Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: “Транспорт. Правила дорожного движения” для детей с ОНР

Автор: Давидова Анна Дмитриевна,

учитель-логопед КДУУ общего развития я/с №101 «Журавушка»

исполкома Старо-Крымского поселкового совета г. Мариуполя

 

Цель: систематизация и закрепление знаний детей по теме: “Транспорт. Правила дорожного движения”.

Задачи:

Коррекционно – образовательные – систематизация представлений о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме “Транспорт”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах, предложно – падежные конструкции). Совершенствование навыка слогового анализа слов, чтение предложений.

Коррекционно – развивающие – развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, артикуляционной и общей методики, координации речи с движением.

Воспитательные – воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Магнитная доска, набор картинок “виды транспорта”, мяч, план – схема описательного рассказа о транспорте, кубики с изображением символов предлогов, тетради, карандаши, слоги:

крас – ный стой,

жел – тый при – го – товь – ся,

зе – лё – ный и – ди!

Предварительная работа.

Составление плана загадки – описания о транспорте, составление предложений с заданным предлогом, чтение предложений, слоговой анализ слов.

Ход занятия:

I  Организационный момент.

Игра с мячом “Вспомни и назови” (развитие речевого слуха, внимания экспрессивной речи сложными словами).

Логопед по кругу бросает каждому ребенку мяч и просит назвать любое пассажирское транспортное средство, грузовое, специальное транспортное средство. (Автобус, маршрутное такси, грузовик, самосвал, пожарная машина, машина скорой помощи).

Логопед: «Правила игры меняются, я называю 2 слова, а вы образовываете одно сложное слово – название специального транспорта» -

- Молоко возит (молоковоз)

- Цемент возит (цементовоз)

- Мусор возит (мусоровоз)

- Контейнер возит (контейнеровоз)

- Автомобили возит (автовоз)

- Бетон мешает (бетономешалка)

II  Основная часть

1.Упражнение “Придумай загадку” (развитие связной речи, памяти, мышления.).

Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Выберите понравившееся транспортное средство. Придумайте загадку – описание, используя план – схему, размещенную на магнитной доске

1. Вид транспорта.

2. Цвет.

3. Форма, размер.

4. Материал.

5. Детали.

6. Как используется:

 

- Это дорожный пассажирский транспорт. Он большой, зеленый, прямоугольной формы. Сделан из металла и пластика. У него есть салон для пассажиров, две двери, много больших окон, четыре колеса. В салоне стоят мягкие сиденья. Этот транспорт предназначен для перевозки пассажиров. Что это? (Автобус)

- Это грузовой дорожный транспорт. Он зеленый, большой. Это сильная, мощная машина, сделана из металла. У нее большие кабина, кузов и колеса. Она может работать на стройке и привозить песок, камни, землю. Что это? (Самосвал)

- Это специальный дорожный транспорт, желтого цвета. Эта машина большая, металлическая. У нее есть кабина, два ковша с металлическими зубьями, два огромных колеса и два колеса поменьше. Это транспортное средство роет котлованы, выкапывает ямы. Что это (экскаватор).

2. Д/и с кубиком. Составь предложение (составление предложений с заданным предлогом).

Логопед: ребята, выходите в круг, будем составлять предложения о транспорте с выпавшим на кубике предлогом.

Дети по очереди говорят слова: “Один, два, три, четыре, пять, буду кубик я вращать”. Каждый составляет предложение с доставшимся предлогом.

«На» - На мусоровозе сидит ворона.

«Через» - Через мост переехал автобус.

«Над» - Над автомобилем пролетели чижи.

«Между» - Между домами стоит пожарная машина.

«Из» - Из гаража выезжает самосвал.

«В» - В такси едут пассажиры.

3. Работа в тетрадях (совершенствование навыка слогового анализа слов).

На столах разложены карточки рисунком вниз.

Логопед: « Ребята, переверните картинку, разделите на слоги название ваших видов транспорта, зарисуйте в тетради схему данного слова. Отметьте красным карандашом , на какой слог упало ударение». (Вместе со всеми детьми разобрать и исправить допущенные ошибки).

4. Д/и “Слова рассыпались” (работа парами) (совершенствование навыка составления и чтения слов).

Логопед: « А сейчас нам с вами предстоит собрать в слова рассыпавшиеся слоги. И если мы правильно сложим слова в предложения, то у нас получится основное правило светофора». Дети составляют и читают слова:

Красный – стой!

Желтый – приготовься!

Зеленый – иди!

III Итог занятия.

Логопед: Давайте вспомним, что мы сегодня делали (называли сложные слова, придумывали загадки, составляли предложения, рисовали схему слова, собирали рассыпавшиеся слоги).

Сюрпризный момент.

Логопед: «Ребята, к нам приехал странный транспорт, что же это?» Дети:«Это маршрутное такси». Логопед: «Да, ребята, оно привезло нам подарки». (Каждый ребенок получает наклейку с изображением транспорта).