Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком, страдающим моторной алалией

Тема: «Автоматизация звука «С»

Автор: Мичина Татьяна Андреевна,

учитель - логопед МКДОУ ДСКВ №14 «Дельфин», г. Трёхгорный Челябинской области
 

ЦЕЛЬ: Развитие речевой активности.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Закрепление произношения звука «С» в словах, состоящих из 2 – 3 слогов со стечением согласных; словосочетаниях и предложениях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза; уточнение значений прилагательных; формирование навыка образования прилагательных от существительных.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ: Коррекция звукопроизносительной стороны речи с опорой на различные анализаторы.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитание произвольного контроля за речью.

Оборудование и материал:

Инд. зеркало, схемы гласных звуков.

Материал для поддувания.

Картинки с изображением овощей и фруктов.

Алгоритмы для выполнения звукового анализа звука и слова.

 

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность

учащегося

Оргмомент

​ Здороваемся

​ Психологический настрой:

мы будем говорить красиво,

чисто и неторопливо.

 

Какое время года?

И не просто зима, а время, когда зима встречается с весной и на улице, то тепло, то холодно. В такую неустойчивую погоду наш Саша заболел.

 

Здоровается с логопедом и знакомится с гостями.

При проговаривании четверостишья следит за чёткостью произнесения слов. Слово

«НЕТОРОПЛИВО»

произносит с помощью карточки.

Артикуляционная гимнастика

Мы идем в гости к Саше и чтобы нам легче разговаривать, мы приготовим артикуляционный аппарат

​ Массаж лица

-​ Нахмуриться – удивиться

 

-​ а

 

-​ о

 

-​ у

 

-​ ы

 

-​ и

​ Губы: Лягушка

Хоботок

чередовать

Дудочка

​ Зубы: Заборчик

Бублик

​ Язык: Пуговицы

Лопатка

Горка (помочь шпателем)

Почистим зубки

 

 

 

поочередное пропевает гласные с одновременным массажем, опираясь на графические схемы гласных звуков

 

старается правильно удержать артикуляционную позу; отрабатывает плавность переключения артикуляционных поз

Дыхательная

гимнастика

Мы пойдём к Саше в гости, а какой гостинец мы понесём?

Сдуй салфетки с тарелочек и узнаешь.

Мы – ветер и сдуваем салфетки.

ЗЛОЙ – губы трубочкой

ДОБРЫЙ – сдуваем с желобка.

 

Что лежит на тарелочках? Назови.

 

 

Как назвать эти предметы одним словом?

Почему мы понесём фрукты?

Под руководством логопеда отрабатывает диафрагмальное дыхание с одновременным артикуляционным укладом.

Называет предметы, изображённые на картинках.

 

Отвечает на вопросы

Сообщение темы

занятия

Обрати внимание на салфетки. На что похож рисунок, изображённый на них? - на букву «С»

Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук.

 

Соотносит буквы, изображённые на салфетке с изучаемой буквой

Определение артикуляционного

уклада

Как зовут нашего друга? - Саша

Какой первый звук в его имени? - «С»

Давай посмотрим, как правильно ложатся губы, зубы и язык

при произнесении звука «С».

Логопед помогает шпателем

Отвечает на вопросы.

 

Воспроизводит артикуляционный уклад звука «С»

Характеристика звука

 

Расскажи, какой звук «С»?

гласный – согласный

звонкий – глухой

 

Учится работать по алгоритму. Самостоятельно, с помощью алгоритма даёт характеристику звуку «С»

Соотнесение звука и буквы

Найди среди букв ту, которая обозначает звук «С».

Чтение слоговых дорожек:

 

С ; С ; С ; С ; С ; С ;

 

СА; СО; СУ; СЫ; СЭ; СИ;

Среди букв азбуки находит букву «С» и соотносит её со звуком.

Произносит слоги, опираясь на графические схемы гласных

Выделение звука из слов

Я назову предметы, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «С» яблоко, ананас, слива ,виноград

Из нашего угощения (как мы его назвали одним словом?), выбери только те фрукты, в которых есть звук «С».

 

Где находится звук «С» в слове ананас, слива? Положи к ним нужную схему.

Выбирает фрукты,

четко проговаривая каждое слово с опорой на карточку-слово.

К картинкам с фруктами подбирает нужную звуковую схему

Пальчиковая гимнастика

Только ли фрукты полезны? Что ещё нужно кушать чтобы быть здоровым? Давай превратим наши пальчики в семью витаминчиков.

Этот пальчик огуречик,

Этот пальчик помидор,

Этот толстая капуста,

Этот пальчик чесночок,

А вот этот - свекла,

Витаминчиков семья!

Как эти предметы назвать одним словом?.

Почему мы назвали их витаминчиками?

 

Массаж пальцев рук с проговариванием

текста стихотворения

 

 

 

Обобщает:

​ Овощи

​ Это витамины. Они полезны

Звуковой анализ слова. Составление графической схемы слова.

Я загадаю тебе овощные загадки:

Красная, сочная, сладкая, что это?

Собери из слогов слово - отгадку

Какая же свёкла?

Острый, горький, полезный что это?

Собери из слогов слово - отгадку

Так какой же чеснок?

Хрустящая, кудрявая, с белой кочерыжкой что это?

Собери из слогов слово - отгадку

Так какая же капуста?

Помогает при затруднении в составлении предложений.

Отгадывает загадки:

​ свёкла

​ чеснок

​ капуста.

Составляет слова из слогов

 

 

Составляет предложения о каждом овоще и проговаривает их.

Формирование навыка образования прилагательного от

существительного

 

Придём к Саше и приготовим ему из фруктов сок:

Из ананаса – ананасовый

Из сливы – сливовый.

А из овощей – салаты, супы

Из свеклы – свекольный суп.

Из капусты – капустный салат

А чеснок есть свежим.

 

С помощью картинок и карточек со словами образует прилагательные от существительных.

Составляет переложения об овощах и проговаривает их, следя за чёткостью произношения.

Итог

Молодец! Сегодня ты произносил звук «С» лучше, чище.

Чем тебе больше понравилось заниматься на занятии.

А что ты посоветуешь Саше, чтобы он не болел весной?

Припоминает этапы занятия по алгоритму: «Сначала…,

а потом…».