КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
"Огород. Овощи"
Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед
ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)
Цели:
- Активизация пассивного и активного словаря по теме “Овощи”
- Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
- Учить образовывать от существительных единственного числа существительные множественного числа
- Развивать внимание и мышление
- Развивать мелкую, общую моторику.
Оборудование: демонстрационный материал – картинки овощей; наглядное пособие “Как растут овощи”, картинно-графический план, мяч, рабочие тетради, карандаши
Ход занятия
I. Оргмомент
Игра «4 лишний»
На доске вывешены картинки: огурец, капуста, яблоко, кабачок
Л: Дети, посмотрите на доску и скажите, какая картинка лишняя?
Д: Яблоко
Л: почему?
Д: потому что это фрукт, а кабачок, огурец, капуста – это овощи
II. Основная часть
1. Беседа об овощах
Л: Дети, сегодня мы поговорим об овощах. Какие овощи вы знаете?
Дети называют овощи
Л: А где они растут?
Д: на огороде
Л: правильно. Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи
Логопед читает стихотворение:
В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Выставляются картинки овощей
2. Л: Овощи на огороде растут по-разному:
У моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;
У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;
У помидора, гороха, перца, баклажанов - плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)
Л: Кто может назвать овощи, которые мы срываем?
Д: огурцы, помидоры, перец и др.
Л: А которые выкапываем?
Д: картофель
Л: А которые выдёргиваем из земли?
Д: морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.
Л: А какие овощи мы срезаем ножом?
Д: тыква, кабачок, капуста, баклажан
Л: Кто ухаживает за овощами?
Д: За овощами ухаживают огородники на дачах и овощеводы в колхозах.
Л: А как они ухаживают за овощами?
Д: Они их сажают, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, подкармливают.
Л: Для чего нужны овощи?
Д: В овощах очень много витаминов, полезных для здоровья.
Л: Что можно приготовить из овощей?
Д: Из овощей можно приготовить соки, пюре, салаты, рагу
3. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.
Л: Что это?
Д: Помидор
Л: Помидор – это фрукт или овощ?
Л: Где растёт? В саду или на огороде?
Л: Какой по цвету?
Л: Какой по форме?
Л: В каком виде употребляем в пищу?
Л: Кто попробует рассказать о луке по плану?
Ребёнок рассказывает о луке с помощью картинно-графического плана
Примерный образец рассказа: Лук – это овощ. Лук растет на огороде. Он маленький и круглый. По цвету лук коричневый. Лук твердый. По вкусу он горький. Лук добавляют в суп и во вторые блюда. Лук очень полезен!
III. Физминутка
IV. 1. Игра «Загадки - складки»
Л: Пышный хвост схватил я ловко,
Потянул – и вот…
Д: морковка
Л: Я твержу сестре Лариске:
Нет окрошки без…
Д: редиски
Л: Сильно плачут все вокруг,
Если мама режет…
Д: лук
И тд
2. «Один - много»
Л: я буду называть один предмет, а вы – когда много
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Кабачок – кабачки и тд
3. Работа в тетрадях
Игра «Нарисуй много»
Дети рисуют много помидоров, репок, баклажанов и называют, что нарисовали
V. Итог занятия
Оценка работы детей. По просьбе логопеда дети рассказывают, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли. Логопед положительно оценивает работу детей.