Тема «Совместная партнёрская деятельность учителя – логопеда и воспитанников в условиях реализации ФГТ»
Автор: Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД» г. Пермь
Совместная партнёрская деятельность предполагает:
1. Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.
2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников
Общая цель включает в себя два вида постановки и решения задач:
*первый вид – постановка и решение педагогических задач;
*второй вид – постановка практической задачи перед детьми.
3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо распределены.
Функции органа организации и руководства:
*Планирование.
*Распределение обязанностей.
*Контроль.
*Ответственность за общий результат.
4. Разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.
5. Возникновение межличностных отношений, проявляющихся в общении, обмене действиями, информацией, желаниями.
Вот два варианта реализации партнёрской позиции:
Партнёр – модель
Партнёр - сотрудник
Я предлагаю материал по реализации образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация» в моделях организации образовательного процесса, включающих:
- совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;
- учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.
В настоящее время новые ФГТ вносят существенные изменения и в структуру планирования воспитательно-образовательного процесса.
Поэтому при планировании совместной деятельности с воспитанниками я учитываю следующее:
- решение образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время,
- планирование образовательного процесса с учётом интересов детей,
- использование партнёрской позиции и партнёрской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности),
- сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.
Я работаю в детском саду, который принадлежит ОАО «РЖД», поэтому его посещают 95% детей, чьи родители трудятся на предприятии данной организации. И на территории нашего детского сада железнодорожная тематика при организации видов деятельности актуальна.
Тема ННОД: «Я б в железнодорожники пошёл – пусть меня научат!»
Цели:
1. воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к профессии железнодорожника, желание в будущем работать на железнодорожном транспорте;
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
2. образовательные:
- знакомить детей старшего дошкольного возраста с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями;
- дать представления о их значимости;
- расширить представления детей о железнодорожных профессиях и закрепить уже имеющиеся знания;
- учить соотносить профессию и орудия труда, необходимые для этой профессии;
3. коррекционные:
- активизировать внимание и речь, развивать логическое мышление;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать мелкую моторику;
- развивать артикуляционную моторику.
Оборудование:
Карточки: машинист, помощник машиниста, железнодорожная форма, проводник; карта для артикуляционной гимнастики; мяч; раскраски с железнодорожными профессиями; карандаши; восковые мелки; предметные картинки с изображением людей железнодорожных профессий; атрибуты железной дороги.
Ход совместной деятельности:
- Мотивационный момент.
(Дети стоят возле стола, на котором железнодорожные составы.)
Взрослый: Ребята, я знаю, что вы у меня очень любознательны и многие ваши родители работают на железнодорожном транспорте. Поэтому наш с вами разговор сегодня пойдёт о железной дороге.
Расскажите, кем работают ваши родители?
Ответы детей.
Взрослый: Скажите, какие разновидности поездов вы знаете?
Дети: Пассажирские и товарные.
Взрослый: В чём их отличие?
Ответы детей.
- Сообщение темы и цели совместной работы.
Взрослый: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места и послушайте загадку.
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка,
По дорожке той ползёт,
Весь обоз один везёт.
Что тянет состав.
Дети: локомотив или тепловоз.
Взрослый: Назовите профессии людей, которые работают на локомотиве.
Дети: машинист и помощник машиниста (слова закрепляются на доске).
Воспитатель: Чем занимается машинист?
Дети: Машинист ведёт состав и следит за сигналами.
Воспитатель: А помощник машиниста?
Дети: Следит за исправностью локомотива, за сигналами.
Взрослый: В каком костюме они ходят на работу?
Дети: В железнодорожной форме (закрепляется на доске).
Взрослый: Ребята, давайте выберем железнодорожную форму для машиниста и помощника машиниста.
Какая она?
Ответы детей.
Взрослый: Какими качествами должны обладать машинист и помощника машиниста?
Дети: Внимательными, умелыми и смелыми.
3. Артикуляционная гимнастика.
Взрослый: А ещё они должны обладать хорошей дикцией, так как им часто приходиться общаться по рации с диспетчерами станции.
« Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
О чём говорили на занятиях!»
Наш волшебный локомотив провезёт нас по парку артикуляционной гимнастики.
Как гудит локомотив или тепловоз или электровоз?
Медленно
Быстро
Высоко – низко
С паузами
Взрослый: Молодцы, вот и проехали мы по парку артикуляционной гимнастики.
- Формирование грамматического строя речи.
Взрослый: Послушайте, ещё одну загадку.
Этот дядя или тётя
Дома здесь и на работе,
Полку нужную укажет
Про дорогу всё расскажет.
Чай душистый принесёт,
И в вагоне подметёт.
О ком эта загадка?
Дети: Проводник.
Взрослый: Чем занимается проводник?
Ответы детей.
Взрослый: Как вы думаете тяжёлая или лёгкая работа у проводника и почему?
Ответы детей.
Взрослый: Каким должен быть проводник?
Ответы детей.
Взрослый: Ребята, давайте выберем железнодорожную форму для проводника.
Взрослый: Молодцы!
5. Динамическая пауза: «Кому, что нужно для работы?»
Взрослый: А сейчас, я предлагаю вам всем встать в круг и поиграть в игру «Кому, что нужно для работы?».
Я буду бросать вам мяч и называть железнодорожную профессию, а вы возвращать мяч и называть инструменты, необходимые для работы.
Машинист, помощник машиниста – локомотив;
Проводник – пассажирский вагон;
Диспетчер – компьютер;
Связист – светофор;
Осмотрщик вагонов, ремонтник – молоток;
Кассир – деньги, билеты.
6. Продуктивная деятельность.
Взрослый: Ребята, на ваших столах лежат раскраски, изображающие фигуры людей железнодорожных профессий. Я предлагаю вам выбрать любую и раскрасить. В рисунке постарайтесь передать цвет, характер людей этих профессий.
(Дети рисуют под музыку).
Взрослый: Да, чтоб обслужить железную дорогу,
Специалистов нужно очень много.
Сам машинист, помощник машиниста,
Кассир, министр и даже зам. министра,
Обходчик путевой внимательный,
Диспетчер чёткий, обязательный.
За то, что тёплый вагон,
И ходит поезд,
Им всем сердечно кланяемся в пояс.
7. Итог совместной деятельности.
Взрослый: Сегодня в ходе совместной работы мы говорили только о двух железнодорожных профессиях. Каких?
Ответы детей.
Но железнодорожных профессий много, о них мы и будем говорить.
А сейчас послушайте внимательно стихотворение, которое вам приготовили ваши товарищи.
1 ребёнок: Мы пока, что подрастаем,
Детский садик посещаем.
А как только подрастём –
И на транспорт мы придём!
2 ребёнок: Кто-то будет машинистом,
Кто пойдёт в диспетчера
Я – связистом!
Иль кассиром!
Может, выучусь на мастера!
1 ребёнок и 2 ребёнок: Все профессии нужны!
Все профессии важны!
Взрослый: И сегодня всем ребятам призы за хорошую работу! Приготовили железнодорожники и передали в небольшом локомотиве!