Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников путем развития зрительного восприятия
Автор: Головина Анастасия Ивановна, учитель-логопед МБОУ Тесинской СОШ №10 (Красноярский край, Минусинский район, с.Тесь)
Проблема воспитания и обучения учащихся с нарушениями в развитии устной и письменной речи, трудности в усвоении ими программного материала из-за нарушений зрительно-пространственного восприятия.
Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, их оптимальная социальная интеграция.
Задачи:
- исследование теоретических вопросов, касающихся коррекции и развития зрительного восприятия;
- своевременное выявление обучающихся с проблемами формирования зрительного восприятия;
- отбор и систематизация специальных коррекционных приемов, направленных на предупреждение и коррекцию нарушений письма и чтения путем развития зрительного восприятия;
- оказание методической помощи педагогам и родителям.
Взаимосвязь зрительного восприятия с процессом формирования устной и письменной речи
Устная речь осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов. Письменная речь является зрительно-слухомоторным образованием.
В письменной речи моделируется звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится (через зрительное восприятие) в пространственную последовательность графических изображений.
Обучающиеся начальной школы очень часто смешивают Е – З, б-д, ш-т, и-п. Нередко обучающиеся не могут выделить ту сторону, с которой нужно начинать писать. На основе зрительного восприятия и в тесном взаимодействии с ним происходит не только дифференцирование зрительных образов букв, сходных по начертанию, но и формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений, лежащих в основе отработки стабильных графических буквенных форм(соблюдение высоты, ширины, наклона букв).
Чтение тоже начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Выработка навыка правильного чтения во многом зависит от точности зрительного восприятия длины, графического начертания букв, характера элементов, составляющих букву.
Вывод: коррекция дисграфии и дислексии не достигнет максимального эффекта, если у обучающихся отмечается недоразвитие основы процессов письма и чтения – зрительного восприятия.
Трудности в обучении проявляются с началом освоения чтения, счета и особенно письма.
Типичные ошибки:
- Явление зеркальности;
- Замены букв по количеству элементов, по пространственному расположению;
- Длительное неусвоение некоторых из букв.
- Сложной задачей является правильное расположение букв в строке, определение границ слова.
Группы недостатков в развитии зрительного восприятия
Недостатки зрительно-пространственного восприятия:
Трудности формирование зрительного образа буквы: обучающийся нарушает соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, пишет лишние или не дописывает элементы.
Трудное запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп, угадывание, возвратные движения глаз.
Обучающийся не видит строку, не может правильно расположить буквы в строке или переходит с одной строки на другую.
Обучающийся не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру.
Недостатки зрительно-моторной координации:
Неспособность провести прямую линию без отрыва карандаша.
Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента.
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).
Тремор.
Очень медленный темп письма.
В связи с перечисленными нарушениями зрительного восприятия, которые в целом влияют на формирование процессов письма и чтения, возникает противоречие между требованиями программы общеобразовательной школы и возможностями обучающихся с речевыми нарушениями. Способ преодоления – коррекция нарушений письма и чтения через развитие зрительного восприятия.
НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
- Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т.ч. буквенного
- Расширение объема зрительной памяти
- Формирование пространственных представлений
- Развитие зрительного анализа и синтеза
- Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений
- Дифференциация смешиваемых при письме и чтении букв
Примерные упражнения по развитию зрительного восприятия
Раздели и раскрась пирамидку так, чтобы в ней поместились все разбросанные детали
Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Для этого ребенку предлагаются сначала парные картинки с изображением одного и того же предмета, потом картинки с 2-3-мя отличиями (типа домиков), Предлагаются задания на различение геометрических фигур по форме и величине и цвету, а также задания на различение зашумленных предметов. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.