Дополнительная образовательная программа по коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии у младших школьников с нарушением зрения
С о с т а в и т е л ь : Дворецкая Галина Леонидовна,
учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №74 г. Уфы Республики Башкортостан
Паспорт программы
Дополнительная образовательная программа по коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии у младших школьников с нарушением зрения.
Руководитель: Хусаинова Земфира Хасановна
Рецензент: Исаева Г.А. – руководитель РМО учителей-логопед
Адрес организации: МС(К)ОУ «Начальная школа детский сад №3» IV вида, 450095, г.Уфа, ул. Грозненская,1/1 и телефон 2210184.
Автор: Дворецкая Галина Леонидовна, учитель-логопед высшей категории.
Целевая группа: учащиеся 1-х классов.
Цель программы: социально-педаго
Срок реализации программы: третья неделя сентября по март, что является первым периодом коррекционного обучения учащихся с общим недоразвитием речи.
Уровень реализации: начальное образование.
Уровень освоения: общекультурный.
Способ освоения содержания образования: репродуктивный.
Краткое содержание программы: программа включает в себя: пояснительную записку, план коррекционного обучения младших школьников с нарушением зрения.
План коррекционного обучения состоит из трех этапов.
- Первый этап является организационным.
- Второй этап – подготовительный
- Третий этап – основной, где закрепляются связи между произнесением звука и его графическим изображением, идет автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв, дифференциация гласных букв, дифференциация гласных и согласных букв, дифференциация согласных.
Пояснительная записка
Нарушения зрения у детей в современном мире распространены чаще,
чем инфекционные заболевания глаз или тяжелые травмы. Ребенок стал подвергаться воздействию неизвестных ранее факторов: гиподинамии, нарушения осанки, стрессов, компьютеров, неправильного питания, раннего табакокурения, наркотиков и детского алкоголизма – все это неминуемо отражается на зрении наших детей. Некоторые виды аномалии рефракции предопределены наследственность
Развитие детей с нарушениями подчиняются тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка (Л.С. Выготский). Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание.
В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта зрения, при котором нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. Зрительные нарушения осложняют формирование речи. У детей с амблиопией и косоглазием низкая острота зрения, что отрицательно сказывается на чувственной стороне речи, обедняют смысловую сторону слова и затрудняют его понимание.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Письменная речь – одна из форм существования языка. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. И устная и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленног
А.Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо – как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо (в любой его форме) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций.
Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразователь
Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие отрицательных факторов, действующих в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дислексия и дисграфия возникают при органических речевых расстройствах (А.Р. Лурия, С.М. Блинков, С.С. Ляпидевский, М.Е. Хватцев). Некоторые исследователи отмечают наследственную предрасположенно
Недоразвитие речи у детей с нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. По определению Р. Е. Левиной, речевые расстройства у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре, затрагивают речь как целостную систему.
Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора, у детей с дефектами зрения нарушается формирование пространственных представлений, возникают трудности усвоения предложно-падежн
У детей с дефектами зрения наблюдается неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственног
Оптическая дисграфия проявляется в заменах графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами (в-д, т-ш); в зеркальном написании букв (и-ш, х-ж, л-м); в пропусках элементов, особенно при соединении букв, имеющих какой-нибудь одинаковый элемент (с-э); в написании лишних и неправильно расположенных элементов (ау, ш-ши, х-сс, т-пп).
Оптическая дислексия характеризуется трудностями усвоения и смешением графически сходных букв и их взаимными заменами. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (л-д, з-в), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (т-г, ь-р, н-п-и).
Данные оптические нарушения связаны с нерасчлененность
Современными психолого-педаго
- плохое запоминание и различения конфигурации букв;
- смешение сходных по конфигурации букв;
- пропуск или появление лишних элементов;
- трудности в восприятии целого объекта;
- трудности в выделении части из целого.
Концепция
В предполагаемой программе комплексно решаются общеобразователь
Комплексный подход в организации занятий по коррекции оптической дисграфии и дислексии предусматривает упражнение зрения. И обеспечивает развитие и активное включение в процесс познания сохраненных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности. Полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует более полному познанию, уточнению и обогащению представлений и формированию целостных, адекватных действительности образов.
При оптической форме дисграфии и дислексии у младших школьников с нарушением зрения наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственног
Логопедическая помощь детям с нарушениями зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности и формированию положительных черт личности. Оптическая диграфия и оптическая дислексия у детей с недостатками зрения своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. В совокупности со зрительным дефектом они обуславливают неподготовленнос
Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз по 3-5 минут. Для зрительной гимнастики рекомендуются упражнения – движения глаза (голова неподвижна):
- вправо – влево;
- вверх – вниз;
- далеко – близко (удалять и приближать предмет);
- по кругу – слева направо;
- по диагонали – сверху вниз.
Предмет (должен быть крупным, ярким) для зрительной гимнастики демонстрируется в медленном темпе, чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей, чтобы ребенок до конца проследил его движение.
Проблема изучения и коррекция специфических нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии) у детей с нарушением зрения и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии и дислексии.
В связи с этим, в настоящее время назрела необходимость в разработке данной программы, которая направлена на профилактику и коррекцию оптической дисграфии и оптической дислексии.
Цель программы: профилактика и коррекция оптической дисграфии и оптической дислексии у младших школьников с нарушениями зрения.
Основные задачи:
- уточнение и расширение объема зрительной памяти
- формирование и развитие зрительного восприятия
- развитие зрительного анализа и синтеза
- развитие зрительно-моторн
-формирование речевых средств, отражающих зрительно-простр
- дифференцировани
Основные методы и технологии обучения и воспитания.
- игровые
- наглядно-демонст
- практические
- словесные
Для проведения эффективной коррекционной работы с младшими школьниками при оптической дисграфии и дслексии нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить родителей к выполнению домашних заданий. Для лучшего усвоения образа букв ребенку предлагается:
- ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина;
- обводить по контуру;
- писать в воздухе;
- определять сходство и различие оптически сходных букв; (Ф.И. Лалаева)
- конструировать и реконструировать буквы из элементов; (В.А. Ковшиков)
- упражнение по развитию зрительного, зрительно-простр
- проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях и при чтении;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Содержание программы имеет свои особенности, которые связаны, прежде всего, с состоянием зрительных функций у детей с нарушением зрения. Система обучения по коррекции и профилактике оптической дисграфии и дислексии соответственно данной программе условно делится на три этапа.
1-й этап. Организационный
2-й этап. Подготовительный
3-й этап. Основной.
Последовательнос
Курс рассчитан на 65 занятий. Продолжительност
Ожидаемый результат.
- Прохождение курса программы по коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии у детей с нарушением зрения способствует развитию зрительного и слухового восприятия и памяти.
- Развитие зрительного и оптикопространст
- Называние реальных предметов, выделение в них главных и второстепенных деталей.
- Формирование умения различать предметы по цвету.
- Развитие зрительного восприятия путем узнавания геометрических фигур и «операции» с ними.
- Учащиеся упражняются в рассматривании, сравнении, анализе и синтезе изображенных предметов и фигур.
- Узнавание контурных, силуэтных, точечных изображений предметов, фигур.
- Накопление словаря.
- Понимание смысловой стороны речи и функционального значения слова.
- Овладение грамматическим строем речи.
- Развитие связной речи.
Основными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования. Первичное обследование проводится в сентябре, повторное – по окончании курса занятий. Показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы родителей, учителей.
Коррекция оптической дислексии и дисграфии
п/№ |
Развитие зрительного гнозиса |
Расширение зрительной памяти |
Формирование пространственных представлений |
Развитие зрительного анализа и синтеза |
1 |
-назвать контурные изображения предметов -перечеркнутые контурные изображения -контурные изображения, наложенные друг на друга |
Игра «Чего не стало?».
Игра «Запомни картинки и отбери их среди других картинок» |
-показать правую руку (ногу,ухо,глаз) -показать левую руку (ногу,ухо,глаз)
|
-найти заданную фигуру среди двух изображений -дополнить недостающий элемент фигуры |
2 |
-найти букву среди ряда других букв -соотнести печатные и рукописные буквы -назвать буквы,перечеркну -определить буквы,расположен -добавить недостающий элемент -выделить буквы,наложенные друг на друга. |
Игра «Запомни буквы и отбери их среди других букв»
Игра «Запомни, разложи, как было».
|
-написать буквы справа или слева от вертикальной линии -нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок -найди букву в ряду сходных (ла,лм,вр,вз) -срисовать букву по образцу -сконструировать буквы из элементов |
-показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных реконструировать букву, добавляя элемент: из А-Л,Д,К-Ж,З-В, Г-Б реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв:Р-Ь И-Н, Н-П, Г-Т |
3 |
-подобрать фигуры одного цвета -подобрать фигуры одинаковой формы -подобрать фигуры одной величины -подобрать фигуры различные по цвету -подобрать фигуры различные по форме -подобрать фигуры различные по величине -соотнесение формы фигур и реальных предметов. |
Игра «Разложить картинки в первоначальной последовательнос
Игра «Разложить буквы в первоначальной последовательнос |
-показать предмет справа от себя -показать предмет слева от себя -положить предмет справа от себя -положить предмет слева от себя -положить предмет справа от -положить предмет слева от -сказать, где находится предмет по отношению к другому предмету |
-определить различие сходных фигур или букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В -определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, Г-Т, И-П, П-Н |
Список используемой литературы
1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 40 с.
2. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методичес
3. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/Л
4. Лапп А.А. Развитие связной речи удетей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Логопедия в школе: Практический опыт /Под ред. В.С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. И дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 368 с.
6. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов /Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
7. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты для логопеда /Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
8. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов /Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
9. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004. – 72 .
10. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – Калуга: издательство «Адель», 1998. – 118с.
11. Токарь И.Е. Логопедическое обследование устной речи детей старшего дошкольного и школьного возраста. Логопедия №2(4), 2004.
12. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. Логопедия №2(4), 2004.
Литература для учащихся
1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 40 с.
2. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии.
3. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии.
4. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
5. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
Литература для учителя-логопеда
1. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методичес
2. Логопедия в школе: Практический опыт /Под ред. В.С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. И дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 368 с.
3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов /Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты для логопеда /Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
5. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов /Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
6. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004. – 72 .
7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – Калуга: издательство «Адель», 1998. – 118с
8. ФурееваЕ.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-пед