Предметно-развивающая среда логопедической группы
Авторы: Туркина Наталья Владимировна, учитель-логопед
Бурцева Елена Аркадьевна, воспитатель
Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 141 ОАО «РЖД» г.Пермь
Сегодня предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) уделяется большое внимание. 20 июля 2011 года вышел приказ № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
И нам хочется рассказать о том, как организована предметно-развивающая среда в нашей разновозрастной логопедической группе №5 Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 141 ОАО РЖД».
Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс и об этом не стоит забывать.
Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий: развития, воспитания, обучения и предметно – развивающая среда помещений.
И мы уверенны, что развитие речевых возможностей дошкольника возможно только в хорошо оснащённой логопедической группе.
Поэтому, в нашей группе нет места строгому стилю: обои, шторы, игрушки, мебель – всё проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребёнок чувствует себя свободным.
Структура предметно – развивающей среды группы определяется целями коррекционно – образовательной работы, подбором предметного содержания с учётом содержания основной общеобразовательной программы ДОУ, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов, а также взаимодействием педагогов: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает возможности:
- осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;
- организации, как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми;
- созданию комфортности и безопасности: создание максимального эффекта домашней обстановки (мебель, световое оформление интерьера, шторы, игрушки и т.д.)
- обеспечение богатствами сенсомоторных впечатлений.
Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:
- учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;
- увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности;
- изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».
Поэтому, для совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности мы создали «Центр сенсомоторного развития» с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек – заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега; сенсорного мешочка и т.д.
Для обеспечения индивидуальной детской деятельности. Мы создаём ситуации занятости и увлечённости каждого ребёнка.
Для функциональности предметно – развивающей среды. Используем настольно – печатные игры, весёлые игротеки, логопедические рифмовки, пальчиковый театр с маленькими друзьями развивает у дошкольников речь, творческое воображение, конструктивное мышление, восприятие окружающей действительности.
Для обеспечения возможности реализовывать исследовательскую, экспериментально – познавательную деятельности. У ребёнка должен быть выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования.
Например: для игры «Выложи букву» или «Найди букву» предлагается различный материал (проволока, шнурки, палочки, бумага, природный материал). При подведении итогов отмечаются положительные стороны каждого ребёнка.
В основе организации предметно – развивающей среды группы следующие принципы:
- Доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках.
- Системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедической группы.
- Интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
- Здоровьесбережения: в группе проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте ножки, стены оклеены в пастельные светлые тона; для игр на полу имеются ковры.
- Природосообразности, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа), наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.
- Мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время разнообразных видов деятельности.
- Вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения).
- Эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены.
- Полифункциональности: предметно – развивающая среда группы открывает множество возможностей и в этом смысле многофункциональна.
Успешное преодоление нарушений звукопроизношения возможно при правильно организованной предметно – развивающей среде и при тесной взаимосвязи, преемственности в работе учителя – логопеда, воспитателя, и единстве требований, предъявляемых к воспитанникам.
Задача формирования правильного звукопроизношения решается в течение всего дня, а упражнения на автоматизацию, дифференциацию тех или иных звуков включаются в различные режимные моменты.
Игра «Прятки с указанием пути». Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах группы с учётом предполагаемого местоположения ребёнка (впереди, сзади, слева, справа). Дети должны выбрать направление в поиске игрушки, назвать его и следовать по нему. Отыскав игрушку, нашедший ребёнок говорит, что и где нашёл [Я пошёл направо и нашёл куклу на полке.]
Дидактическая игра «Поймай и скажи».
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребёнок, поймавший мяч, возвращает его взрослому и называет какое-либо действие этого животного.
Например: кошка (что делает?) мяукает. Корова …
Игра многовариативна.
Игра «Найди недостающую деталь».
Дети садятся за столы. Перед ними набор карточек с изображёнными на них предметами.
Воспитатель: Помощь здесь нужна, ребята. Посмотрите все сюда.
Тут чего – то не хватает,
Тут деталька вот нужна. Помогите, помогите и
Деталь скорей верните.
Ребята играют в предложенную игру.
Таким образом, предметно-развивающая среда нашей группы способствует организации коррекционно-развивающего обучения и индивидуализации в соответствии с речевым дефектом ребёнка. А опыт работы с детьми 5 – 7 летнего возраста убеждает нас в том, что раннее обучение детей основам родного языка, когда у ребёнка ещё сохранено интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.