КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
"Образование имен существительных с суффиксом -ница- со значением вместилища (посуды)"
Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед
ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)
Цели:
- Обогащение и активизация словаря по теме «Посуда»
- Учить выделять морфему - ница – из слов
- Учить осуществлять синтез (склеивание) морфем
- Закрепить данную модель словообразования
- Формировать навык практического применения слов сложной слоговой структуры
- Развивать тактильное восприятие
- Развивать линейную слуховую память
- Развивать общую моторику
- Развивать слуховое и зрительное внимание
Оборудование: посуда, продукты питания, мяч, картинки с изображениями посуды, продуктов питания, картинка – символ частицы - ница - , картинки с изображениями молочницы, лимонницы, капустницы, Масленицы, грибницы.
Ход занятия
I. Оргмомент
Игра «Волшебный мешочек»
Л: Нам по почте прислали волшебный мешочек! Давайте определим на ощупь, что лежит в волшебном мешочке.
Дети по очереди определяют, что лежит в волшебном мешочке и достают по одному предмету – хлеб, сахар, сухарь и тд
Л: дети, как назвать все эти предметы?
Д: это продукты питания
II Основная часть
Л: для каждого продукта есть своя посуда
Хлеб хранится в хлебнице
Сахар хранится в сахарнице
Сухари – в сухарнице
Конфеты – в конфетнице
На столах появляется эта посуда
Л: положите каждый продукт в свою посуду
Дети раскладывают продукты
Л: а что осталось пустым? Дети, это селедочница! Как вы думаете, для чего она?
Д: для селедки и другой рыбы
Л: правильно.
Логопед повторяет названия посуды, выделяя голосом частицу НИЦА
Л: я открою вам секрет. Часто в названии посуды для продукта есть частица –ница-. Эта частица помогает нам придумывать большие слова из маленьких.
Логопед показывает детям символ частицы – паровозик, на котором написано: НИЦА
Логопед выставляет на доске линейный ряд картинок – сухарь, салат, хлеб, сахар, суп
Дети называют слова – картинки
Л: а теперь внимательно послушайте и расставьте картинки в следующем порядке
Сахар, суп, салат, хлеб, сухарь
Дети выполняют задание
Порядок расстановки меняется 4-5 раз
Л: А теперь поучимся составлять слова из данных картинок и символа нашей частички - ница –
Логопед вызывает 2 детей к доске: одному дает в руки картинку, другому – символ частицы.
Л: было слово суп, добавим частицу - ница – получилось слово супница! Что означает это слово?
Д: посуду для супа
Аналогично проводится работа с другими картинками
III. Физминутка
IV.
1. Логопед раскладывает на ковре картинки: лимон, хлеб, сухарь, капуста, сахар, суп, селедка, салат, молоко, масло
Л: Дети, выберете те картинки с продуктами, если в названии посуды для него есть частица - ница –
Ответы детей: я выбрал сахар, потому что посуда для сахара называется сахарница
По ходу выполнения задания, если ребенок выбрал картинку неправильно, логопед объясняет его ошибку (логопед объясняет значение слов и показывает картинки с изображениями лимонницы, капустницы, Масленицы, грибницы, молочницы)
2. Игра с мячом «Что для чего»
Л: Я буду кидать каждому мяч и называть продукт, а вы должны назвать посуду для этого продукта
3. Логопед приглашает детей к столу, где заранее была создана путаница (продукты разложены не в свою посуду) и просит детей исправить ошибки и сказать, что куда мы положим
4.Игра «Хлопни, если неправильно»
Л: а теперь сыграем в такую игру! Я называю разные предметы посуды, если вы услышите, что я назвала не посуду, то должны хлопнуть в ладоши и объяснить, в чем я ошиблась!
Сахарница, конфетница, лимонница (хлопок – ответ ребенка: лимонница – это бабочка) и тд
V. Итог занятия
Оценка работы детей. Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно делать на занятии.