Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения с детьми старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопункта
Тема: Дифференциация звуков С и Ш
Автор: Жук Марина Константиновна,
учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя
Цель:
- Учить различать звуки С и Ш на слух, выделять в слогах, словах, фразе; правильно характеризовать звуки.
- Развивать фонематический слух, продолжать формировать навыки звукового анализа. Развивать связную речь, логическое мышление, графические навыки.
- Воспитывать навыки самоконтроля за произносительной стороной речи.
Оборудование: кукла Бяка Задавака, веера с символами артикуляционных упражнений, характеристики артикуляции звуков на магнитах, картинки предметов на звуки С и Ш, 2 собаки игрушки, фишки для звукового анализа, экраны для письма, кубики с символами артикуляционных упражнений.
Ход занятия:
1 Артикуляционная разминка.
– Ребята, наша Бяка Задавака хочет проверить, помните ли вы её упражнения. Кукла Бяка Задавака показывает артикуляционные упражнения, дети повторяют, произносят названия упражнений, находят их на веерах.
2 Постановка цели занятия.
– Ребята, к нам сегодня пришли в гости 2 собаки. Дети читают клички собак (Салли и Шарик), определяют 1-ый звук в кличке собак (С и Ш). Логопед подводит к теме занятия: - Сегодня мы с вами будем говорить о звуках С и Ш
3 Уточнение артикуляции. Логопед совместно с детьми определяет положение органов артикуляционного аппарата. Дети выставляют картинки символы на магнитах на доску (губы, язык, ветерок, голосок). Определяют, сходство и различие звуков.
4 Игра «Будь внимателен». На С – присесть, на Ш – подняться на носочки.
5 Игра «Эхо».Дети повторяют за логопедом слоги с оппозиционными звуками:
СА- СА- ША СЫ – ШЫ – СЫ ШУ –СУ- ШУ ША – ША – СА
ША – СА – СА СА – ША – СА СО – ШО –СО СУ – ШУ – ШУ
6 Игра «Подари картинки Салли и Шарику». Дети произносят названия предметов на картинках, определяя в них звук С или Ш.
7 Динамическая пауза. Речь с движениями.
Шли по крыше три кота, (идут по кругу)
Смотрят в небо три хвоста. ( руки вверх)
Сели киски на карниз, (присесть на корточках)
Посмотрели вверх и вниз ( движения головой вверх – вниз)
И сказали три кота: (руки поочередно приставлять ко лбу)
«Красота, красота !» (ритмичные хлопки в ладоши)
8 Звуковой анализ.
– Ребята, отгадайте: Что защищает от пуль голову солдата? (Каска)А что обычно дети кушают на завтрак в детском саду? (Кашка) Давайте выложим эти слова на доске фишками, а затем, напишем на экранах буквами. – Чем отличаются слова?
9 Составление предложений со словами.
– А теперь мы придумаем предложения со словами КАШКА и КАСКА и тоже подарим их Салли и Шарику.
10 Придумывание сказки о язычке.
– Что-то загрустили наши гости. Чем их можно развеселить? (ответы детей). А давайте придумаем нашим друзьям сказочку о язычке и покажем. ( Составление сказки на кубиках, 3- 5 упражнений)
11 Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
12 Сюрпризный момент. Подарки от Салли и Шарика.