Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком, страдающим моторной алалией
Тема: «Автоматизация звука «С»
Автор: Мичина Татьяна Андреевна,
учитель - логопед МКДОУ ДСКВ №14 «Дельфин», г. Трёхгорный Челябинской области
ЦЕЛЬ: Развитие речевой активности.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Закрепление произношения звука «С» в словах, состоящих из 2 – 3 слогов со стечением согласных; словосочетаниях и предложениях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза; уточнение значений прилагательных; формирование навыка образования прилагательных от существительных.
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ: Коррекция звукопроизносите
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитание произвольного контроля за речью.
Оборудование и материал:
Инд. зеркало, схемы гласных звуков.
Материал для поддувания.
Картинки с изображением овощей и фруктов.
Алгоритмы для выполнения звукового анализа звука и слова.
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность логопеда |
Деятельность учащегося |
Оргмомент |
Здороваемся Психологический настрой: мы будем говорить красиво, чисто и неторопливо.
Какое время года? И не просто зима, а время, когда зима встречается с весной и на улице, то тепло, то холодно. В такую неустойчивую погоду наш Саша заболел.
|
Здоровается с логопедом и знакомится с гостями. При проговаривании четверостишья следит за чёткостью произнесения слов. Слово «НЕТОРОПЛИВО» произносит с помощью карточки. |
Артикуляционная гимнастика |
Мы идем в гости к Саше и чтобы нам легче разговаривать, мы приготовим артикуляционный аппарат Массаж лица - Нахмуриться – удивиться
- а
- о
- у
- ы
- и Губы: Лягушка Хоботок чередовать Дудочка Зубы: Заборчик Бублик Язык: Пуговицы Лопатка Горка (помочь шпателем) Почистим зубки |
поочередное пропевает гласные с одновременным массажем, опираясь на графические схемы гласных звуков
старается правильно удержать артикуляционную позу; отрабатывает плавность переключения артикуляционных поз |
Дыхательная гимнастика |
Мы пойдём к Саше в гости, а какой гостинец мы понесём? Сдуй салфетки с тарелочек и узнаешь. Мы – ветер и сдуваем салфетки. ЗЛОЙ – губы трубочкой ДОБРЫЙ – сдуваем с желобка.
Что лежит на тарелочках? Назови.
Как назвать эти предметы одним словом? Почему мы понесём фрукты? |
Под руководством логопеда отрабатывает диафрагмальное дыхание с одновременным артикуляционным укладом. Называет предметы, изображённые на картинках.
Отвечает на вопросы |
Сообщение темы занятия |
Обрати внимание на салфетки. На что похож рисунок, изображённый на них? - на букву «С» Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук.
|
Соотносит буквы, изображённые на салфетке с изучаемой буквой |
Определение артикуляционного уклада |
Как зовут нашего друга? - Саша Какой первый звук в его имени? - «С» Давай посмотрим, как правильно ложатся губы, зубы и язык при произнесении звука «С». Логопед помогает шпателем |
Отвечает на вопросы.
Воспроизводит артикуляционный уклад звука «С» |
Характеристика звука |
Расскажи, какой звук «С»? гласный – согласный звонкий – глухой
|
Учится работать по алгоритму. Самостоятельно, с помощью алгоритма даёт характеристику звуку «С» |
Соотнесение звука и буквы |
Найди среди букв ту, которая обозначает звук «С». Чтение слоговых дорожек:
С ; С ; С ; С ; С ; С ;
СА; СО; СУ; СЫ; СЭ; СИ; |
Среди букв азбуки находит букву «С» и соотносит её со звуком. Произносит слоги, опираясь на графические схемы гласных |
Выделение звука из слов |
Я назову предметы, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «С» яблоко, ананас, слива ,виноград Из нашего угощения (как мы его назвали одним словом?), выбери только те фрукты, в которых есть звук «С».
Где находится звук «С» в слове ананас, слива? Положи к ним нужную схему. |
Выбирает фрукты, четко проговаривая каждое слово с опорой на карточку-слово. К картинкам с фруктами подбирает нужную звуковую схему |
Пальчиковая гимнастика |
Только ли фрукты полезны? Что ещё нужно кушать чтобы быть здоровым? Давай превратим наши пальчики в семью витаминчиков. Этот пальчик огуречик, Этот пальчик помидор, Этот толстая капуста, Этот пальчик чесночок, А вот этот - свекла, Витаминчиков семья! Как эти предметы назвать одним словом?. Почему мы назвали их витаминчиками? |
Массаж пальцев рук с проговариванием текста стихотворения
Обобщает: Овощи Это витамины. Они полезны |
Звуковой анализ слова. Составление графической схемы слова. |
Я загадаю тебе овощные загадки: Красная, сочная, сладкая, что это? Собери из слогов слово - отгадку Какая же свёкла? Острый, горький, полезный что это? Собери из слогов слово - отгадку Так какой же чеснок? Хрустящая, кудрявая, с белой кочерыжкой что это? Собери из слогов слово - отгадку Так какая же капуста? Помогает при затруднении в составлении предложений. |
Отгадывает загадки: свёкла чеснок капуста. Составляет слова из слогов
Составляет предложения о каждом овоще и проговаривает их. |
Формирование навыка образования прилагательного от существительного |
Придём к Саше и приготовим ему из фруктов сок: Из ананаса – ананасовый Из сливы – сливовый. А из овощей – салаты, супы Из свеклы – свекольный суп. Из капусты – капустный салат А чеснок есть свежим.
|
С помощью картинок и карточек со словами образует прилагательные от существительных. Составляет переложения об овощах и проговаривает их, следя за чёткостью произношения. |
Итог |
Молодец! Сегодня ты произносил звук «С» лучше, чище. Чем тебе больше понравилось заниматься на занятии. А что ты посоветуешь Саше, чтобы он не болел весной? |
Припоминает этапы занятия по алгоритму: «Сначала…, а потом…». |