Уважаемые коллеги! К сожалению, после переезда сайта некоторые изображения были перенесены некорректно. 
В ближайшее время все ошибки будут исправлены, прошу прощения за неудобства

Предметно-развивающая среда логопедической группы

Авторы: Туркина Наталья Владимировна, учитель-логопед

Бурцева Елена Аркадьевна,  воспитатель

Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 141 ОАО «РЖД» г.Пермь

 

Сегодня предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы)  уделяется большое внимание. 20 июля 2011 года вышел приказ № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

И нам хочется рассказать о том, как организована предметно-развивающая среда в нашей разновозрастной логопедической группе №5 Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 141 ОАО РЖД».

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс и об этом не стоит забывать. 

Максимальное  влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий: развития, воспитания,  обучения и предметно – развивающая среда помещений.

  

И мы уверенны, что развитие речевых возможностей дошкольника возможно только в хорошо оснащённой логопедической группе. 

Поэтому, в нашей группе нет места строгому стилю: обои, шторы, игрушки, мебель – всё проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребёнок чувствует себя свободным.

  

Структура предметно – развивающей среды группы определяется целями коррекционно – образовательной работы, подбором предметного содержания с учётом содержания основной общеобразовательной программы ДОУ, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов, а также взаимодействием педагогов: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования.    

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает возможности:

  • осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;
  • организации, как совместной деятельности взрослого и воспитанников,  так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми;
  • созданию комфортности и безопасности: создание максимального эффекта домашней обстановки (мебель, световое оформление интерьера, шторы, игрушки и т.д.)
  • обеспечение богатствами сенсомоторных впечатлений.

Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:

  • учебный блок заменяется на блоки  образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности  взрослых и детей;
  • увеличивается объем  совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая  как в ходе режимных моментов, так и  при организации разных видов детской деятельности;
  • изменяется содержание понятий  «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».

 Поэтому, для совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности мы создали «Центр сенсомоторного развития» с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек – заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега; сенсорного мешочка и т.д. 

 

 

Для обеспечения индивидуальной детской деятельности.  Мы создаём ситуации занятости и увлечённости каждого ребёнка.

Для функциональности предметно – развивающей среды. Используем настольно – печатные игры, весёлые игротеки, логопедические рифмовки, пальчиковый театр с маленькими друзьями развивает у дошкольников речь, творческое воображение, конструктивное мышление, восприятие окружающей действительности.

 

Для обеспечения возможности реализовывать исследовательскую, экспериментально – познавательную деятельности. У ребёнка должен быть выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования.

Например: для игры «Выложи букву» или «Найди букву» предлагается различный материал (проволока, шнурки, палочки, бумага, природный материал). При подведении итогов отмечаются  положительные стороны каждого ребёнка.

 

В основе организации предметно – развивающей среды группы следующие принципы:

  • Доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках.
  • Системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедической группы.
  • Интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
  • Здоровьесбережения: в группе проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте  ножки, стены оклеены в пастельные светлые тона; для игр на полу имеются ковры.
  • Природосообразности, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа), наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.
  • Мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время разнообразных видов деятельности.
  • Вариативности: наглядно – методический материал,  дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения).
  • Эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены.
  • Полифункциональности: предметно – развивающая среда группы открывает множество возможностей и в этом смысле многофункциональна. 

 

Успешное преодоление нарушений звукопроизношения возможно при правильно организованной предметно – развивающей среде и при тесной взаимосвязи, преемственности в работе учителя – логопеда, воспитателя, и единстве требований, предъявляемых к воспитанникам.

Задача формирования правильного звукопроизношения решается в течение всего дня, а упражнения на автоматизацию, дифференциацию тех или иных звуков включаются в различные режимные моменты.

Игра «Прятки с указанием пути». Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах группы с учётом предполагаемого местоположения ребёнка (впереди, сзади, слева, справа). Дети должны выбрать направление в поиске игрушки, назвать его и следовать по нему. Отыскав игрушку, нашедший ребёнок говорит, что и где нашёл [Я пошёл направо и нашёл куклу на полке.] 

Дидактическая игра «Поймай и скажи».

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребёнок, поймавший мяч, возвращает его взрослому и называет какое-либо действие этого животного.

Например: кошка (что делает?) мяукает. Корова …

Игра многовариативна.

Игра «Найди недостающую деталь».

Дети садятся за столы. Перед ними набор карточек с изображёнными на них предметами.

Воспитатель: Помощь здесь нужна, ребята. Посмотрите все сюда.

Тут чего – то не хватает,                     

Тут деталька вот нужна. Помогите, помогите и

Деталь скорей верните.

Ребята играют в предложенную игру.

 

Таким  образом,  предметно-развивающая среда нашей группы способствует организации коррекционно-развивающего обучения  и  индивидуализации  в  соответствии  с речевым  дефектом  ребёнка. А опыт  работы  с  детьми  5 – 7 летнего  возраста  убеждает  нас  в  том,  что  раннее  обучение  детей  основам  родного  языка,  когда  у  ребёнка  ещё  сохранено  интуитивное  «чувство  языка»,  позволяет  эффективно  и  осознанно  освоить  языковые  и  речевые  умения.  Это  впоследствии  успешно  скажется  на  обучении  ребёнка  в  школе и  позволит  ему  комфортно  ощущать  себя  в  обществе.

Яндекс.Метрика