Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Нетрадиционные методы и приемы в работе учителя-логопеда

Автор:  Бизина Татьянеа Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида "Малышок" с. Доброе, Липецкая область

 

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. Работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью можно использовать нетрадиционные упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться как логопедом, так и воспитателем и родителями.

В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям можно использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

 

Упражнения с шариком.

(диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см., которая продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

 

1.​ Двигать шарик языком по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик опускается произвольно).

2.​ Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревочке языком вправо- влево.

3.​ Толкать языком шарик вверх- вниз, веревка натянута горизонтально.

4.​ Язык- «Чашечка», цель- поймать шарик в «Чашечку».

5.​ Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6.​ Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы перемещают шарик от щеки к щеке.

7.​ Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа веревочку в руках.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревочку в руке самостоятельно. Шарик с веревкой после каждого занятия тщательно промыть теплой водой с детским мылом и просушить салфеткой. Шарик должен быть для каждого ребенка индивидуальным.

 

Упражнения с ложкой.

1.​ Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать вогнутую сторону ложки влево- вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2.​ Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3.​ То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4.​ Язык- «Лопатка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5.​ Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6.​ Ложку перед губами, сложенными в трубочку, выпуклой стороной прижать к губам и совершать круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки.

7.​ Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

8.​ Взять по чайной ложке в правую и левую руку и совершать похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9.​ Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10.​ Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

 

Статические артикуляционные упражнения.

 

Упражнения для губ без предмета.

1.​ «Упрямая улыбка». Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый «мешает» ему улыбаться, сжимая губы в «Трубочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 10-15 раз.

2.​ «Упрямая трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10-15 раз.

 

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду».

1.​ Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут из широко раскрытого рта. Удерживать 10-15 секунд. Повторять 10-15 раз.

2.​ «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад. Выполняется 10 раз.

3.​ «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10-15 раз.

 

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом.

(бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина-20 см, ширина- 4-5 см.)

 

1.​ Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимаются. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц. Выполняется в течение 10-15 секунд.

2.​ Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт за губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3.​ Зажатый губами в правом углу рта бинт без помех перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого- в правый. Выполняется 10 раз.

4.​ В отличии от упражнения 1 бинт закусывается и зажимается не губами, а передними зубами и удерживается в течение 10 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим- разжимается. Выполняется 10-15 раз.

5.​ Бинт закусывается и зажимается не резцами, а нижними зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6.​ Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки».рот широко открыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 раз. Повторяется до 10 раз.

7.​ В отличие от упражнения 6, язык прижимается не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

8.​ Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижних зубов мягким языком в виде «лопатки». Далее упражнение выполняется так же, как упражнения 1, 6, 7.

Компенсация задержек в интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сфере- процесс трудоемкий, длительный и требующий комплексного подхода различных специалистов.

Предлагается система, состоящая из дыхательных, артикуляционных и координационных упражнений.

Данные упражнения могут использоваться как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и малочисленных логопедических, психологических, дефектологических занятий.

При проведении подобных занятий необходимо учитывать степень развития двигательной сферы, объем и точность движений, возраст детей.

Продолжительность занятий не более 25 минут. Необходимо чередовать динамические упражнения (переключение) со статическими. При выполнении комплексов лежа на животе, после упражнений голова опускается на несколько секунд на сложенные ладони.

Комплексные разминки и дыхательно-голосовая гимнастика могут выполняться логопедом и воспитателем на коррекционных часах, а так же дома родителями. Необходимо отметить, что регулярное выполнение дыхательных упражнений является профилактикой острых респираторных заболеваний.

1.​ Дыхательное упражнение «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижать друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 3-4 раза.

2.​ Чередование «Улыбки», «Трубочки», «Рупора», «Окна».

«Улыбка»- руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно соединяются с большим пальцем в колечки.

«Трубочка»- пальцы обеих рук собираются в щепоти и находятся у груди. Выполняется 3-5 раз.

«Рупор»- зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены, руки находятся перед грудью и сложены корабликом.

«Окно»- рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны), руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.

3.​ «Болтушка»- рот широко открыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями языка вперед- назад, и в такт движениям двигаются вперед -назади расслабленные руки. Выполняется 5-7 секунд.

4.​ «Щелканье» языком- прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с щелканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой рукой. Выполняется 5-7 секунд.

5.​ «Крокодил»- широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила. При закрывании рта кисти соединяются, сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются движениями глаз: пасть крокодила открыта- широко открыть глаза, пасть крокодила закрыта- закрыть глаза, голова при этом неподвижна. Выполняется 3-5 раз.

6.​ «Качели»- движения языка вверх- вниз. Кисти рук при этом также двигаются вверх- вниз. Движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз.

7.​ «Часики»- упражнение выполняется аналогично упражнению 6, но движения делать вправо- влево. Выполняется 5-7 секунд.

8.​ «Змея»- руки согнуты в локтях, правая кисть охватывает правое плечо, левая кисть- левое плечо. Рот закрыт, язык лежит спокойно. Руки резко выбрасываются вперед, пальцы в щепоти, а язык, как змеиное жало, также выбрасывается вперед. Затем руки медленно возвращаются на плечи, язык- «жало»- в рот. Упражнение выполняется 3-5 раз.

9.​ «Ножницы»- выполняется лежа на животе, ладони прижать к полу. Выполняется 5-7 раз.

10. «Накажем непослушный язычок»- покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется 10 секунд.

Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка.

Тонкая моторика- основа развития всех познавательных процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь.

С целью нормализации тонуса необходимо на каждом занятии использовать дыхательные и расслабляющие упражнения.

Чем выше уровень сформированности тонкой моторики, тем легче формируется у ребенка правильное звукопроизношение и усваиваются навыки письма и чтения в школе. Высокий уровень развития тонкой моторики положительно воздействует на психоэмоциональную стабилизацию ребенка. Работа по коррекции нарушений тонкой моторики должна проводиться систематически, последовательно, кропотливо, но без лишней спешки, шаг за шагом. Отрабатываемые упражнения должны быть, с одной стороны, динамичными и эмоционально приятными, с другой стороны,- строго дозированы, не допускающими перегрузки, переутомления ребенка.

Предлагаемые упражнения просты и доступны, не требуют специальной подготовки, сложного оборудования и могут использоваться в индивидуальной работе с детьми не только педагогами, но и родителями, обеспокоенными проблемами и трудностями своего ребенка, заинтересованными в оказании помощи ребенку в преодолении этих трудностей.

Следует помнить, что предлагаемые упражнения не исключают и не использование классических общепринятых упражнений для кистей и пальцев рук. Ведь они закрепляют, дополняют приобретенные в процессе коррекционной работы навыки в условиях, приближенных к повседневной и игровой деятельности ребенка.

 

1.​ Упражнение с волчком.

Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей руки, затем другой.

 

2. Упражнение с поролоновым мячиком:

(диаметр 3-4 см)

А. Выполняется кистью одной руки, затем другой. Ладонь при этом плотно прижата к мячику. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая 5-10 секунд.

Б. Мячик поочередно пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными, мизинцами). В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд.

В. «Два мячика-1». Выполняется аналогично упражнению А, но пальцы двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим пальцам сохраняется.

Г. «Два мячика-2». Выполняется, как предыдущее, но без соблюдения очередности пальцев, в зависимости от инструкций взрослого, подаваемой в быстром темпе.

 

3. Упражнения со шнурками.

А. Ребенок выкладывает шнурок по нарисованным взрослым разнообразным линиям на листе бумаги прямым - вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым- разомкнутым и замкнутым).

Б. «Цветные шнурки и карандаши». Детям предлагается несколько цветных шнурков длиной около 50 см и карандаши соответствующих шнуркам цветов. Дети самостоятельно придумывают и рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки и выкладывают их по нарисованным линиям.

 

4. «Непослушные узелки».

На толстой хлопчатобумажной ткани завязать пальцами одной руки как можно больше узелков (другая не должна помогать). Затем упражнение выполняется другой рукой. По окончанию работы посчитать узелки, зажимая каждый двумя пальцами (большим - указательным, большим- средним, большим - безымянным, большим- мизинцем).

 

5. Игры с иглой.

А. «Умелый портной». Используется толстая игла с тупым концом и широким ушком для вышивания (в иглу вдета толстая нить с завязанным узелком обоими концами) и квадратный лоскуток неплотной мягкой ткани размером 10=10 см. один край лоскута необходимо обшить, делая это указательным и большим пальцем, второй- средним и большим, третий- безымянным и большим, четвертый- мизинцем и большим. Задание выполняется сначала ведущей, а затем другой рукой.

Б. «Игла- художник 1». Для этого упражнения понадобиться лист бумаги формата А4, лоскут толстой одноцветной мягкой ткани такого же размера, толстая игла для вышивания с вдетой в ушко толстой ниткой, завязанными узлов обоими концами. На листе бумаги взрослый предварительно рисует контуры простых, хорошо знакомых детям фигур (геометрические фигуры, солнышко, мячик, домик, елочка и т.д.). Под лист бумаги подкладывается лоскут ткани. Ребенок прокалывает бумагу по контурам, держа иглу сначала большим и указательным пальцем, затем большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Расстояние между проколами на бумаге приблизительно 2-3 мм (по показу взрослого).

В. «Игла- художник 2». Выполняется аналогично предыдущему упражнению, но без предварительного прорисовывания контуров предметов на листе. Ребенок прокалывает чистый лист бумаги по словесной инструкции взрослого. После работы ребенок самостоятельно или с помощью взрослого анализирует получившийся результат (после рассматривания на свет).

Г. «Графический слуховой диктант-1». Для выполнения задания понадобиться чистый лист бумаги в крупную клетку, под который кладут лоскут толстой мягкой ткани, а вместо карандаша используется игла для вышивания (см. упражнение А, Б, В). Проколы выполняются в углах листа под диктовку, начиная от обозначенной взрослым

точки. Так же как и в упражнениях Б, В, при работе с иглой сочетание пальцев меняется, а последовательность определяется инструкцией взрослого. В конце упражнения ребенок рассматривает лист бумаги и пытается отгадать получившийся предмет, затем обводит по проколам на листе контуры и определяет правильность отгадок.

Д. «Графический слуховой диктант-2». Выполняется аналогично, но контуры предметов по проколам не прорисовываются.

 

6. «Строители».

В качестве строительного материала для различных построек используются шашки, которые можно заменить крышками от бутылок с «Пепси-Колой», «Кока-Колой», «Мириндой» и т.д. это строительство ведется по образцу, позднее по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными пальцами (большим- указательным, большим- средним, большим- безымянным, большим- мизинцем). Инструкция может быть как простой, так и сложной. Возможны, даже желательны, соревнования между детьми, выявляя самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку.

 

7.​ «Шагаем ножницами»- слуховой диктант.

Для диктанта используют лист в крупную клетку и ножницы с тупыми концами.

Выполняется диктант при контроле взрослого и четком соблюдении правил безопасности при работе с ножницами. Для этого предварительно в течение нескольких дней, при необходимости недель, следует упражнять ребенка в правильном и безопасном пользовании ножницами до получения устойчивых навыков. При выполнении диктанта обязательно соблюдение 3 условий:

-четкое следование инструкции взрослого;

-чередование вертикальных и горизонтальных «шагов»;

-размеры «шагов» соответствуют четкому количеству клеток.

После окончания работы рассматривается вырезанная фигура.

 

8.​ «Колечко».

с деревянной палочкой (длина 4-5 см) или стандартной пробкой от бутылки (из натурального пробкового материала). Все пальцы выпрямлены и ладони прижаты к столу. Каждый палец по очереди обхватывает палочку (пробку) колечком. Все остальные пальцы выпрямлены и плотно прижаты друг к другу. Упражнение выполняют пальцами сначала ведущей, затем другой руки.

 

9.​ Упражнения с прищепками.

А. «Веселые прищепки-1». На перекладине или на горизонтально натянутой веревке на расстоянии 10-15 см друг от друга привязывают шнурки синего, желтого, зеленого и красного цвета (длина шнурков 6 см). ребенок должен выбрать прищепку и поймать ею свободный конец шнурка, соответствующего цвета (т.е. прицепить прищепку не выше, чем в конце шнурка).

Б. «Веселые прищепки-2». Выполняется аналогично, но с некоторым усложнением: после того, как ребенок ознакомился с расположением шнурков, ему предлагают выбрать прищепку и поймать шнурок соответствующего цвета с завязанными глазами.

В. «Веселые прищепки-3». После усвоения упражнения Б, задание еще больше усложняется: ребенку предлагается ловить прищепками шнурки, взрослый в это время двигает перекладину или дергает веревку, на которой закреплены цветные шнурки.

 

10. «Послушные пальчики».

Обе ладони ребенка плотно прижимаются к поверхности стола. Два варианта:

-поочередно по одному (от мизинца или от большого пальца) пальцы сгибаются, при этом остальные остаются выпрямленными и прижатыми к поверхности стола.

-в усложненном варианте ребенок выполняет это упражнение в соответствии с показом сидящего напротив взрослого, не допуская зеркального отражения.

Упражнения выполняются с постепенным наращиванием темпа.