Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

 

Лексико-грамматический строй языка представлен двумя взаимосвязанными компонентами: лексикой и граматикой

Лексика – это активный и пассивный запас слов, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Активный словарь – слова, которые ребенок может употреблять в речи. Пассивный словарь - слова, которые ребенок пока только понимает.

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях на морфологическом и синтаксическом уровне. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

Поэтому при коррекционно-логопедической работе следует выделить формирование лексических, морфологических и синтаксических операций.

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Игра «Кто как передвигается»

Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря.

Инструкция: Скажи, кто как передвигается?

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, кто как передвигается. (Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает).

 

Игра «Кто как голос подает»

Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря.

Инструкция: скажи, кто как голос подает?

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, кто как подает голос. ( Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кош­ка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудах­чет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка кря­кает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит).

 

Игра «Узнай по описанию»

Цель: обогащение и уточнение словаря прилагательных.

Инструкция: послушай загадку и скажи, о ком она. 

  • Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?
  • Желтый, овальный, кислый. Что это?
  • Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?
  • Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Ребенку предлагается послушать загадки и отгадать их. При правильном ответе предъявляется предметная картинка и ребенка просят еще раз назвать прилагательные, описывающие ее. 


Игра «Сравни и объясни»

Цель: работа над многозначными словами.

Инструкция: подумай, как появилось слово?

Оборудование: предметные картинки.

 Ход проведения. Дети должны самостоятельно предположить, как появилось данное значение слова, уточнить его, подобрать синонимы, включить словосочетание в предложение.

Лексический материал: Сыплет черемуха снегом – сыплет муку – сыплет дождь – сыплет частушки. Сыплет – роняет что-то частое, мелкое, сеет. Можно ли сказать «сыплет ливень»? Нельзя, потому что во время ливня капли крупные, сильные, как струи. Поэтому ливень бьет, хлещет.

 

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Инструкция: Отгадай предмет по названию его частей. 

Оборудование: предметные картинки.

Лексический материал: Носок, пятка, голенище, каблук, молния, подошва – сапог.

Ход проведения. Ребенку предлагается послушать названия частей предмета и отгадать, что это за предмет. После правильного ответа предъявляется картинка с отгадкой, ребенка просят заново назвать все перечисленные части и показать их.

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Игра «Из чего – какой?»

Цель: обучение словообразованию относительных прилагательных с суффиксом –Н-.

Оборудование: картинки с изображением свеклы, моркови, томата, яблока, картофеля.

 

 

 

 

 

Инструкция: послушай и ответь на вопросы.

Ход проведения: ребенку показывают картинки с овощами и фруктами и просят ответить на вопрос:

- Сок из моркови какой?

- Паста из томата какая?

- Салат из свеклы какой?

- Суп из картофеля какой?

- Пюре из яблок какое?

 

Игра «Кто что делает?»

Цель: обучение словообразованию приставочных глаголов.

Оборудование: картинки с изображением действий.


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Ход проведения и инструкция: ребенку показывают картинки и предлагают ответить на вопрос:

- Что делает мальчик?

- Что делает девочка?

- Что делает попугай?

 

Игра «Назови ласково»

Цель: обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкция: сегодня мы пойдем в гости к кукле. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

Оборудование: кукла и вещи из кукольного домика.

Ход проведения. Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

 

Игра «Два брата ИК и ИЩ»

Цель: обучение употреблению существительных с суффиксами -ик и -ищ.

Инструкция и ход проведения:

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был малень­кий и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ - большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)У ИКА был носик, а у ИЩА?..

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ро­тик - ротище, лобик - лобище, глазик - глазище, ручки - ручищи, ножки - ножищи. Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ - значит предмет большой.

А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете от­вечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).

 

Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детены­шей)?»

Цель: обучение употреблению названий детенышей животных.

Оборудование: предметные картинки с изображением семейки животных.

Инструкция и ход проведения: На доске картинка по сказке «Три медведя».

- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказ­ку «Три медведя»)

- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа - медведь Михаил Иванович, мама - медве­дица - Настасья Петровна, детеныш - медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя - это медведь, медведица и мед­вежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш на­зываются по-разному.

Дети называют по картинкам папу, маму и детены­ша (можно и детенышей во множественном числе) живот­ных: лис - лиса - лисенок, заяц - зайчиха - зайчонок, волк - волчица - волчонок, еж - ежиха - ежонок, лев - львица - львенок, тигр - тигрица - тигренок, слон - слониха - слоненок.

- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык - корова - теленок, пес - собака - щенок, кролик - крольчиха - крольчонок, кот - кошка - котенок)

 

3.ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Игра «Огород»

Цель:  обучение составлению предложений с предлогами «над», «под», «с», «из».

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей.

Инструкция и ход проведения: -  Сейчас я, приглашаю вас в огород.

Есть у меня огород

Каждый год на нем растет:

Назовите хором, что? (Выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста.) Отыщите для меня овощи, которые растут над землей и под землей. (Например, огурец растет над землей. В случаях затруднений используется иллюстрация).

Расскажите, как их собирают? (Редьку, репу – выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков.)

 

Игра «Что с чем?»

Цель: уточнение формы творительного падежа

Инструкция: рассмотри картинки и ответь на вопросы.

Ход проведения. Ребенку предлагается:

1. Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с вареньем, с булкой, с пирожным и т.д.).

2. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с грибами, ваза с цветами.

 

Игра «Зимние забавы»

Цель: составление простых предложений по картинкам.

Оборудование: предметные картинки.

 

 

 

 

 

 

Инструкция: рассмотри картинки и скажи, что делают ребята.

Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, чем заняты ребыта зимой. Обращается внимание на последовательность слов в предложении, их связь друг с другом.

 

Игра «Где что растет?»

Цель: употребление существительных в форме предложного падежа.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Ход проведения. На доске слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Дети отвечают на вопросы и передвигают картинки. Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

 

Игра «Сравни»

Цель: составление предложений с союзом «а».

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: дополни предложения.

Ход проведения. Ребенку предлагается выбрать из предложенных картинок подходящие по смыслу предложения. Затем ему необходимо воспроизвести предложение самостоятельно с опорой на картинки.

Яндекс.Метрика