КОНСПЕКТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ВИКТОРИНЫ «МЫ - РОССИЯНЕ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР)
Дубровская Елена Олеговна, учитель-логопед,
Сафаргалиева Алина Вячеславовна, воспитатель
ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Цель - обобщение знаний детей о Родине, городе Санкт-Петербурге; развитие педагогической компетентности родителей в сфере патриотического воспитания ребёнка-дошкольника.
Задачи:
- Познавательные:
- способствовать формированию у детей и родителей интереса к Родине, к национальным традициям, символам и обычаям.
- Коррекционно-развивающие:
- способствовать расширению словарного запаса;
- развивать у детей логическое мышление, активизировать внимание, память, воображение;
-совершенствовать фонематический анализ и синтез;
- развивать слоговой анализ и синтез;
- развивать выразительность речи и движений.
- Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства;
- развивать коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: две переносные доски с маркерами; полоски цветного картона для задания «Собери флаг» (красного, белого, синего, черного, оранжевого, зеленого цветов); реквизит для задания «Найди русский народный костюм» (кокошник, лапти, сарафан, рубаха-косоворотка, костюмы других народов); два комплекта разложенных на составные части гербов России, СПб и МО «Юнтолово»; аудиозаписи гимна России музыка А.Александров, слова С.Михалков.
Предварительная работа
- чтение детям книг по теме викторины;
- рассматривание и ознакомление детей с символикой: России (герб, флаг, гимн), Санкт- Петербурга и муниципального образования «Юнтолово» ( герб);
- совершенствование умения разгадывать ребусы;
- ознакомление детей с русскими народными костюмами, играми, частушками, песнями;
- разучивание стихов о России;
- совместное создание с родителями фотокниг «Моя малая Родина», «Мои путешествия по стране», «Мы гуляем по Санкт-Петербургу».
Ход викторины
Вход детей и родителей в зал под песню «Матушка Россия»(слова и музыка Т.Буланова). Расположение участников викторины по краю ковра, напротив ведущего.
Ведущий: Здравствуйте друзья! Мы все с вами живем в России и сегодня мы собрались, чтобы узнать на сколько хорошо вы знаете свою родину: её историю, символику, традиции. Вы уже большие и должны знать, что на патриотических мероприятиях звучит гимн страны. И сейчас мы с вами послушаем гимн России музыка А. Александрова, слова С. Михалкова.
Начинаем мы нашу викторину с деления на команды в форме игры.
1. Вводная игра: «Определи, какой звук?»
Цель: развитие фонематического восприятия у детей.
Ведущий: Сначала дети, а затем и взрослые достают из мешочка по одной букве и определяют гласная она или согласная. Так образуются две команды.
Команды расходятся по местам (см. приложение).
Ведущий: Ваши знания сегодня будет оценивать наше уважаемое жюри (представление членов жюри).
2. Задание командам «Назови команду»
Надо выбрать капитана команды и дать название своей команде. Название должно быть связанно с Россией, с русскими сказками, былинами, историей.
Команды отвечают.
Жюри оценивает.
3. Разминка
Первый вопрос для детей. Назовите известных вам по сказкам и былинам русских народных богатырей?
Второй вопрос для детей и родителей. Назовите выдающиеся личности Российской державы?
Команды отвечают.
4. Конкурс: «Разгадай ребус»
Ведущий: Для команд показывается один общий ребус, даётся время, команды совещаются. Кто первым находит ответ, тот получает балл. Побеждает команда набравшая большее количество баллов.
Условие конкурса: вначале даются ребусы для детей, а затем более сложные ребусы для совместного разгадывания с родителями. Жюри присуждает дополнительные баллы за объяснение- как эти слова связанны с Россией.
Зашифрованные слова: Родина, Россия, Нева, космос, ракета, сила, дружба, Москва (зашифрованные ребусы см. в приложении).
Команды отвечают.
Жюри оценивает.
5. Конкурс: «Национальная одежда» (см.приложение)
Ведущий: Национальная одежда - это своеобразная «книга». Научившись её читать, можно много узнать об обычаях, истории, традициях народа.
Первое задание конкурса: среди множества костюмов каждая команда должна найти по два предмета русского народного костюма. Задание выполняется двумя представителями от обеих команд одновременно. (Это задание не оценивается).
Второе задание конкурса: каждая команда выбирает следующих два представителя. Каждый ребёнок устно должен разделить слово на слоги и определить их количество в слове.
Команды отвечают.
Жюри оценивает.
6. Музыкальная пауза
Ведущий: С давних времён русский народ всегда умел не только хорошо работать, но и отдыхать. Люди восстанавливали свои силы, заряжались энергией с помощью песен, частушек, игр-забав. Вот и мы сейчас все дружно поиграем в русскую народную хороводную игру «Дударь».
7. Конкурс капитанов: «Скажи красиво»
Ведущий: Капитаны должны подобрать, сказать как можно больше красивых, добрых, выразительных слов о нашей Родине-России. Капитаны поочередно называют по одному слову( в случае затруднения капитана, команда помогает). Побеждает команда подобравшая большее количество слов.
Команды отвечают.
Жюри оценивает.
8. Конкурс: «Собери флаг» (см. приложение).
Ведущий: Все мы любим нашу Родину. Но важно не только любить, но и знать символику нашей страны. Этот конкурс покажет, как команды знают наш флаг.
Первое задание для детей: за определенное время, обе команды должны правильно собрать российский флаг.
Второе задание для всей команды: пояснить значение каждого цвета на флаге.
Команды отвечают.
Жюри оценивает.
9. Конкурс: «Три герба» (см. приложение).
Ведущий: Каждой команде раздаются элементы трёх гербов: России, Санкт-Петербурга и муниципального образования «Юнтолово».
Первое задание для детей: быстро и правильно собрать все три герба.
Второе задание для всей команды: объяснить, где какой герб. Дополнительные баллы даются за объяснение значения каждого элемента на гербе.
Команды отвечают.
Жюри оценивает.
10. Музыкальная минутка
Ведущий: Исполняется русская народная песня «Весна-Красна» в обработке И.Якушиной.
11. Конкурс: «Дорисуй слово» (см.приложение)
Ведущий: Ребята, пока мы с вами пели песню, принесли две телеграммы от Буквоешки: «Что случилось, что случилось?
Не могу никак понять?
Наши буквы изменились.
Невозможно их узнать!»
( Кн. «Занятия по развитию речи» И.А. Морозова)
Перед каждой командой выставляются две переносных доски, на которых написаны по два слова с пропущенными элементами. Слова для заданий: РОССИЯ, РОДИНА, ГОРОД, СЕМЬЯ.
Посмотрите, тут написаны слова в которых Буквоешка съела часть буквы.
Первое задание: дети становятся друг за другом, поочерёдно подходят к доске и дописывают по одному недостающему элементу буквы. В конце читают слова.
Второе задание: а теперь назовите в своих словах мягкие и твёрдые согласные.
Побеждает команда быстро и правильно выполнившая задания.
Команды отвечают.
Жюри оценивает.
12. Заключение
Ведущий: Пока жюри подводит общий итог нашей викторины, ребята подготовили стихотворение о Родине.
Дети рассказывают стихотворение В.Гудимова «Нет края на свете красивей».
Заключительная песня «Наша Родина-Россия» слова и музыка М.В.Сидорова.
Вручение призов под звучание фанфар