Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: “Транспорт. Правила дорожного движения” для детей с ОНР
Автор: Давидова Анна Дмитриевна,
учитель-логопед КДУУ общего развития я/с №101 «Журавушка»
исполкома Старо-Крымского поселкового совета г. Мариуполя
Цель: систематизация и закрепление знаний детей по теме: “Транспорт. Правила дорожного движения”.
Задачи:
Коррекционно – образовательные – систематизация представлений о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме “Транспорт”. Совершенствовани
Коррекционно – развивающие – развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, артикуляционной и общей методики, координации речи с движением.
Воспитательные – воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельност
Оборудование. Магнитная доска, набор картинок “виды транспорта”, мяч, план – схема описательного рассказа о транспорте, кубики с изображением символов предлогов, тетради, карандаши, слоги:
крас – ный стой,
жел – тый при – го – товь – ся,
зе – лё – ный и – ди!
Предварительная работа.
Составление плана загадки – описания о транспорте, составление предложений с заданным предлогом, чтение предложений, слоговой анализ слов.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Игра с мячом “Вспомни и назови” (развитие речевого слуха, внимания экспрессивной речи сложными словами).
Логопед по кругу бросает каждому ребенку мяч и просит назвать любое пассажирское транспортное средство, грузовое, специальное транспортное средство. (Автобус, маршрутное такси, грузовик, самосвал, пожарная машина, машина скорой помощи).
Логопед: «Правила игры меняются, я называю 2 слова, а вы образовываете одно сложное слово – название специального транспорта» -
- Молоко возит (молоковоз)
- Цемент возит (цементовоз)
- Мусор возит (мусоровоз)
- Контейнер возит (контейнеровоз)
- Автомобили возит (автовоз)
- Бетон мешает (бетономешалка)
II Основная часть.
1.Упражнение “Придумай загадку” (развитие связной речи, памяти, мышления.).
Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Выберите понравившееся транспортное средство. Придумайте загадку – описание, используя план – схему, размещенную на магнитной доске
1. Вид транспорта.
2. Цвет.
3. Форма, размер.
4. Материал.
5. Детали.
6. Как используется:
- Это дорожный пассажирский транспорт. Он большой, зеленый, прямоугольной формы. Сделан из металла и пластика. У него есть салон для пассажиров, две двери, много больших окон, четыре колеса. В салоне стоят мягкие сиденья. Этот транспорт предназначен для перевозки пассажиров. Что это? (Автобус)
- Это грузовой дорожный транспорт. Он зеленый, большой. Это сильная, мощная машина, сделана из металла. У нее большие кабина, кузов и колеса. Она может работать на стройке и привозить песок, камни, землю. Что это? (Самосвал)
- Это специальный дорожный транспорт, желтого цвета. Эта машина большая, металлическая. У нее есть кабина, два ковша с металлическими зубьями, два огромных колеса и два колеса поменьше. Это транспортное средство роет котлованы, выкапывает ямы. Что это (экскаватор).
2. Д/и с кубиком. Составь предложение (составление предложений с заданным предлогом).
Логопед: ребята, выходите в круг, будем составлять предложения о транспорте с выпавшим на кубике предлогом.
Дети по очереди говорят слова: “Один, два, три, четыре, пять, буду кубик я вращать”. Каждый составляет предложение с доставшимся предлогом.
«На» - На мусоровозе сидит ворона.
«Через» - Через мост переехал автобус.
«Над» - Над автомобилем пролетели чижи.
«Между» - Между домами стоит пожарная машина.
«Из» - Из гаража выезжает самосвал.
«В» - В такси едут пассажиры.
3. Работа в тетрадях (совершенствован
На столах разложены карточки рисунком вниз.
Логопед: « Ребята, переверните картинку, разделите на слоги название ваших видов транспорта, зарисуйте в тетради схему данного слова. Отметьте красным карандашом , на какой слог упало ударение». (Вместе со всеми детьми разобрать и исправить допущенные ошибки).
4. Д/и “Слова рассыпались” (работа парами) (совершенствован
Логопед: « А сейчас нам с вами предстоит собрать в слова рассыпавшиеся слоги. И если мы правильно сложим слова в предложения, то у нас получится основное правило светофора». Дети составляют и читают слова:
Красный – стой!
Желтый – приготовься!
Зеленый – иди!
III Итог занятия.
Логопед: Давайте вспомним, что мы сегодня делали (называли сложные слова, придумывали загадки, составляли предложения, рисовали схему слова, собирали рассыпавшиеся слоги).
Сюрпризный момент.
Логопед: «Ребята, к нам приехал странный транспорт, что же это?» Дети:«Это маршрутное такси». Логопед: «Да, ребята, оно привезло нам подарки». (Каждый ребенок получает наклейку с изображением транспорта).