Приемы, способствующие коррекции зрительного восприятия и пространственной ориентации при оптической дислексии
Автор: Головина Анастасия Ивановна,
учитель-логопед МБОУ Тесинской СОШ №10 (Красноярский край, Минусинский район, с.Тесь)
При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смещения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности зрительного и пространственного анализа, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных отношений.
В связи с этим при устранении оптической дислексии проводится работа в следующих направлениях:
- развитие зрительного восприятия и узнавания (в том числе и буквенного);
- уточнение и расширение объема зрительной памяти (развитие зрительного мнезиса);
- формирование пространственного восприятия и представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- дифференциация смешиваемых при чтении букв.
Развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)
С целью развития зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) предлагаются следующие задания:
1) назвать контурные изображения предметов (букв);
2) назвать недорисованные (буквы);
З) определить правильное и зеркальное изображения букв /З - С/
4) Определение правой и левой части разноцветных полосок:
А) покажи полоску, на которой справа синий цвет;
Б) назови цвет правой части полоски.
5) Составление разрезных на части картинок;
6) Срисовывание изображений из полуовалов и линий (сначала из 2 -3, затем 4-5 элементов);
7) Дорисование незаконченных контуров, кругов, треугольников.
Развитие зрительного мнезиса (памяти)
1. Запомни 4-5 картинок (букв), найди их среди других 8-10.
2. Разложи 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.
3. Игра « Чего не стало». Раскладываются 5 - 6 игрушек. Дети стараются запомнить их. Затем убирают одну, а дети отгадывают, какой игрушки не стало.
4. Найди сочетания (или слово). Выбрать те, что написаны до черты
СЕ |
СО ЕС ЕС СО СЕ ОС ЕС СЕ |
СЛОН |
НОС ЛОСН СМОН СЛОЛ СЛОН СЛОМ |
ЧАШКА |
ЧАЩК КАЧАЩ ЧАКАШ ШКА ЧАШКА |
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза
Пространственная ориентация включает 2 вида ориентировок, тесно связанных между собой:
1) ориентировка на собственном теле;
2) ориентировка в окружающем пространстве.
Приемы:
1. Покажи, какой рукой надо есть, писать, здороваться. Как называется эта рука?
2. Покажи левую руку.
3. Показать карандаш в левой руке (правой).
4. Напиши название буквы справа или слева от вертикальной линии.
5. Нарисовать букву под диктовку: 2 клетки вверх, вправо, вниз и т.д.
6. Найди букву среди графически сходных. Предлагаются ряды букв (это по Ананьеву).
Л М |
А Д |
Л Д |
В Р |
В З |
Г Е |
Г Т |
Г Б |
И Н |
П Н |
В Б |
Г П |
7.Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом
а б В Г
а б в г
А Б В Г
8. Обведи контуры букв Б О М
9. Допиши буквы
10. Конструирование букв из элементов.
11. Преобразование (добавь элементы, убавь и т.д. Р - В; Ж - К.
12. На какой предмет похожа буква О (обруч); Ж (жук); П (перекладина, ворота).
Знание закономерностей и симптоматики дислексии у различных групп детей позволяет правильно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексии.