Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Животные жарких стран»
Автор: Хомутская Елена Николаевна,
учитель-логопед ЛГ МАДОУ ДСОВ №1 «Теремок», город Лангепас, Тюменская область, ХМАО-Югра
Тип занятия: Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка с детьми с общим недоразвитием речи, второй год обучения (подготовительная группа).
Форма занятия: Подгрупповое логопедическое занятие в условиях логопедического пункта.
Коррекционно-образовательные цели:
- Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Животные жарких стран».
- Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами.
- Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных, закрепление формы творительного падежа существительных).
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, развитие голоса и интонации, навыков слогового анализа, тонкой моторики, координации речи с движением, эмоций, воображения, мышления, памяти.
Воспитательные цели:
Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование:
Большой атлас «Волшебный мир животных», компьютерная презентация «Животные жарких стран. Антонимы», игрушки животных, СД с записью голосов животных, листы с силуэтами животных для штриховки по количеству детей, мольберт, игра «Чей? Чья?Чье?Чьи?», клейкие листочки со слогами.
Предварительная работа (проводится воспитателями групп): Просмотр иллюстраций из атласа «Волшебный мир животных», чтение рассказов о животных из экологической азбуки «Животные жарких стран», разучивание пальчиковой гимнастики, составление плана рассказа о диком животном, отгадывание загадок о животных.
Использование современных технологий:
- Развивающие технологии по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников Л Н Смирновой, Н.В. Нищевой.
- Компьютерные технологии: презентация «Слова - антонимы», запись голосов животных.
- Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, пальчиковая гимнастика с самомассажем, координация речи с движением, психогимнастические упражнения, голосовые упражнения.
Ход занятия
1.Организационный этап. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона).
Логопед приглашает детей в кабинет, на столах расставлены игрушки – животные жарких стран, звучит запись звуков джунглей, а потом отдельных голосов животных жарких стран.
Логопед читает стихотворение:
В жарких странах носороги
Просто ходят по дороге.
Мокнут в речке бегемоты.
Львы выходят на охоту.
Крокодилы, обезьяны,
Зебры, жители саванны.
И тропические птицы…
Есть чему тут подивиться! (В. Нищев).
Мы с вами оказались в джунглях. Посмотрите, сколько вокруг животных. Назовите их. А чьи голоса вы сейчас слышали?
Ответы детей: Я слышал, как трубил слон. А я слышал рычание тигра. Мне слышалось рычание льва. Были слышны крики обезьяны.
Логопед выключает проигрыватель и приглашает детей подойти к мольберту.
II. Основной этап:
1.Упражнение «Расскажи о животных». (Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков в рассказе).
Логопед помещает на мольберт, стоящий перед детьми большой атлас «Волшебный мир животных»
Логопед. Раз уж мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас. Вспомните план рассказа
Дети: Нужно назвать животное, а потом описать его, рассказать какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается.
Логопед. Правильно. Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди. Старайтесь говорить четко и красиво, правильно произносите звуки.
Два ребенка составляют рассказы, остальные дети могут составить рассказы в вечерний отрезок времени.
2.Упражнение «Кто самый внимательный».(Развитие речевого слуха, голоса. Совершенствование фонематических представлений, интонационной стороны речи)
Логопед вновь привлекает внимание детей к плакату.
Логопед. Продолжаем наблюдать за животными. Смотрите на них внимательно и слушайте мои вопросы и задания. Перечислите животных, в названии которых есть звук Р.
Дети. Жираф, тигр, носорог, зебра, крокодил.
Логопед. Есть ли здесь животные, в названии которых есть звук С?
Дети. Носорог, слон.
Логопед. Теперь назовите животных, в названии которых есть звук Л.
Дети. Слон, крокодил.
3. Упражнение «Раздели на слоги» (Совершенствование навыков слогового анализа).
Логопед. Разделите название животных на слоги. Слова из одного слога нужно закрыть листочком с одной полоской, слова из двух слогов – листочками из двух полосок, слова из трех слогов – листочками с тремя полосками, из четырех – листочками из четырех полосок.
Дети выполняют задания и комментируют свои действия.
В слове тигр один слог.
В слове жираф два слога.
4. Пальчиковая гимнастика. (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением).
Логопед предлагает выполнить пальчиковую гимнастику с элементами самомассажа «Где обедал воробей?».
Где обедал воробей? (Машут перекрещенными ладошками).
В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывшуюся пасть.)
(Далее на каждое название животного выполняют массирующие движения каждого кончика пальца).
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывшуюся пасть).
5. Игра «Скажи наоборот». (Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами)
Логопед приглашает детей к компьютеру посмотреть презентацию.
Логопед. Следующая игра вам знакома. Учимся подбирать слова «наоборот». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
У жирафа длинная шея, а у бегемота…
У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…
У слона большие уши, а у зебры ..
У бегемота широкая спина, а у зебры….
6. Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?». (Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных).
Логопед. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Животные спрятались, но вы можете видеть их лапы, хвосты, копыта. Рассмотрите карточки и расскажите части тела какого животного вы видите.
Дети. Я вижу крокодилий хвост, крокодильи лапы, крокодилье туловище.
Я вижу обезьянью голову, лапы, хвост.
Я вижу слоновье туловище, лапы, хвост, голову.
А я вижу тигриные лапы, туловище, голову.
Логопед предоставляет каждому ребенку возможность ответить не менее двух раз. А потом предлагает собрать животных из частей.
7. Упражнение «Кто кем был?» (Закрепление формы творительного падежа. Повторение названий детенышей животных)
8. Упражнение «Кто скорее?» (Развитие тонкой моторики, глазомера, умения правильно держать карандаш).
Логопед приглашает детей за столы, где лежат трафареты и карандаши.
Логопед. Выберите по одному силуэту, а потом заштрихуйте его простым карандашом прямыми вертикальными линиями, расположенными очень близко друг к другу. Постарайтесь выполнить задание быстро и аккуратно.
Дети выполняют задание. Логопед предлагает им определить того, кто выполнил задание быстрее и аккуратнее всех.
8. Упражнение «Расскажи, кто чем защищается?» (Закрепление формы творительного падежа существительных).
Логопед просит детей рассказать чем защищаются животные, когда на них нападает другое животное (копытами, рогом, лапами, бивнями).
9. Упражнение «Мы - артисты» (Развитие эмоций, воображения).
Логопед показывает какие-либо движения, а дети их повторят, затем дети придумывают движения сами: мартышку-кривляку, ленивого льва, грозного льва, крокодила, гиппопотама, злого шакала.
Логопед. Отлично, вы справились с этим заданием.
А теперь давайте покажем голосом как рычит тигр (громко, низким голосом) и как рычит тигренок (тихо, высоким голосом).
Дети выполняют задание.
Логопед. И еще одно упражнение: Произнести фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувствами (испуг, радость, удивление).
III. Заключительный этап (оценка работы детей).
Логопед предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли, какие задания выполняли, что им было интересно делать. Можно предложить детям оценить работу друг друга.
Затем логопед оценивает работу каждого ребенка (Вася сегодня лучше всех составил рассказ, Петя – лучше всех заштриховал слона, У Иры лучше всех получился грозный лев и т.д.). Каждому ребенку логопед вручает картинку с силуэтом игрушечного слоника, чтобы дома выполнить штриховку животного вместе с родителями.