец! Вспомним, чем мы сегодня занимались. Сегодня на занятии мы с тобой различали на слух звуки Л и Р и старались их правильно произносить. Считаю, что с заданиями ты справился.