Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Коррекция звукопроизношения у детей - "дислаликов" дошкольного возраста

Автор: Василенкова Оксана Юрьевна,

учитель-логопед 2 категории, г. Авдеевка, Донецкой обл. Украина, д\с № 11 " Колокольчик"

 

Правильно произносить звуки родного языка ребёнок должен научиться ещё до школы. Ведь успешное обучение ребёнка в школе зависит в определённой степени и от состояния развития его языка. Владение правильной артикуляцией всех звуков родного языка, умение воспринимать и выделять их из слова, определять последовательность в слове является залогом успешного овладения чтением и письмом. Именно поэтому внимание логопедов, педагогов и родителей направлена на своевременное выявление и преодоление недостатков звукопроизношения и звуковосприятия ещё в дошкольном возрасте.
Хотя в стране существует хорошо развита, встроенная система логопедической помощи детям дошкольного возраста, однако повышение эффективности не теряет своей актуальности. Особого внимания заслуживают случаи дислалии, когда имеет место нарушение произношения нескольких звуков артикуляционных групп с одновременным недоразвитием фонематических процессов.
Дислалия является одним из наиболее распространённых   дефектов  звукопроизношения. Статистические данные исследований указывают, что недостатки звуковыми встречаются в 25-30 % детей дошкольного возраста.
Среди причин которые обусловливают дефекты  звукопроизнощения  при  дислалии выделяют следующие:
- органические дефекты периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения. В таких случаях говорят про органическую (механическую) дислалию;
- биологические и социальные причины: общая физическая ослабленность ребёнка вследствие соматических заболеваний; задержка психического развития речи, избирательное нарушение фонематического слуха; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребёнка.
Проблема нарушения звукопроизношения и звуковосприятия у детей побуждает логопеда прежде всего:
- к оборудованию логопедического кабинета;
- до приобретения логопедической литературы;
- к поиску новых форм и методов работы с детьми.
Для себя можно выделить такие направления и систему работы над преодолением недостатков звукопроизношения у дошкольников :
- обследование детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, с занесением информации в индивидуальную речевую карту;
- определение форм и методов логопедической работы с детьми;
- осуществление коррекционной работы по преодолению недостатков звукопроизношения у детей.

Взяв во внимание методику М.А. Савченко выделить такие этапы логопедической работы при дислалии:
1. подготовка органов артикуляции к воспроизведениям отдельных элементов артикуляции и выработки готовности объединить их в комплексы, которые будут соответствовать правильной артикуляции конкретного звука (подготовительный этап);
2. постановка звука (формирование правильной артикуляции звука);
3. автоматизация звука или постепенное введение произведённой артикуляции;
4. автоматизация звука в слогах и словах с близкими по артикуляции и акустическим характеристикам звуками (дифференциация звуков);
5. введение звука в повседневную речь, что предполагает полную автоматизацию навыков его произношения.
Учитывая такую поэтапность работы по воспитанию правильной артикуляции звуков можно разработать карточную систему последовательности работы над каждым звуком в частности.
Для преодоления недостатков требований и применяю принцип развивающего обучения. Этот принцип предполагает развитие у детей с нарушениями речи умение самостоятельно проводить наблюдения за собственным языком, обобщать и делать определённые выводы, пробуждает интерес к материалу, который используется во время изучения.
Основной формой работы по исправлению звукопроизношения у детей является индивидуальные занятия в логопедическом кабинете продолжительностью 20-25 минут.
В зависимости от сложности недостатков звукопроизношения, составляется график работы с детьми дислаликами.
После индивидуальных занятий в логопедическом кабинете, дети возвращаются в логопедическую группу. Режим работы и учебная программа в этой группе такая же, как и в массовых группах, плюс большая коррекционная работа педагогов в течение дня. То есть дети во время обучения в логопедической группе усваивают две тесно связанные между собой программы: общеобразовательную и коррекционную. Целью коррекционного обучения является выработка у детей правильной, чёткой, умеренно громкой, выразительной речи с учётом возрастной нормы лексической и грамматической строения языка. Логопедическая группа имеет в штате двух воспитателей и помощника воспитателя. В дружеской сотрудничества с логопедом, воспитатели проводят кропотливую, важную работу с целью достижения наилучших результатов в развитии детей.
Большая часть учебно-воспитательной работы с дошкольниками в логопедической группе проводится в игре, ведь известно, что игра является основной формой обучения, которая повышает эффективность обучения и восприятия, розкомплексовывает детей, делает их свободными в своих действиях и речи.
Важнейшим корректирующей фактором в логопедической практике является совершенствование тонких движений пальцев у малышей. Развитию мелкой моторики способствуют: лепка, вырезание, конструирование, составление мозаики, раскраски, игры с материалом М. Монтессори и т.д. Поэтому наличие необходимого материала для этого должна преобладать в этой группе. Особенно эффективными являются игровые упражнения со стихотворным сопровождением. Такие упражнения проводятся в течение дня: они
обязательные на занятиях, во время ранговой зарядки, на прогулке, на вечерних индивидуальных занятиях. Большое внимание логопед и педагоги логопедической группы уделяют подготовке детей-дислалков до праздничных утренников и музыкальных развлечений, поскольку это рассматривается как результат проведённой работы. В логопедической группе дошкольники порой сами перевоплощаются в героев сказок, надевая соответствующие костюмы и шапочки.
Активными участниками коррекционно - воспитательного процесса являются и родители, для которых проводятся консультации, открытые занятия и другие режимные моменты, оформляются тематические «уголки», размещается определённая информация в родительском уголке. Поэтому для лучшей организации коррекционно-воспитательной работы с детьми в начале учебного года составляют модель взаимодействия логопеда с детьми, педагогами, родителями, которые являются ориентиром в течение учебного года. Дети с неправильным звукопроизношением часто становятся замкнутыми, избегают общения с товарищами, не принимают участия в детских развлечение., и праздниках, не проявляют активности на занятиях и играх. Своевременное вмешательство логопеда помогает детям избежать всех этих проблем.