| АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАЦель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционную гимнастику нужно проводить ежедневно, перед зеркалом, чтобы вырабатываемые у детей навыки постоянно закреплялись. Не следует предлагать детям более 3-5 упражнений за раз и по продолжительности не более 3-5 минут. Каждое динамическое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Комплекс упражнений для свистящих звуков С, З, Ц1) Загони мяч в ворота
2) Месим тесто
3) Блинчик
4) Кто дальше загонит мяч?
5) Чистим зубки
Комплекс упражнений для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч1) Вкусное варенье
2) Месим тесто
3) Блинчик
4) Грибочек
5) Кто дальше загонит мяч?
6) Гармошка
7) Фокус
Комплекс упражнений для звуков Л, Ль1) Месим тесто
2) Вкусное варенье
3) Самолет
4) Индюк
5) Качели
Комплекс упражнений для звуков Р, Рь1) Чистим зубки
2) Маляр
3) Кто дальше загонит мяч?
4) Вкусное варенье
5) Индюк
6) Дятел
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХЛопаточка. Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе. Раз-два-три-четыре-пять, Мы идем, идем гулять, Все лопаточки возьмем И в песочницу пойдем. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Ты любишь пить чай? Тогда не зевай! Рот открывай, Чашку доставай. Стрелочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Раскрывай пошире рот И тяни язык вперед. Раз, два, три, четыре, пять - Стрелку будем выполнять. Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Цок-цок-цок! Мы все сказали, Как лошадки поскакали. Вот лошадки поскакали, Язычок, поцокай с нами. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. У Антошки есть гармошка. Поиграй-ка нам немножко. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Старательно красим: назад и вперед, Давайте покрасим скорей потолок! Маляр торопился И кисть уволок. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Ох, какое объеденье! Очень вкусное варенье! Язык широкий положи И края приподними. Оближем верхнюю губу - Варенье очень я люблю. Всем на удивление Вкусное варенье. |