Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта
Тема: Профессии
Автор: Жук Марина Константиновна,
учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя
Цель:
- Уточнить и закрепить знания детей о профессиях.
- Продолжать учить составлять предложения по демонстрируемому действию, образовывать существительные от глаголов, развивать графические умения и навыки.
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование: кукла Бяка Задавака, веера с символами артикуляционных упражнений, мяч, демонстрационные картинки с изображением профессий, пазлы «Кому что нужно для работы»
Ход занятия:
1 Организационный момент.
Артикуляционная разминка.
– Ребята, наша Бяка Задавака хочет проверить, помните ли вы её упражнения. Кукла Бяка Задавака показывает артикуляционные упражнения, дети повторяют, произносят названия упражнений, находят их на веерах.(упражнения «Иголочка», «Щётка», «Маляр» и др.)
2 Постановка цели занятия.
– Ребята, что делает маляр? А что такое маляр? (Профессия). Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.
3 Игра «Вспомни – назови» Дети передают мяч по кругу, называя профессии, которые знают.
Игра «Кто что делает?»
Повар – варит, …. Парикмахер – подстригает, ….
Учитель – учит, …. Водитель – управляет автомобилем, ….
Продавец – продает, …. Фотограф – фотографирует,….
Актер – играет роль, …. Телеведущая – рассказывает новости,….
Ветеринар – лечит животных,…. Врач – лечит людей,….
Фермер – выращивает овощи,….
4 Беседа о названных профессиях : носят ли люди этих профессий форму, какие инструменты им нужны для работы?
5 Игра «Исправь Бяку Задаваку» Пазлы «Кому что нужно для работы»
- Ребята, Бяка Задавака принесла картинки. Посмотрите, это - молоток, градусник, ножницы, весы, краски. Бяка Задавака говорит, что половник нужен для работы учителю. По-моему, она ошибается. Давайте поможем Задаваке разобраться, кому что нужно для работы. Врачу нужны ... (бинт, вата, шприц, ... ). Врач лечит людей.
6 Игра «Кто больше?» (подобрать признак). Повар (какой?) – аккуратный, умелый, ... (водитель, летчик). Воспитательница(какая?)-добрая,умная,справедливая, строгая,…(учительница).
7 Динамическая пауза. Речь с движениями.
«Песенка точильщиков»
Точим, точим, точим нож!(трут ладонь о ладонь)
Будет очень он хорош.(два больших пальца вверх)
Будет резать он припасы: (имитируют режущие движения ладонь о ладонь)
Масло, сало, хлеб, колбасы, (имитируют рубящие движения ладонь о ладонь)
Помидоры, огурцы (стряхивают ладони)
— Угощайтесь, молодцы! (хлопают в ладоши)
8 Игра «Угадай, кто это?»
Логопед предлагает детям догадаться, человека какой профессии он изображает, когда: помешивает ложкой в кастрюле, пишет в тетради, расчесывает куклу, взвешивает на весах, из кирпичиков строит дом и т.д. Дети должны рассказать полным предложением о характерных признаках той или иной профессии: учительница пишет в тетради; строитель строит дом из кирпичей. И т.д.
9 Чтение рассказа логопедом с последующим его пересказом детьми. Беседа по вопросам.
В детский сад пришли двое новеньких — Миша и Гриша. Их привели мамы.
Мальчики познакомились. Миша спросил Гришу: «Где работает твоя мама?» — «А разве ты не догадался? — удивился Гриша. — Она же так пахнет лекарствами. Моя мама - врач. Заболеет человек — мама вылечит. А твоя мама, где работает?» — «А ты не знаешь? — в свою очередь удивился Миша. — Она же так пахнет хлебом! Моя мама пекарь, она печет хлеб, она кормит людей. Без хлеба не смог бы жить никто». — «И врач тоже?» — спросил Гриша. «Да, и врач», — ответил Миша.
10 Развитие графических навыков
- Какие предметы ты видишь на картинке? О какой профессии эта загадка? Раскрась тот предмет, который нужен для работы воспитателю. А кому для работы нужны остальные предметы?
Мы учим детишек
Считать, рисовать,
Природу любить,
Всякий труд уважать.
11. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.