Реализация комплексно-тематического принципа в логопедической группе ДОУ
Автор: Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД» (г. Пермь)
В настоящее время в ДОУ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и приказом № 655 реализуется комплексно-тематическая модель образовательного процесса - объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».
Так как реализация комплексно – тематического принципа - позволяет сделать жизнь детей интересной, связать её с окружающей действительностью. И одним из положений ФГТ является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса».
А ведь главная задача педагога построить образовательный процесс так, чтобы жизнь детей стала интересней и была связана с окружающей действительностью.
Ещё Л.С. Выготский говорил: «Ребенок способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.
Схематично комплексно-тематическое планирование можно представить вот так:
Таким образом, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, на мой взгляд, обеспечивает:
* социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения событий;
* «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
* поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения содержания программы;
* технологичность работы педагогов по реализации программы (годовой ритм: подготовка к событию – событие – обсуждение и осмысление события).
Но полноценная реализация комплексно-тематического планирования невозможна без интеграции организационных форм воспитательно-образовательного процесса, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.
И это будет выглядеть так:
Образовательные области
Виды детской деятельности
Хотелось бы отметить, что в соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например, в форме игры частично проводится познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность; для развития продуктивной деятельности детей актуальными остаются также и беседа, и рассматривание, и наблюдения, и экскурсии и другие формы. Главное, чтобы формы работы с детьми были адекватными возрасту детей, целям развития, возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции.
В настоящее время комплексно-тематический принцип успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике (в логопедических группах). И я хотела бы предложить «Комплексно-тематическое планирование в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста».
Здесь вы можете СКАЧАТЬ «Календарно-тематическое планирование в логопедической подготовительной группе», которое включает:
- название месяца;
- название темы;
- название подтемы;
- ННОД;
- совместную деятельноть;
- самостоятельную деятельность.