В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работыФонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи. Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов. Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам. Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. I. Подготовительный этапРабота по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
1. Развитие слухового восприятияИгра «Тишина» Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали. Игра «Угадайка» Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали. Дети прослушивают звучания. По команде логопеда («день») открывают глаза, показывают картинки с изображением звучащих предметов. Игра «Высоко – низко» Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают. Игра «Тихо-громко» Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями. Игра «Нарисуй звук» Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте. Игра «В гору, с горки» Пропевание гласного [а] то низким голосом (рука движется вниз), то высоким (вверх). Игра «Аленушка-ревушка» Кукла Аленушка расплакалась. Дети под плач рисуют на карточках полоски: долгому плачу соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди [а] (успокаивают куклу) с заданной интонацией: удивления, радости. Игра «Эхо» Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо». Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).
2. Развитие слуховой памятиВ.Г.Казаков и Л.Л.Кондратьева (2001) выделяют следующие общие правила формирования памяти детей:
Таким образом, исходя из всех выше перечисленных рекомендаций и индивидуально подобранных развивающих игр и методик, можно предложить следующие задания по развитию слуховой памяти детей данной группы. Игра «Запомни и скажи» Детям предлагается запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала используются ряды только из гласных звуков, потом ряды из согласных звуков: АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА… СЧП, КТР, ПТСМ… Должны быть исключены сочетания гласных и согласных с целью исключения запоминания слогов. Игра «Запомни и покажи» Игра направлена на развитие слуховой памяти и соотнесения зрительных и слуховых образов. 1 вариант. Ребенку предлагается прослушать ряд существительных, а затем разложить предметные картинки с изображением данных слов в нужной последовательности. Число картинок постепенно увеличивается от 3-х до 10-ти. 2 вариант. Ребенку зачитываются слова (4-5) и предлагается 8-10 предметных картинок. Требуется отобрать те картинки, на которых изображены названные слова. На более продвинутых этапах предлагается эти картинки разложить в нужной последовательности. Игра «Повтори скороговорки» Нужно попросить повторить за логопедом наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.
II. Основной этап
Задачей данного этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
1. Обучение простым формам фонематического анализаИгра «Часы» Детям предлагаются часы с циферблатом двух цветов. Дети определяют, какой звук в слове, выбирая часы определенного цвета. Далее дети определяют место данного звука в слове 1-ый, 2-ой, 3-ий и тд. и ставят стрелку на определенную цифру. Игра в лото Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие данный звук и не имеющие его, а так же квадратики с буквой и без нее. Педагог называет слова. Дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют есть ли в ее названии данный звук и закрывают картинку квадратиком с буквой, или цветным квадратом без буквы, если в слове нет данного звука. К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного (уши, облако, утка). Изменить 1-ый звук слова (кость - гость, парта - карта, моль - боль - соль ). Лото «Необычные цветы» На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, названия которых начинается с заданного звука. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка. Лото « Какой первый звук?» Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Педагог называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова. Игра «Найди картинку» Детям предлагаются карточки, каждая из двух квадратиков. На одном из них нарисован предмет. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут её между квадратами. Затем они подбирают картинку, название которой начинается с того же звука, и кладут её на 2-ой квадрат. Разложить в три ряда картинки, в названиях которых есть нужный звук; первый ряд - картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд - в середине слова, третий - в конце слова. Игра «Светофор» Используется бумажная полоска, разделенная на 3 части: красная левая часть - начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Педагог называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, дети ставят фишку на красную, желтую или зеленую часть полоски.
2. Обучение сложным формам фонематического анализаПоследовательность предъявления речевого материала:
Предлагаю использовать следующие игры: Игра в кубик Дети бросают кубик, их задача - придумать слово по количеству точек на выпавшей грани кубика. Игра «Какой звук выпал из слова?» Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот - кот, лампа - лапа, пилка - пила). Игра «Ромашка» Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из различного количества звуков. (по заданию педагога). Игра «Заполни дорожку» Ребенку предлагается картинка и графическая схема из определенного количества клеточек по числу звуков в данном слове. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Получается модель звукового строения слова. Первоначально для анализа даются односложные слова, типа: мак, кот, дом, лук, .... Также используются такие задания:
В литературе имеется масса заданий, направленных на развитие сложных форм фонематического анализа, мы не будем на них останавливаться. Отработанный речевой материал должен активно использоваться при составлении предложений или их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку. Том вошел в дом. Захар ест сахар. Мама варит. Мама жарит. Света увидела папочку. Света увидела бабочку. Света увидела бабочку. Света видела бабочку.
3. Формирование навыка синтеза звуковПроводя работу в данном направлении, необходимо помнить о том, что детям проще анализировать, чем синтезировать звуки. Предлагаем такие задания.
Ко-ло-мо – молоко Ша-ка – каша Ба-шу – шуба Ля-ко – Коля и т.д. Подобные задания очень вариативны, на каждом занятии можно давать одни и те же упражнения, однако использовать различный речевой материал. Это связано с тем, что детям нравятся повторяющиеся задания, они их ждут, знают название задания.
4. Формирование фонематических представленийДанный этап коррекционно-логопедической работы предполагает формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений. Предлагаем задания.
Данные упражнения позволяют последовательно, в соответствии с принципом поэтапного формирования умственных действий, закреплять навыки звукового анализа и синтеза в умственном плане, т.е. без опоры на конкретное восприятие – фишки и картинки. |