ПРОЕКТ
«Дом, в котором живут гласные»
Автор: Кокарева Любовь Александровна,
учитель-логопед МБОУ №168 г.о.Самара
1. Актуальность
Младшие школьники с общим недоразвитием речи, как известно, испытывают разнообразные трудности при овладении навыками письма и чтения. Это связано с тем, что у них не сформированы основные предпосылки письменной речи – как речевые, так и неречевые. При овладении чтением и письмом огромную роль играет формирование звуко-буквенных связей. В свою очередь, эти связи могут быть сформированы только при условии четкого представления о зрительном образе букв.
Зрительный образ букв усваивается детьми более успешно в практико-ориентированной творческой деятельности, поэтому из современных технологий образования была выбрана проектная технология.
2. Цель и задачи
Цель: в процессе практико-ориентированной творческой деятельности на логопедических занятиях сформировать у первоклассников с ОНР образы гласных букв А, О, У, Э, Ы.
Задачи:
1. Формировать образы букв, которые обозначают звуки первого ряда.
2. Развивать изобразительно-графические способности детей.
3. Учить работать в парах: договариваться, вступать в диалог, принимать точку зрения другого.
4. Отрабатывать умения представлять проект на публике.
4. Тип проекта:
- по доминирующей деятельности - практико-ориентированный, творческий;
- по продолжительности – краткосрочный (10 занятий);
- по количеству участников – подгрупповой (парный);
- по самостоятельности действий учащихся – под руководством учителя-логопеда.
5. Участники проекта: первоклассники с ОНР, учитель-логопед, родители.
6. Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная).
7. Продолжительность: 1 месяц.
8. Планируемый результат: презентация проекта в форме устного представления.
9. Этапы реализации проекта
Проект реализуется в 3 этапа:
- проектировочный этап;
- практический этап;
- этап оценки эффективности проекта.
I. Проектировочный этап
1) Определение проблемы проекта:
- для детей – с помощью образов букв создать интерьер для домика гласных;
- для логопеда – сформировать образ букв А, О, У, Э, Ы через практическую творческую деятельность детей.
2) Составление плана-схемы проекта.
3) Обсуждение проекта с родителями.
4) Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
II. Практический этап
1) Поиск предметов окружающей обстановки дома, схожих с образом гласных букв.
2) Подбор дву- и четверостиший о гласных буквах, отражающих описание зрительного образа букв.
3) Проектирование пространственного расположения мебели в комнате, доме.
4) Изображение предметов обихода с помощью гласных букв.
5) Прорисовывание букв в предметах обстановки дома, комнаты.
6) Подготовка устной презентации проекта, распределение ролей.
7) Презентация проекта на групповом занятии в присутствии родителей, классных руководителей.
III. Этап оценки эффективности проекта
1) Рефлексия.
2) Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
10. Используемая литература
- Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. Пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2005
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997
- Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. Пособие / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000. - № 7
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. – М.:АРКТИ, 2005
- Чуракова О.В., И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск 1, Самара, 2002