АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционную гимнастику нужно проводить ежедневно, перед зеркалом, чтобы вырабатываемые у детей навыки постоянно закреплялись. Не следует предлагать детям более 3-5 упражнений за раз и по продолжительности не более 3-5 минут.
Каждое динамическое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Комплекс упражнений для свистящих звуков С, З, Ц
1) Загони мяч в ворота
- Вытянуть губы вперед трубочкой.
- Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
2) Месим тесто
- Улыбнуться.
- Немного приоткрыть рот.
- Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
- Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.
3) Блинчик
- Улыбнуться.
- Приоткрыть рот.
- Положить широкий язык на нижнюю губу.
- Удерживать под счет от 5 до 10.
4) Кто дальше загонит мяч?
- Улыбнуться.
- Положить широкий язык на нижнюю губу.
- Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
5) Чистим зубки
- Улыбнуться.
- Показать зубы, приоткрыть рот.
- Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы.
Комплекс упражнений для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч
1) Вкусное варенье
- Слегка приоткрыть рот.
- Улыбнуться.
- Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
2) Месим тесто
- Улыбнуться.
- Немного приоткрыть рот.
- Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
- Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.
3) Блинчик
- Улыбнуться.
- Приоткрыть рот.
- Положить широкий язык на нижнюю губу.
- Удерживать от 5 до 10.
4) Грибочек
- Улыбнуться.
- Показать зубы, приоткрыть рот.
- Поцокать языком, будто едешь на лошадке.
- Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).
5) Кто дальше загонит мяч?
- Улыбнуться.
- Положить широкий язык на нижнюю губу.
- Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
6) Гармошка
- Улыбнуться, приоткрыть рот.
- Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу).
- Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
7) Фокус
- Улыбнуться, приоткрыть рот.
- На кончик носа положить ватку.
- Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
Комплекс упражнений для звуков Л, Ль
1) Месим тесто
- Улыбнуться.
- Немного приоткрыть рот.
- Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
- Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.
2) Вкусное варенье
- Слегка приоткрыть рот.
- Улыбнуться.
- Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
3) Самолет
- Губы в улыбке.
- Рот приоткрыт.
- Длительно произнести звук «ы-ы-ы».
4) Индюк
- Приоткрыть рот.
- Положить язык на верхнюю губу.
- Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».
5) Качели
- Улыбнуться.
- Приоткрыть рот, показать зубы.
- Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет).
- Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.
Комплекс упражнений для звуков Р, Рь
1) Чистим зубки
- Улыбнуться.
- Приоткрыть рот.
- Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки.
2) Маляр
- Губы в улыбке.
- Приоткрыть рот.
- Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад.
3) Кто дальше загонит мяч?
- Улыбнуться.
- Положить широкий язык на нижнюю губу.
- Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
4) Вкусное варенье
- Слегка приоткрыть рот.
- Улыбнуться.
- Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
5) Индюк
- Приоткрыть рот.
- Положить язык на верхнюю губу.
- Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».
6) Дятел
- Улыбнуться.
- Открыть рот.
- Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ
Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.
Раз-два-три-четыре-пять,
Мы идем, идем гулять,
Все лопаточки возьмем
И в песочницу пойдем.
Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку доставай.
Стрелочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Раскрывай пошире рот
И тяни язык вперед.
Раз, два, три, четыре, пять -
Стрелку будем выполнять.
Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Цок-цок-цок!
Мы все сказали,
Как лошадки поскакали.
Вот лошадки поскакали,
Язычок, поцокай с нами.
Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
У Антошки есть гармошка.
Поиграй-ка нам немножко.
Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
Старательно красим: назад и вперед,
Давайте покрасим скорей потолок!
Маляр торопился
И кисть уволок.
Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
Язык широкий положи
И края приподними.
Оближем верхнюю губу -
Варенье очень я люблю.
Всем на удивление
Вкусное варенье.