Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов

Автор:  Головина Анастасия Ивановна, учитель-логопед  МБОУ Тесинская СОШ №10 (Красноярский край, Минусинский район, с.Тесь)

 

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль, ... что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если Ваш ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос», «лопата»?

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.Словарные слова - одна из проблем начальной школы.

 Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

 Учителя в своей практике применяют методику П.С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.

 Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить Вам  несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющим в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

Важно помнить:

  1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
  2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания

  1. Чтение слова ребенком.
  2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
  3. Орфографическая работа над словом:
    • постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
    • звукобуквенный анализ слова,
    • деление слова на слоги и на слоги для переноса.
  4. Заучивание правописания данного слова:
    • подбор однокоренных слов,
    • составление словосочетания, предложения с этим словом,
    • подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
  5. Запись слова в орфографический словарик.

Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

  1. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  2. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов).
  3. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  4. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  5. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  6. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  7. .Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
    • по родам;
    • по числам;
    • по склонениям; с непроверяемыми гласными. А, О, Е, И;
    • с непроверяемой и проверяемой гласной;
    • одушевленные или неодушевленные предметы;
    • по тематике – Например, «Город» и «Деревня»;
    • по частям речи;
  8. Выписать из данных слов:
    • слова, состоящие из двух, трех слогов;
    • слова с «Й»;
    • слова с шипящими.
  9. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор - красный, улица - широкая).
  10. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
  11. Подбор однокоренных слов.
  12. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  13. Разбор слов по составу.
  14. Запись слов с разными приставками. Например: шел, пришел, ушел, зашел
  15. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади)
  16. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  17. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  18. Заменить одним словом набор слов («человек, который управляет трактором» – тракторист, «широкая проезжая асфальтовая дорога» – шоссе, «одерживать победу» - побеждать).
  19. Письмо по памяти.
  20. Самодиктант и взаимопроверка.
  21. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  22. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  23. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами («красное» - яблоко, «художественная» - литература, «драматический» - театр).
  24. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  25. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…).

Хорошо зарекомендовал себя

Cпособ написания слов  с закрытыми глазами

  • «Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
  • Назови его по буквам.
  • Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
  • Прочти медленно, как будешь писать.
  • Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь»
  • Все выполнять с закрытыми глазами.

Можно использовать

Метод ассоциативного запоминания слов

Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода

Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

  1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.

Например: береза

  1. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

Например: бе- ре- за

  1. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

Например: б_ Е., б_е..

  1. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

 

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

  1.  
    • Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:

Ассоциативная связь может быть по:

  1.  
    •  
      • цвету;
      • месту расположения;
      • форме;
      • звучанию;
      • действию;
      • вкусу;
      • материалу;
      • назначению;
      • количеству;
      • и т.д.
    • Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Словарное слово

* береза - по цвету белая..

* береза - кудрявая: нужен гребень - чтобы расчесать - по форме как буква е.

Результат: береза - белая, - гребень (е)

  1. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

 

б

 

б…

Е

…реза

 

л

 

 

а

 

 

я

 

  1. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ!

НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации.

Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

гАзета - бумАга,

кАрман - дырА,

дИректОр - крИк, рОт,

кОнцерт - нОта, дО, хОр,

зАвод - трубА,

кОрабль - вОлны, бОцман, кОк,

инЕй - бЕлый, снЕг,

лАдонь - лАпа,

кАпуста - зАяц

мАшина - шинА,

кАрандаш - грАнь, бумАга,

сОбака - хвОст

  

Литература, которая поможет Вам разнообразить ваши занятия с ребенком

1. В.В.Агафонов ""Неправильные правила" для словарных слов — и не только"
2. "Словарные слова в образах и картинках" Пособие для логопеда в 2ч

Аннотация:

В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.

3. Парамонова Л.Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов".

Аннотация:

Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.

4. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс" Авторы: Молокова А.В., Молоков Ю.Г., Килина Г.Ф.

Аннотация:

Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

5. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии." Автор Зегебарт Г.М.
Издательство. Генезис. М.,2007 

Яндекс.Метрика