Конспект индивидуального занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста в условиях логопункта
Тема: Автоматизация звука Р
Автор: Жук Марина Константиновна,
учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя
Цель:
- Закреплять произношение звука Р изолированно, в словах и фразовой речи.
- Развивать речедвигательные умения, фонематический слух, связную речь, память, внимание, логическое мышление.
- Воспитывать навыки самоконтроля за произносительной стороной речи.
Оборудование: картинки и игрушки со звуком Р, «Волшебный мешочек», зрительный символ звука, характеристика артикуляции звука на магнитах, элементы сказки о Ветерке и Дракончике, фишки и буквы для звуко-буквенного анализа, кубики с символами артикуляционных упражнений.
Ход занятия:
1 Артикуляционная разминка.
– Вспомни, пожалуйста, какие упражнения нам нужно сделать для того, чтобы наш язычок научился «рычать». Найди их на кубиках. Давай их выполним.
2 Сказка о Ветерке и Дракончике. Логопед совместно с ребёнком вспоминают сказку.
Текст сказки для чтения ребенку взрослым |
Действия, выполняемые ребенком по просьбе взрослого |
В пещере вновь борьба. Язык преградил путьВетерку, он поднялся вверх, к Верхним Зубам,прислонился к бугоркам около них.
|
Широко открыть рот. Широкий язык поднять вверх и приблизить к альвеолам. |
Ветерок с силой бросается прямо на стражника, происходит борьба.
|
С силой подуть на кончик языка так, чтобы он завибрировал. |
Ветерок все-таки прорывает преграду, которую устроили ему Язык и Верхние Зибы.
|
Длительно произнести звук р. |
Рассерженный Язык бьется о бугорки около Зубов,сердится, рычит. Поздно! Опять Ветерок на свободе!
|
Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.
|
3 Уточнение артикуляции звука (на магнитах). Выставляются положение языка, губ, зубов, ветерка, голоска.
4 Изолированное произнесение звука. «Песенка Грузовика». На доске выставляется зрительный символ звука.
5 Закрепление произношения звука Р в слогах. Чистоговорки-добавлялки. Нужное слово ребёнок находит на картинке.
РА-РА-РА - ДЕТВОРА, ГОРА, НОРА
РЫ-РЫ-РЫ – КОМАРЫ, ДВОРЫ, ШАРЫ
РУ-РУ-РУ – КЕНГУРУ, БЕРУ, ДЫРУ
РО-РО-РО – БЮРО, ВЕДРО, ПЕРО
6 Закрепление произношения звука Р в словах. Небольшие игрушки из «Волшебного мешочка» (РЫБА, РАКУШКА, КРАБ, ШАР, РАК, РАСЧЁСКА, ЖИРАФ, РУЧКА КУКУРУЗА, КОРОВА, и др.)
7 Звуковой анализ слова РЫБА и РЫБЫ
8 Составление сказки с использованием игрушек.
– Посмотри, сколько у нас с тобой игрушек. Давай придумаем сказку. (Варианты сказки могут быть самыми разнообразными).
9 Подведение итогов занятия. Оценка деятельности ребёнка.