Коррекция и развитие лексико-граммати
Автор: Ерий Галина Тимофеевна,
учитель-логопед МОУ "Днестровская средняя школа №2", г. Днестровск, Молдова
Дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или диске с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головки детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи.
Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело.
Какую огромную и ответственную задачу возложила сама природа на нас логопедов! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка
Именно в этом младшем школьном возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить связно излагать мысли и чувства, помочь почувствовать "вкус" языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности
Сегодняшняя наша встреча посвящена решению одной из проблем в развитии речи ребенка – преодолению нарушений лексико-граммати
Под лексико-граммати
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности
Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования
В своей коррекционно-лог
Формирование лексико-граммати
Задачи, реализуемые в работе по лексико-граммати
1. проведение обследования лексико-граммати
2. систематизация отдельных приемов коррекционно-лог
Обследование лексико-граммати
Для изучения состояния лексико-граммати
1. обследование словаря у детей;
2. исследование лексико-граммати
3. наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практи
4. изучение медико-педагогич
Для обследования словаря у детей может быть использован специально составленный словарный минимум в объеме 350 - 500 слов. Рекомендуется использовать наглядный материал из пособий Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, О.И.Соловьевой.
Лексический (и соответствующий картинный) материал подбирается с учетом ряда принципов:
1. семантического: в словарь-минимум включаются слова, обозначающие различные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений;
2. лексико-граммати
3. тематического принципа, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по обобщающим темам. Выясняется знание детьми названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.
Для исследования словарного запаса применяю ряд специальных приемов:
название предметов, нахождение общих названий, подбор синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов. А также выявляется уровень глагольного словаря и словаря прилагательных и наречий. Особое внимание обращаю на употребление детьми относительных и притяжательных прилагательных,
При обследовании понимания различных предложений основное внимание обращаю не только на то, как ребенок воспринимает отдельные слова, но и на то, как он понимает их связь в предложении.
Приемы, используемые для выявления понимания некоторых грамматических форм речи:
1. формы единственного и множественного числа существительного
2. формы мужского и женского рода глагола;
3. формы мужского, женского и среднего рода прилагательного;
4. уровень употребления местоимений в речи.
Словарь детей не всегда является достаточным показателем недоразвития речи. В зависимости от среды, воспитания и других причин может наблюдаться богатство или ограниченность развития словарного запаса. Он должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями, в частности с особенностями развития грамматического строя речи. Один из приемов, который применю в данном случае, - это составление предложений или коротеньких рассказов по специально подобранным сюжетным или серийным картинкам. Наряду с этим приемом могут быть использованы и другие наиболее специфичные формы заданий, которые ребенок может выполнить лишь при условии сформированности грамматических структур различных видов предложений. К ним относится составление предложений по опорным словам, составление текстов на основе деформированных предложений. На следующем этапе следует проверить, как используются в самостоятельной речи предлоги и падежные конструкции. Обращаю внимание также на образование формы родительного падежа множественного числа и употребление приставочных глаголов, что составляет значительные трудности для детей.
Таким образом, обследования является важным фактором в дальнейшей работе с ребенком, имеющим речевые нарушения. В зависимости от результатов обследования выстраивается коррекционная работа по преодолению нарушений лексико-граммати
Планомерное динамическое обследование позволяет наиболее плодотворно строить коррекционную работу по обучению грамматически правильной речи школьников.
Основные направления работы по формированию лексико-граммати
При коррекционной работе должна быть подвергнута вся система речи; при этом внимание логопеда ни в коем случае не должно быть сосредоточено исключительно на преодолении отдельных дефектов, поскольку, все составные элементы языковой структуры находятся в причинно-следств
В связи с необходимостью преодолеть недоразвитие лексической и грамматической сторон речи выдвигаются две задачи.
1. Первая задача состоит в уточнении значений имеющихся у детей слов и дальнейшем обогащении их словарного запаса за счет накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и развития умения активно пользоваться различными способами словообразования
2. Вторая задача заключается в уточнении и дальнейшем совершенствовани
Этапы формирование лексико-граммати
1. формирование языковых обобщений, связанных с употреблением однотипных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, ряда глагольных форм и др., усвоение нормативного употребления словоформ в контексте предложений;
2. практическое усвоение основных форм связи слов в предложении (согласование, глагольное управление, примыкание).
3. развитие фразовой речи, усвоение различных типов синтаксических конструкций;
4. усвоение норм семантико-синтак
5. активизация и обогащение словарного запаса.
Языковые средства построения связных высказываний усваиваются детьми в ходе разбора текста, специальных упражнений, включаемых в занятия, и закрепляются в процессе самого пересказа. Вопросы для разбора содержания и лексического разбора текста составляю так, чтобы ребенку было необходимо в своих ответах употребить слово в нужной грамматической форме или дать ответ в виде предложения определенной структуры.
Эффективность работы во многом зависит от четкой организации занятия, от равномерности распределения нагрузки от преемственности в работе логопеда и учителя.
Таким образом, в результате такой организации логопедических занятий достигаю многопланового коррекционного эффекта: устраняются недостатки речевого развития, восполняются пробелы в сформировании грамматических понятий, закрепляется адекватное использование грамматических терминов в процессе учебной деятельности.
Исходя из этого, был составлен план по коррекции лексико-граммати
I. Формирование навыков словообразования
1. Развитие понимания устной речи;
2. Различение значения слов, сходных по звуковому составу: уменьшительно-ла
3. Понимание значения глаголов с приставками;
4. Понимание значения существительных с приставками;
5. Различение названий животных и соответствующих притяжательных прилагательных.
II. Практическое усвоение приёмов словообразования
1. Образование и употребление уменьшительно-ла
2. Название действий с приставками в, вы, у, на
3. Образование притяжательных прилагательных от имён собственных.
III .Формировани
1. Развитие понимания устной речи;
2. Выделение с помощью вопросов названий предметов действий;
3. Различение значений слов, сходных по звуковому составу: единственное и множественное число существительных, падежные формы единственного числа существительных, единственное и множественное число глаголов, настоящее и прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательных; единственное и множественное число прилагательных;
4. Различение категории одушевленности и неодушевлённости предметов: вопросы: что это?, кто это?, формы прямого дополнения - что?, кого?
5. Различение родовой принадлежности существительных: мужской и женский род;
6. Понимание значения словосочетаний с пространственным
7. Образование и употребление множественного числа существительных;
8. Изменение глаголов 3-его лица настоящего времени в числе;
9. Изменение глаголов прошедшего времени в числе и в роде: мужской, женский;
10. Правильное согласование с существительными мужского и женского рода притяжательных местоимений мой, моя, количественных числительных один, одна и прилагательных в именительном падеже;
11. Согласование числительных два, две с существительными в именительном падеже;
12. Правильное употребление формы родительного падежа имён числительных один, одна, два, две (одного, одной, двух);
13. Правильное употребление формы творительного падежа единственного числа в значении совместности действия (вопросы с чем? с кем?).
В целом с детьми логопедическая работа по преодолению лексико-граммати
Примеры дидактических игр.
1. Подбери слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды»:
крупный …
круглый …
Подбери слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные»:
рыжая (кто?) …
прыгучая (кто?) …
одбери слова-«неприятел
большой -- …
высокий -- …
низко -- …
высоко -- …
быстро -- …
Развитие грамматического
Работа по формированию лексики, обозначающей пространственные отношения, идёт параллельно с работой по развитию грамматического
2. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Демонстрирую детям поочерёдно картинки. Дети рассматривают картинку и заканчивают начатое предложение
Корова жуёт … (траву).
Лошадь жует … (траву, сено, овёс).
Собака грызёт … (кость).
• «Кто что любит?»
Корова любит … (траву).
Собака любит … (кость).
• «Кто что делает?».
Почтальон разносит (что?) …
Учитель учит (кого?) …
Повар варит (что?) …
3. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий.
Логопед задаёт вопрос: «Кому что нужно?»
Ножницы -- … (парикмахеру), кисть -- … (маляру), топор -- … (плотнику), метла -- … (дворнику), скрипка -- … (скрипачу), указка -- … (учителю), поварской колпак -- … (повару), лопата -- … (садовнику).
4. На доске символы предлогов В, НА, НАД и их буквенное обозначение. У детей картинки с изображением двух предметов с различным пространственным расположением. Дети называют расположение предметов и помещают свои картинки под определённый символ предлога.
Советы ЛОГОПЕДА
При выборе слов для лексико-граммати
Высокая умственная и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, позволяет не только добиться значительного обучающего эффекта, но и поддержать интерес младших школьников к занятиям.
Формирование грамматического строя речи проводится с учётом ведущей деятельности. У младших школьников она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтет
Результаты коррекционно-лог
Учащиеся
• овладевают языковыми средствам, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний.
• работают с деформированным предложением, самостоятельно стараются находить ошибки и устранять их.
• составляют предложения по опорным словам и картинкам.
• владеют пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание.
• составляют самостоятельно рассказ – описание.
Применение облегчающих и активирующих приемов обучения при условии направленной помощи, неоднократного повторения тренировочных упражнений, широкого использования игровых форм занятий способствует успешному усвоению детьми навыков грамматически правильной речи.
Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами формирует грамматический строй речи:
Отмечается положительная динамика развития психических процессов, эмоционально - волевых качеств, значительное улучшение звуковой и смысловой стороны речи.
Таким образом, использование регионального компонента в развитии лексико-граммати
Список литературы:
1. Багель О. А. Индивидуальный подход при коррекции речевых нарушений у младших
2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985;
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
5. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 1997.
6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). – Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997.
7. Ладыженская Т.А. Связная речь. / Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980;
8. Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
9. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития.- Каро, Сан.-Петербург,2
10. Садовникова И. А.Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письмаМ., 2005;
11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
12. Селиверстов В. И. Психокоррекционн
логопедических занятий. М., 1994