Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Дополнительная образовательная программа по коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии у младших школьников с нарушением зрения

С о с т а в и т е л ьДворецкая Галина Леонидовна,

учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №74 г. Уфы Республики Башкортостан

 

Паспорт программы

Дополнительная образовательная программа по коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии у младших школьников с нарушением зрения.

Руководитель: Хусаинова Земфира Хасановна

Рецензент: Исаева Г.А. – руководитель РМО учителей-логопедов.

Адрес организации: МС(К)ОУ «Начальная школа детский сад №3» IV вида, 450095, г.Уфа, ул. Грозненская,1/1 и телефон 2210184.

Автор: Дворецкая Галина Леонидовна, учитель-логопед высшей категории.

Целевая группа: учащиеся 1-х классов.

Цель программы: социально-педагогическая.

Срок реализации программы: третья неделя сентября по март, что является первым периодом коррекционного обучения учащихся с общим недоразвитием речи.

Уровень реализации: начальное образование.

Уровень освоения: общекультурный.

Способ освоения содержания образования: репродуктивный.

 

Краткое содержание программы: программа включает в себя: пояснительную записку, план коррекционного обучения младших школьников с нарушением зрения.

План коррекционного обучения состоит из трех этапов.

- Первый этап является организационным.

- Второй этап – подготовительный, где идет развитие зрительного и буквенного гнозиса, развитие зрительного анализа и синтеза, уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений.

- Третий этап – основной, где закрепляются связи между произнесением звука и его графическим изображением, идет автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв, дифференциация гласных букв, дифференциация гласных и согласных букв, дифференциация согласных.

 

Пояснительная записка

Нарушения зрения у детей в современном мире распространены чаще,

чем инфекционные заболевания глаз или тяжелые травмы. Ребенок стал подвергаться воздействию неизвестных ранее факторов: гиподинамии, нарушения осанки, стрессов, компьютеров, неправильного питания, раннего табакокурения, наркотиков и детского алкоголизма – все это неминуемо отражается на зрении наших детей. Некоторые виды аномалии рефракции предопределены наследственностью, так что утверждение типа «интенсивное чтение вредно для глаз», не всегда является истинной причиной нарушения зрения. Нарушения зрения может зависеть от поражения любого места зрительного анализатора. Общее состояние здоровья женщины оказывает решающее воздействие на правильное развитие всего плода и, в частности, органа зрения.

Развитие детей с нарушениями подчиняются тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка (Л.С. Выготский). Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание.

В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта зрения, при котором нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. Зрительные нарушения осложняют формирование речи. У детей с амблиопией и косоглазием низкая острота зрения, что отрицательно сказывается на чувственной стороне речи, обедняют смысловую сторону слова и затрудняют его понимание.

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Письменная речь – одна из форм существования языка. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. И устная и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражителей (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом, видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

А.Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо – как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо (в любой его форме) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций.

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.

Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие отрицательных факторов, действующих в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дислексия и дисграфия возникают при органических речевых расстройствах (А.Р. Лурия, С.М. Блинков, С.С. Ляпидевский, М.Е. Хватцев). Некоторые исследователи отмечают наследственную предрасположенность к дислексии (Б. Хальгрен, М. Рудинеско и др.), когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. В отечественной литературе распространена концепция Р.Е. Левиной, трактующей нарушения чтения и письма как проявление системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях. Данные нарушения являются самыми распространенными видами речевой патологии у младших школьников.

Недоразвитие речи у детей с нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. По определению Р. Е. Левиной, речевые расстройства у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре, затрагивают речь как целостную систему.

Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора, у детей с дефектами зрения нарушается формирование пространственных представлений, возникают трудности усвоения предложно-падежных конструкций и слов с пространственным и временным значением. Дети испытывают трудности в овладении навыками письма и чтения, а также математическими умениями.

У детей с дефектами зрения наблюдается неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия представлений. Кроме того, присутствуют трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв, что в последствии приводит к оптической дисграфии и дислексии.

Оптическая дисграфия проявляется в заменах графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами (в-д, т-ш); в зеркальном написании букв (и-ш, х-ж, л-м); в пропусках элементов, особенно при соединении букв, имеющих какой-нибудь одинаковый элемент (с-э); в написании лишних и неправильно расположенных элементов (ау, ш-ши, х-сс, т-пп).

Оптическая дислексия характеризуется трудностями усвоения и смешением графически сходных букв и их взаимными заменами. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (л-д, з-в), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (т-г, ь-р, н-п-и).

Данные оптические нарушения связаны с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недефференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственных представлений, а также зрительного анализа и синтеза. Кроме того, у детей с оптической дисграфией и дислексией часто выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела – поздняя латерализация (функциональная асимметрия в деятельности парных сенсорно-моторных органов) или ее варианты (левшество, смешанная доминанта). При углубленном логопедическом обследовании младших школьников нередко обнаруживаются и различные нарушения зрительного гнозиса (узнавания).

Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическими навыками письма и чтения. Для детей с нарушениями зрения характерными являются:

- плохое запоминание и различения конфигурации букв;

- смешение сходных по конфигурации букв;

- пропуск или появление лишних элементов;

- трудности в восприятии целого объекта;

- трудности в выделении части из целого.

 

Концепция

В предполагаемой программе комплексно решаются общеобразовательные, коррекционно-воспитательные задачи. Специально организованное обучение направлено на развитие зрительно-сенсорного опыта в процессе выполнения младшими школьниками предметно-практических действий, на дифференциацию различных признаков и свойств объектов окружающей действительности, что в основе своей служит упражнению, активизации и восстановлению зрения.

Комплексный подход в организации занятий по коррекции оптической дисграфии и дислексии предусматривает упражнение зрения. И обеспечивает развитие и активное включение в процесс познания сохраненных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности. Полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует более полному познанию, уточнению и обогащению представлений и формированию целостных, адекватных действительности образов.

При оптической форме дисграфии и дислексии у младших школьников с нарушением зрения наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений. Трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы, такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

Логопедическая помощь детям с нарушениями зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности и формированию положительных черт личности. Оптическая диграфия и оптическая дислексия у детей с недостатками зрения своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. В совокупности со зрительным дефектом они обуславливают неподготовленность детей с нарушениями зрения к обучению грамоте и в дальнейшем могут являться причиной неуспеваемости.

Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз по 3-5 минут. Для зрительной гимнастики рекомендуются упражнения – движения глаза (голова неподвижна):

- вправо – влево;

- вверх – вниз;

- далеко – близко (удалять и приближать предмет);

- по кругу – слева направо;

- по диагонали – сверху вниз.

Предмет (должен быть крупным, ярким) для зрительной гимнастики демонстрируется в медленном темпе, чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей, чтобы ребенок до конца проследил его движение.

Проблема изучения и коррекция специфических нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии) у детей с нарушением зрения и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии и дислексии.

В связи с этим, в настоящее время назрела необходимость в разработке данной программы, которая направлена на профилактику и коррекцию оптической дисграфии и оптической дислексии.

Цель программы: профилактика и коррекция оптической дисграфии и оптической дислексии у младших школьников с нарушениями зрения.

Основные задачи:

- уточнение и расширение объема зрительной памяти

- формирование и развитие зрительного восприятия

- развитие зрительного анализа и синтеза

- развитие зрительно-моторной координации

-формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения

- дифференцирование смешиваемых по оптическим признакам букв

Основные методы и технологии обучения и воспитания.

- игровые

- наглядно-демонстрационные

- практические

- словесные

Для проведения эффективной коррекционной работы с младшими школьниками при оптической дисграфии и дслексии нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить родителей к выполнению домашних заданий. Для лучшего усвоения образа букв ребенку предлагается:

- ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина;

- обводить по контуру;

- писать в воздухе;

- определять сходство и различие оптически сходных букв; (Ф.И. Лалаева)

- конструировать и реконструировать буквы из элементов; (В.А. Ковшиков)

- упражнение по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

- проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях и при чтении;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Содержание программы имеет свои особенности, которые связаны, прежде всего, с состоянием зрительных функций у детей с нарушением зрения. Система обучения по коррекции и профилактике оптической дисграфии и дислексии соответственно данной программе условно делится на три этапа.

1-й этап. Организационный

2-й этап. Подготовительный.

3-й этап. Основной.

Последовательность работы в программе выбрана не случайно, она проходит в том порядке, в котором идет развитие и формирование зрительного восприятия, анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями зрения.

Курс рассчитан на 65 занятий. Продолжительность занятий – 35 минут, Занятия проводятся 3 раза в неделю во внеурочное время с группой учащихся не менее трех человек. Начало занятий 3-я неделя сентября по 13 марта, что является первым периодом коррекционного обучения.

Ожидаемый результат.

- Прохождение курса программы по коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии у детей с нарушением зрения способствует развитию зрительного и слухового восприятия и памяти.

- Развитие зрительного и оптикопространственного анализа и синтеза.

- Называние реальных предметов, выделение в них главных и второстепенных деталей.

- Формирование умения различать предметы по цвету.

- Развитие зрительного восприятия путем узнавания геометрических фигур и «операции» с ними.

- Учащиеся упражняются в рассматривании, сравнении, анализе и синтезе изображенных предметов и фигур.

- Узнавание контурных, силуэтных, точечных изображений предметов, фигур.

- Накопление словаря.

- Понимание смысловой стороны речи и функционального значения слова.

- Овладение грамматическим строем речи.

- Развитие связной речи.

Основными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования. Первичное обследование проводится в сентябре, повторное – по окончании курса занятий. Показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы родителей, учителей.

 

Коррекция оптической дислексии и дисграфии

 

п/№

Развитие зрительного

гнозиса

Расширение зрительной

памяти

Формирование пространственных

представлений

Развитие зрительного анализа и синтеза

1

-назвать контурные изображения предметов

-перечеркнутые контурные изображения

-контурные изображения, наложенные друг на друга

Игра «Чего не стало?».

 

Игра «Запомни картинки и отбери их среди других картинок»

-показать правую руку (ногу,ухо,глаз)

-показать левую руку (ногу,ухо,глаз)

 

-найти заданную фигуру среди двух изображений

-дополнить недостающий элемент фигуры

2

-найти букву среди ряда других букв

-соотнести печатные и рукописные буквы

-назвать буквы,перечеркнутые дополнительными линиями

-определить буквы,расположенные неправильно

-добавить недостающий элемент

-выделить буквы,наложенные друг на друга.

Игра «Запомни буквы и отбери их среди других букв»

 

Игра «Запомни, разложи, как было».

 

 

-написать буквы справа или слева от вертикальной линии

-нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок

-найди букву в ряду сходных (ла,лм,вр,вз)

-срисовать букву по образцу

-сконструировать буквы из элементов

-показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных

реконструировать букву, добавляя элемент: из А-Л,Д,К-Ж,З-В, Г-Б

реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв:Р-Ь И-Н, Н-П, Г-Т

3

-подобрать фигуры одного цвета

-подобрать фигуры одинаковой формы

-подобрать фигуры одной величины

-подобрать фигуры различные по цвету

-подобрать фигуры различные по форме

-подобрать фигуры различные по величине

-соотнесение формы фигур и реальных предметов.

Игра «Разложить картинки в первоначальной последовательности».

 

Игра «Разложить буквы в первоначальной последовательности».

-показать предмет справа от себя

-показать предмет слева от себя

-положить предмет справа от себя

-положить предмет слева от себя

-положить предмет справа от -положить предмет слева от

-сказать, где находится предмет по отношению к другому предмету

-определить различие сходных фигур или букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В

-определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, Г-Т, И-П, П-Н

Список используемой литературы

1.​ Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 40 с.

2.​ Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /Под ред. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007. – 208с.

3.​ Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528 с.

4.​ Лапп А.А. Развитие связной речи удетей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

5.​ Логопедия в школе: Практический опыт /Под ред. В.С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. И дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 368 с.

6.​ Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов /Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

7.​ Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты для логопеда /Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

8.​ Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов /Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

9.​ Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004. – 72 .

10.​  Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – Калуга: издательство «Адель», 1998. – 118с.

11.​  Токарь И.Е. Логопедическое обследование устной речи детей старшего дошкольного и школьного возраста. Логопедия №2(4), 2004.

12.​ Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. Логопедия №2(4), 2004.

Литература для учащихся

1.​ Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 40 с.

2.​  Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии.

3.​  Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии.

4.​ Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

5.​ Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.

Литература для учителя-логопеда

1.​ Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /Под ред. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007. – 208с.

2.​ Логопедия в школе: Практический опыт /Под ред. В.С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. И дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 368 с.

3.​ Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов /Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

4.​ Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты для логопеда /Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

5.​ Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов /Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

6.​ Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004. – 72 .

7.​  Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – Калуга: издательство «Адель», 1998. – 118с

8.​ ФурееваЕ.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогические работа при общем недоразвитии речи в массовой школе.: Феникс, 2006. – 208 с.