Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов
Автор: Головина Анастасия Ивановна, учитель-логопед МБОУ Тесинская СОШ №10 (Красноярский край, Минусинский район, с.Тесь)
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль, ... что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова, как и таблицу умножения надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если Ваш ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос», «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.Словарные слова - одна из проблем начальной школы.
Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...
Учителя в своей практике применяют методику П.С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.
Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.
Я хочу предложить Вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющим в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.
Важно помнить:
- Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
- Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.
Для запоминания слов использовать следующие задания
- Чтение слова ребенком.
- Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
- Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.
- Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
- Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.
- Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
- Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов).
- Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
- Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
- Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
- Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
- .Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям; с непроверяемыми гласными. А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике – Например, «Город» и «Деревня»;
- по частям речи;
- Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с «Й»;
- слова с шипящими.
- Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор - красный, улица - широкая).
- Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
- Подбор однокоренных слов.
- Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
- Разбор слов по составу.
- Запись слов с разными приставками. Например: шел, пришел, ушел, зашел
- Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади)
- Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
- Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
- Заменить одним словом набор слов («человек, который управляет трактором» – тракторист, «широкая проезжая асфальтовая дорога» – шоссе, «одерживать победу» - побеждать).
- Письмо по памяти.
- Самодиктант и взаимопроверка.
- Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
- Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
- К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами («красное» - яблоко, «художественная» - литература, «драматический» - театр).
- Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
- Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…).
Хорошо зарекомендовал себя
Cпособ написания слов с закрытыми глазами
- «Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
- Назови его по буквам.
- Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
- Прочти медленно, как будешь писать.
- Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь»
- Все выполнять с закрытыми глазами.
Можно использовать
Метод ассоциативного запоминания слов
Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.
Суть метода
Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика
- Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.
Например: береза
- Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе- ре- за
- Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_ Е., б_е..
- Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:
-
- Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
-
-
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству;
- и т.д.
- Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
-
Например:
Словарное слово
* береза - по цвету белая..
* береза - кудрявая: нужен гребень - чтобы расчесать - по форме как буква е.
Результат: береза - белая, - гребень (е)
- Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
|
б |
|
б… |
Е |
…реза |
|
л |
|
|
а |
|
|
я |
|
- Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ!
НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации.
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
гАзета - бумАга, |
кАрман - дырА, |
дИректОр - крИк, рОт, |
кОнцерт - нОта, дО, хОр, |
зАвод - трубА, |
кОрабль - вОлны, бОцман, кОк, |
инЕй - бЕлый, снЕг, |
лАдонь - лАпа, |
кАпуста - зАяц |
мАшина - шинА, |
кАрандаш - грАнь, бумАга, |
сОбака - хвОст |
Литература, которая поможет Вам разнообразить ваши занятия с ребенком
1. В.В.Агафонов ""Неправильные правила" для словарных слов — и не только"
2. "Словарные слова в образах и картинках" Пособие для логопеда в 2ч
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.
3. Парамонова Л.Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов".
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.
4. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс" Авторы: Молокова А.В., Молоков Ю.Г., Килина Г.Ф.
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.
5. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии." Автор Зегебарт Г.М.
Издательство. Генезис. М.,2007