Конспект организации игровой деятельности с детьми подготовительной логопедической группы
Автор: Азаренко Юлия Степановна,
учитель-логопед ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Тема: Звук – буква – слог – слово – предложение – рассказ
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о звуках, их акустических, артикуляционных признаках.
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
- Закреплять навыки составления слогов из звуков, слов из слогов, предложений из слов, связного высказывания из предложений.
- Учить детей распростронять предложения с помощью дополнительных слов.
- Учить детей находить смысловые ошибки в предложении исправлять их.
- Развитие слухового внимания, памяти.
- Формирование навыка сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: Предметы для извлечения звуков (ножницы, бумага, шуршащий пакет, колокольчик и.пр, игровой модуль «телевизор», различные варианты фишек для обозначения звуков (крышки от бутылок, магниты, элементы конструктора и пр., мозайка, карандаши, палочки – для составления букв, игрушки для составления загадок по отгадыванию слов по первым звукам, геометрические формы на магнитах, Картинаки с изображением простых действий (девочка ест суп, моет посуду, собака сторожит дом и т.д.), 2 серии сюжетных картинок, медали «Я умник!»
Ход игровой деятельности:
1. Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ветерка и т.д. (Дать детям послушать запись звуков природы, бытовых звуков).
Предложить детям самим попробовать создать различные звуки из любых предложенных предметов: ножницы и бумага, стакан с водой и т. д.
Ведущий игры – ребёнок.
2. Среди всех этих многообразных звуков есть те, которые передают нам информацию, с помощью которой общаются люди: это звуки речи.
Какие бывают звуки речи? (обсуждение: гласные и согласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Как и с помощью чего можно определить, какой звук мы слышим.).
Игра «Испорченный телевизор». В предложенном телевизоре не работает звук. Ребёнок водящий беззвучно произносит гласные звуки, другие дети пытаются его отгадать по артикуляции. (Можно усложнить игру, предложив ребёнку произносить звук с заданной интонацией).
3.Ребята, а вы умеете правильно определять и обозначать, какие звуки вы слышите? Давайте проверим! Детям предлагается выполнить звуковую схему слов (на картинках) с помощью различных форм обозначений: фишки, цветная мозаика, цветные губки, магниты, крышки и т.д. Слова-картинки для разбора дети выбирают сами.
4.Отгадайте загадку: 33 сестрички, ростом невелички. Если знаешь их секрет, то на всё найдёшь ответ! (буквы)
Каждый звук обозначает какую-то букву. А вы знаете буквы? Составление букв из различных подручных материалов на ковре. (карандаши, пазлы, мозайка и т.д.) Задания задают сами дети.
5.Динамическая пауза: Делим слова на слоги: можно отхлопывать, топать, прыгать необходимое число раз. Действие и слова предлагают сами дети.
6. Что можно составить из слогов? (слова). Игра: Слова вокруг нас – поиск слов с заданным звуком и определение места этого звука в данном слове (звуки задают сами дети). Можно свободно перемещаться по группе.
7.Игра «Составь слово по первым звукам». Дети сами друг для друга составляют загадки, используя предложенные предметы(игрушки)
ЛУК – (игрушки и предметы: Лампа, Утка, Кошка)
8.А что можно составить из слов? Зачем нам нужны слова? (чтобы общаться, составлять предложения).
Упражнение «Укрась предложение». Детям предлагается простое предложение, они пытаются его «украсить» с помощью дополнительных слов. Считают слова в предложении.
Дети гуляют.
Дети гуляют в парке.
Дети гуляют в городском парке.
Дети с радостью гуляют в городском парке.
Весной дети с радостью гуляют в городском парке.
9.»Нелепицы» .Дети, глядя на предложенные картинки, придумывают сами предложения со смысловыми ошибками, исправляют их.
Дом сторожит собаку.
Суп ест девочку.
Стена висит на часах. и т. д..
10. Что же такое рассказ? Зачем он нам нужен? (обсуждение)
Детям предлагается разделиться на две команды. Каждой команде нужно составить рассказ по серии сюжетных картинок, выложив правильно последовательность происходящих действий.
11.Подведение итогов.
Когда мы были маленькими, мы могли лишь только слышать разные звуки, потом научились сами произносить какие-то звуки, потом научились говорить слова, а теперь умеем составлять предложения и рассказы! В мире звуков и слов мы теперь можем всё! Можем общаться с другими людьми, писать, сочинять сказки, рассказы и т.д.
Вручение медалей «Я умник!»