Конспект открытого занятия по развитию речи во 2 мл. гр. коррекционного детского сада
Тема: «В гости к бабушке Маше»
Автор: Бокова Лина Илгизовна,
учитель-логопед МДОУ ДСКВ №14 «Дельфин» г. Трёхгорный, Челябинская область
Цели:
- закрепление названий овощей и фруктов;
- закрепление качественных признаков овощей и фруктов, употребление их в активной речи в правильной грамматической форме;
- воспитание слухового внимания;
- обучение ответам на вопросы полным предложением;
- развитие внимания, мышления, памяти;
- совершенствование мелкой моторики рук, мимики, дыхания.
Приблизительный пассивный и активный словарь: деревня, грядка, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редис, помидор, свёкла, овощи, сажать, поливать, зелёный, красный, жёлтый, оранжевый, круглый, овальный, дерево, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан, фрукты, сладкий, кислый, спелый.
Оборудование: шнуры для обозначения мостика, конверт с загадками и отгадками, игрушка- бабушка, 2 корзины, муляжи овощей и фруктов, 2 фланелеграфа, картинки для них, разрезные картинки, картинки- тени овощей и фруктов.
Предварительная работа:
- знакомство с овощами и фруктами, их качественными признаками, используя муляжи, предметные картинки, натуральные овощи и фрукты;
- рассматривание серий сюжетных картин, с изображением огорода, фруктового сада;
- чтение стихотворений: «Огород», «Фруктовый сад»; отгадывание загадок;
- беседа о том, что и за овощами и за фруктами необходимо ухаживать, чтобы уродился хороший урожай;
- закрепление материала в домашних заданиях (пальчиковая гимнастика, стихи, загадки, раскрашивание овощей и фруктов).
Ход занятия:
1 Оргмомент.
Здравствуйте, ребятки! Как у вас дела? Вы сегодня не замёрзли когда шли в садик? Ведь на улице у нас какое время года? (осень). Правильно. Ребята, а давайте покажем, как дует сильный ветер осенью, а как слабый ветерок?
Ребята, я хочу пригласить вас отправиться со мной в деревню, где вас ждёт очень хорошая бабушка, она хочет похвалиться тем, что она вырастила. Хотите попасть к бабушке в гости ? (да). Тогда в путь!
(Заранее выкладывается на полу мосточек с помощью двух шнуров. Идут по мосту друг за другом. Читается рифмовка, одновременно выполняются движения в соответствии с текстом):
По мосточку мы идём,
В речку мы не упадём.
По дорожке побежали
И в деревню мы прибежали.
2 Отгадывание загадок.
Ну вот мы и пришли к бабушкиному дому.(Становятся перед дверью).
А теперь давайте медленно постучим (согнутым указательным пальцем по двери сначала тихо, а потом громко, а потом кончиками всех пальчиков. Пробуют открыть дверь , а она не открывается ,вдруг в двери находят конверт с загадками).
Ребята, посмотрите тут какой- то конверт, давайте посмотрим что в нём. Да здесь волшебные загадки, если они будут отгаданы, то дверь откроется.
(Читаются загадки, если дети затрудняются ответить показывается отгадка на картинке):
Я длинный и зелёный, Само в кулачок, красный бочок.
Вкусный и солёный, Тронешь пальцем- гладко,
Вкусный и сырой А откусишь- сладко.
Кто же я такой? (Огурец)
(Яблоко)
Уродилась я на славу
Голова была кудрява,
Кто любит щи- меня ищи.
(капуста) Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
После разгадывания загадок дверь открывается.
Посмотрите, вот мы и пришли к бабушке. (перед детьми на стульчике сидит бабушка, игрушка). Ребята, давайте с ней поздороваемся:- Здравствуй, бабушка!
Бабушка: Здравствуйте, ребятки!
3 Артикуляционная гимнастика.
Ребятки, давайте встанем к зеркалу и покажем бабушке, как мы умеем играть с язычком.
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки)
С ними худые- лишь кожа да кости (втягиваем щёки)
Бабушка милая всем улыбнулась (губы в широкой улыбке)
Расцеловать она всех потянулась (губы тянутся трубочкой)
Утром проснулись- в улыбочку губы (снова широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
А потом и нижние зубки
(повторение этих же движений в положении за нижними зубами)
Бабушка:
Ой, какие молодцы!
А пока я вас ждала , полюбуйтесь- ка сюда,
Что для вас я собрала.
Вы на коврик все садитесь
Рассмотрите, не ленитесь!
4. Расширение словарного запаса.
Посмотрите, что нам бабушка приготовила (перед детьми две корзины, одна с овощами, другая с фруктами. Каждая корзина рассматривается, называется каждый овощ и фрукт в отдельности, а также обобщённым словом.).
5. Мимические упражнения.
Называются качественные признаки фруктов. Одновременно выполняются мимические упражнения при их рассматривании:
- представьте, что кушаете вкусный, сладкий банан;
- представьте, что кушаете кислый лимон;
- представьте, что вы почувствовали приятный запах варенья из груши;
- представьте, что апельсин упал с дерева вам на голову;
- представьте, что вы откусили яблоко и увидели там червяка, который грызёт яблоко изнутри;
6. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
При рассматривании овощей:
- Что это?- Огурец. Это большой огурец, а вот маленький, а как мы его назовём?- огурчик…(Преобразовывать каждый овощ)
7. Дифференциация овощей и фруктов.
Логопед вдруг видит, что перепутала овощи и фрукты между собой, теперь их надо снова разложить по корзинкам.
Ой, ребятки, что же делать? Перепутала я всё.
Бабушка, наверно нас будет ругать,
Нужно, детки, всё обратно собрать.
Фрукты соберём туда, ну а овощи сюда.
- Молодцы, ребята, справились с этим заданием.
8. Физминутка.
А теперь мы дружно встанем и немножко поиграем,
Урожай у нас не плох, ждёт нас всех игра «Горох»!
(показывается картинка с изображением гороха)
Дом зелёный тесноват, узкий, длинный, гладкий.
( дети идут в хороводе)
В доме рядышком сидят круглые ребятки.
( дети садятся на корточки)
Осенью пришла беда- треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда круглые ребятки!
( дети разбегаются)
9. Дидактическая игра «Чего не стало?».
На одном фланелеграфе прикрепляются несколько продольных полосок. Детям объясняется, что это грядки в огороде, на которых должны расти овощи ( морковь, редис, капуста).На втором фланелеграфе прикрепляется несколько контуров фруктовых деревьев, на каждом должны расти фрукты(яблоко, груша ,слива). Внизу грядок – ведро, внизу деревьев- корзина..
Бабушка: Фрукты, овощи возьмите, куда надо посадите!
Каждый ребёнок выбирает себе фрукт или овощ и садит на соответствующий фланелеграф. После того, как всё посажено:
- Ребята , посмотрите, что растёт на грядках? -…Как мы назовём это одним словом? (овощи)
- А теперь посмотрите, что растёт на деревьях? -…Как мы это назовём одним словом? (фрукты).
А теперь закройте глаза и посмотрите, что изменилось. (В это время убирается овощ с грядки и вставляется в ведро, тоже самое с фруктами, дети должны назвать что исчезло с грядки и появилось в ведре и что исчезло с дерева и появилось в корзине) .Требовать от детей полного ответа.
Молодцы, ребята, и с этим заданием вы хорошо справились. А вы знаете, бабушка мне рассказала, чтобы созрел хороший урожай, за овощами и фруктовыми деревьями надо ухаживать: поливать, рыхлить землю (показ жестами).
11. Итог занятия.
Ну что, ребята, понравилось вам у бабушки в гостях? А давайте вспомним, чем сегодня интересным мы с вами занимались в гостях?
- отгадывали загадки, помогали бабушке складывать в корзинки овощи и фрукты, садили овощи на грядки, а фрукты вешали на деревья и т. д..
Вы бабушке тоже очень понравились. И она приготовила для вас гостинцы.(выставляется разнос с коробочками сока).
Вы любите пить сок? Я сейчас раздам вам картинку, а вы должны угадать, какой фрукт или овощ за ней спрятан, а потом найдёте этот же фрукт или овощ на коробочке с соком и это будет ваш подарок от бабушки ( каждому даётся картинка с изображением тени того или иного овоща, фрукта.)