...................
Формирование понятий с использованием приемов витагенного обучения у дошкольников с нарушением зрения
Вербицкая Алина Александровна,
учитель-логопед МКДОУ детского сада компенсирующего вида № 22 г.о. Самара
Проблему изучения и формирования понятийного словаря ребенка рассматривали Выгодский Л.С., Рубинштейн С.Я., Р.Е. Левина, Стребелева Е.А. Процесс овладения понятием всегда означает повышенный уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Развитие понятий – это длительный процесс, в котором понятие обогащается все новыми характеристиками при постоянном сообщении новых знаний, их осмыслении и связи с уже имеющимися знаниями. В любом понятии выделяют следующие свойства: объем, точность, правильность, содержательность.
Педагогическое наблюдение за дошкольниками с нарушением зрения старшей группы показало, что практически все дети допускают ошибки при формировании новых понятий. Им сложно применить новое понятие в речи, вставить его в рассказ с пропущенными словами, отгадать загадку с данным понятием. Детям не всегда удается уловить все существенные признаки понятия.
В данной статье выделены этапы формирования понятий, а также предложены упражнения и приемы, использование которых позволит повысить эффективность работы по формированию понятий у детей с нарушением зрения в старшей группе. Работа проводилась с детьми, имеющими логопедический диагноз ОНР II-III уровня.
Особенностями построения коррекционной работы, по формированию понятий у дошкольников, имеющих нарушение зрения, было применение приемов витагенного обучения. Исследованиями и изучением данного метода занимались такие ученые, как Белкин А.С., Жукова Н.К., Кривенко В.А. Витагенное обучение - обучение, основанное на актуализации жизненного опыта. Витагенное обучение видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмысливать жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания.
Авторами выделены основные приемы витагенного обучения:
- приём стартовой актуализации жизненного ( витагенного ) опыта учащихся;
- приём опережающей проекции преподавания;
- приём ретроспективного сослагательного наклонения;
- приём дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели;
- приём Жизненные перекрёстки;
- прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы;
- прием творческого моделирования идеальных образовательных проектов
В коррекционной работе, по формированию понятий, использовались наряду с традиционными приемами, приемы витагенного обучения. Витагенное обучение базируется, прежде всего, на жизненный опыт, на перенос знаний в жизненную среду, что для детей дошкольного возраста более значимо.
Работа по формированию понятий у детей старшей группы с косоглазием и амблиопией состоял из трех этапов. Первый этап Подготовительный направлен на создание надлежащих предпосылок для формирований природоведческих понятий. На втором этапе, Формирующем, происходило введение понятия, его содержательной стороны в активный словарь ребенка. Работа на третьем Заключительном этапе заключалась формирование навыков использовать сформированное понятие в самостоятельной речи. На данном этапе были использование такие задания и упражнения, как «Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы», «Отгадай загадки», «Неправильный текст», «Собери картинку», «Приём ретроспективного сослагательного наклонения», «Приём Жизненные перекрёстки».
1. Приём ретроспективного сослагательного наклонения
Логопед: Ребята, случилась беда! В лесу вырубили все деревья! Что теперь случится?
Ответы:
- погибнут животные;
- растения выделяют кислород
- исчезнут ягоды и грибы
- погибнут насекомые
2. Приём Жизненные перекрёстки
Логопед читает детям стихотворение.
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
- Как описывает автор лес? Какие растения растут в лесу? Какой воздух? Какая вода?
- Посмотрите на картины.
- Какие времена года изображены на картинах? Как вы догадались? Какие животные?
3. Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы
а) Инсценировка (дети готовятся заранее).
Кто самый главный?
Вот заспорили как-то части растения: кто из них самый главный?
Корень (1 ребенок). Я здесь самый главный! Я укрепляю растение, я пою его водой и кормлю. Но что растения — я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Только то, что я первым из семян появляюсь, говорит о моей важности!
Листок (отрицает) (2 ребенок). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет. Это я умело используя тепло солнышка. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко.
Стебель (возмущается) (3 ребенок). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листьям. Это же моя тоненькая ножка передает питательные вещества и воду по всему растению. С ранней весны до самой зимы работаю, не покладая рук. Немного отдохну зимой, а с приходом тепла снова берусь за работу. Поднимаю вверх ветки с листьями и располагаю так, чтобы все солнышко увидели.
Цветок (удивленно) (4 ребенок). Какие вы наивные, спорите, кто из вас самый главный... Все, что вы делаете, - это все для меня! Не будет меня, - не будет и семян, а не будет семян — не будет и растения! Все, что вы получили из почвы, воздуха, воды, света, - вся эта забота обо мне. Будет цветок — будут семена и будет растение.
Семена (5 ребенок). Ваши пререкания пусты. Я — главнее всего! Все, что вы взяли из земли, воздуха, воды, - все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня разовьется и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новые семена!
б) Дискуссия.
—Ребята, как вы думаете какая часть главнее?
— Какое значение имеет каждая часть?
в) Выводы.
— Почему лист не может жить без корня?
— Какое значение имеет цветок для растения?
— Какая же часть растения самая главная?
Использование разнообразного комплекса игровых заданий, речевых упражнений в совокупности с витагенными приемами обучения позволило получить положительные изменения не только в сфере формирования понятий у детей. В познавательном и речевом развитии дошкольников, имеющих нарушение зрения, также обнаружились качественные изменения. У детей значительно расширился объем понятийного, глагольного словаря и словаря признаков. Дети научились применять в самостоятельной речи изученные понятия, составлять с ними небольшие рассказы, опираясь на жизненный опыт, положительная динамика наблюдается в дифференциации близких по содержанию понятий. Рассказы детей о природных явлениях и окружающей нас природы стали более содержательны и логичны. Большие успехи наблюдаются у детей по темам «Овощи», «Домашние животные», «Времена года». Положительная динамика наблюдается по темам «Инструменты», «Водоемы». Наиболее трудным для детей оказался раздел «Деревья», «Грибы».
Таким образом, изложенное нами содержание коррекционно-педагогической работы с использованием специальных речевых упражнений и приемов витагенного обучения обеспечивает оптимальную базу для формирования понятий у дошкольников с косоглазием и амблиопией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: многомерно-голографический подход. – Екатеринбург., 2001
- Былицкая И.П., Полякова Н.Г. Природа и дети: Пособие для орг. внеурочной деятельности учащихся. - Мн., 1997
- Гулякевич Г. Ф. Игры по ознакомлению с окружающим миром. Мн., 1991.
- Кривенко В.А. Опора на витагенный опыт школьников как средство развития познавательного интереса. – Екатеринбург, 2002.
- Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн., 1996.
- Ремезова Л.А Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с предметным миром. Учебно-методическое пособие, Самара: Изд-во СГПУ, 2008.-208 с.